Арбитражная практика

Решение от 19 октября 2011 года № А77-890/2011. По делу А77-890/2011. Чеченская Республика.

Решение

« 19 » октября 2011 г. г. Грозный Дело № А77-890/2011

Арбитражный суд Чеченской Республики

в лице судьи Зубайраева А.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Закриевой Л.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению: Первого заместителя прокурора Чеченской Республики

(далее – Прокурор) адрес: ЧР, г. Грозный, ул. Идрисова, 42

к ответчику: Территориальному управлению Росимущества в Чеченской Республике

(далее – Управление) адрес: ЧР, г. Грозный, ул. Интернациональная, 12

заинтересованное лицо: Открытое акционерное общество « Чеченнефтехимпром»

(далее – Общество) адрес: ЧР, г. Грозный, пр. Революции,7/84

о признании бездействия государственного органа незаконным

с участием представителей:

от заявителя – Котов А.В., удостоверение ТО № 038854

от ответчика – Сангариев А.М. доверенность от 11.01.2011г.



от заинтересованного лица – Джабиров М.И. по доверенности от 13.04.2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 19 октября 2011 года.

Установил:

Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления Росимущества в Чеченской Республике, выразившемся в непринятии мер по обеспечению проведения кадастровых работ и подготовке межевого плана и государственной регистрации права на четыре земельных участка со строениями, находящихся в границах муниципального образования г. Избербаш Республики Дагестан, что может повлечь противоправное отчуждение имущественных комплексов, находящихся в собственности Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании заявление поддержал, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.

Заявитель считает, что в нарушение требований закона, государственным органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества Российской Федерации, и обязанном осуществлять юридические действия по защите её имущественных прав допущено бездействие в виде непринятия мер по обеспечению проведению кадастровых работ, межевания и регистрации прав на земельные участки с находящимися на них строениями.

Представитель ответчика, требования заявителя признал обоснованными.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования заявителя также признал обоснованными.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав совокупность представленных доказательств, проанализировав их относимость и допустимость, а также достаточность и взаимосвязь, суд приходит к выводу о том, что требования Прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия(бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

На основании ст. 125, 210, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями от имени Российской Федерации приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.



Согласно п. 5.3., 5.8., 5.10, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, ( далее – Положение) указанный орган исполнительной власти, в том числе осуществляет полномочия собственника в отношении имущества Российской Федерации. При выявлении нарушений, связанных с использованием такого имущества, принимает необходимые меры по их устранению.

Кроме того, на основании п. 5.21., 5.22., 5.3., 5.40, Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет юридические действия по защите её имущественных прав, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.

Как установлено материалами дела при проверке исполнения законодательства об обороте государственного имущества, проведенной Прокуратурой ЧР с июля по сентябрь 2011г. в пользовании ОАО ( ранее – ФГУП) «Чеченнефтехимпром» ( правопреемника Грозненского управления «Госкомнефтепродукт» и «Грознефтехимстрой») расположенного в г. Грозном, пр. Революции, д.7/84, зарегистрированного в качестве юридического лица на территории Чеченской Республики, находятся объекты недвижимого имущества – земельные участки и расположенные на них строения в границах муниципального образования г. Избербаш Республики Дагестан, предназначенные для размещения баз отдыха сотрудников предприятия.

Указанные объекты недвижимого имущества в силу закона – п/п 1,2 ч. 1У приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 « О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» - являются собственностью Российской Федерации.

Распоряжением Управления от 12.11.2010г. № 596-РБ данные объекты были изъяты из пользования правообладателя и переданы в казну Российской Федерации. Указанный правовой акт как необоснованный отменен распоряжением самого Управления от 07.09.2011 № 392-МШ.

В соответствии с п/п. «б» п. 4 Положения об учёте федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом – в отношении федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на соответствующем праве, - по месту регистрации (для юридических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы соответствующие территориальные органы.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и подлежат государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – ФЗ №221) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Соответственно, регистрация права на земельный участок может быть произведена только после его индивидуализации как объекта недвижимости, которая осуществляется посредством кадастрового учета.

Согласно ст.ст.16, 36-38 ФЗ №221 постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления и необходимых для осуществления такого учета документов. Подготовка таких документов обеспечивается при проведении кадастровых работ, результатом которых является межевой план, содержащий сведения об образуемом земельном участке.

Таким образом, Управлением в нарушение требований ст. 125, 210, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5.3., 5.8., 5.10., 5.21., 5.22., 5.37., 5.40. Положения межевание данных земельных участков, их кадастровый учет и регистрация права собственности Российской Федерации на момент судебного разбирательства не осуществлены.

Бездействие ТУ Росимущества в ЧР в вопросе проведения кадастрового учета и регистрации права на указанные объекты недвижимости создает угрозу нарушения имущественных прав Российской Федерации.

Внесение соответствующих сведений в государственный кадастровый реестр объекта недвижимости обеспечивает учет имущественного комплекса, земельного участка, как индивидуально-определенной вещи.

Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

Ответчик, ссылаясь на принятие им определенных мер по данному вопросу, признает по результату обоснованность заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 3 ст. 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности бездействия государственного органа в вопросе проведения межевания, кадастрового учета и регистрации соответствующего права на имущество, являющее федеральной собственностью, и нарушении этим бездействий государственных интересов в сфере экономической деятельности.

В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.37. НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 АПК РФ, суд

Решил:

Чеченской Республике, выразившееся в неисполнении возложенной законом обязанности по обеспечению проведения межевания, кадастрового учета и регистрации права собственности Российской Федерации на расположенные в границах муниципального образования г. Избербаш Республики Дагестан четыре земельных участка со строениями, предназначенными для размещения базы отдыха ОАО « Чеченнефтехимпром».

Обязать территориальное управление Росимущества в Чеченской Республике организовать проведение межевания, кадастрового учета и регистрацию права собственности Российской Федерации на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий одного месяца, через Арбитражный суд Чеченской Республики.

Судья А.М. Зубайраев