Арбитражная практика

Решение от 21 ноября 2011 года № А32-24934/2011. По делу А32-24934/2011. Краснодарский край.

Решение

Дело № А32-24934/2011

г. Краснодар «21» ноября 2011 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Романова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Диденко Т.А., при отсутствии в итоговом судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края (ИНН 2336014989, ОГРН 1022304033597, далее УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края) к индивидуальному предпринимател Ф.И.О. (ИНН 233605978003, ОГРНИП 310233616100040, Краснодарский край, Красноармейский район, х. Трудобеликовский, ул. Мазуренко, д. 10, кв. 2, 01.05.1991 года рождения) о взыскании финансовых санкций,

Установил:

УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с ИП Дерябина С.А. финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, в размере 1039 руб. 20 коп.

Заявленные требования основаны на статьях 1, 11 (пункт 5), 17 (абзац третий) Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», статье 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и мотивированы непредставлением предпринимателем как застрахованным лицом (страхователем) – физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в установленный законом срок (ежегодно до 1 марта) сведений индивидуального персонифицированного учета.

При надлежащем, в том числе в силу действующей в силу частей 4 и 5 статьи 123 АПК РФ презумпции, извещении стороны явку своих представителей в предварительное судебное заседание и судебное заседание на стадии судебного разбирательства не обеспечили. Данных о нарушении органами почтовой и телеграфной связи действующих в сфере доставки судебной корреспонденции правил у суда не имеется. При этом со стороны суда было обеспечено своевременное размещение текстов принятых по делу промежуточных судебных актов, опосредующих движение дела, в общедоступных официальных базах «Картотека арбитражных дел» и «Банк решений арбитражных судов» в системе Интернет, а также направление судебной корреспонденции по всем известным адресам сторон.

До начала судебного разбирательства от заявителя в материалы дела поступило заявление об уменьшении размера требования до 580 руб. 22 коп. Заявление об уменьшении требований судом рассмотрено и удовлетворено, поскольку не нарушает прав и законных интересов ответчика и направлено на снижение размера взыскания (ст. 49 АПК РФ).

Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 26 (часть 1 статьи 212 АПК РФ).

Как следует из материалов дела и активно не оспаривается ответчиком, последний непрерывно с 10.06.2010 года по настоящее время является лицом, зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац первый статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик как индивидуальный предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 14 названного Федерального закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно абзацу пятому статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

При этом в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Данные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

Приведенный перечень сведений и порядок его представления являются самостоятельными и не подпадают под действие положений статьи 10 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в том числе по содержанию сведений, установленным сроку и конкретным основаниям представления.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В отсутствие отдельного самостоятельного порядка привлечения индивидуальных предпринимателей к данному виду ответственности непосредственно в Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», исходя из общей предметной сферы регулирования и необходимости обеспечения прав привлекаемых к ответственности субъектов предпринимательской деятельности на участие в рассмотрении данного вопроса, соответствующий порядок по общеправовому правилу аналогии закона определяется положениями статей 38 и 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», за исключением внесудебного порядка принудительного взыскания (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», пункт 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 № 105).

При этом соответствующие процедурные нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» прямо не предусматривают последствий их несоблюдения.

В этой связи и в силу полного совпадения текстуального выражения значительного числа норм статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемым процессуальным отношениям в полной мере применимы выработанные в отношении последней правовые позиции Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе о необходимости оценки существенности того или иного нарушения процедуры с точки зрения его влияния на возможность привлекаемого к ответственности лица представить уполномоченному административному органу доказательства, опровергающие объективную сторону вменяемого ему правонарушения, если таковые имеются в принципе.

Кроме того, необходимый уровень гарантий прав привлекаемых к ответственности лиц обеспечивается судебным порядком принудительного взыскания соответствующей санкции, позволяющим им опровергнуть наличие объективной стороны вменяемого правонарушения путем представления дополнительных доказательств, имевшихся у него к моменту рассмотрения акта и принятия решения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и др.

Согласно материалам дела, зафиксировав тот факт, что ИП Дерябиным С.А. не представлены в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок названные выше сведения индивидуального (персонифицированного) учета, УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края составило акт от 30.05.2011 № 1679 и в дальнейшем, вызвав привлекаемое к ответственности лицо на рассмотрение этого акта, вынесло Решение от 03.07.2011 № 1679 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в размере 580 руб. 22 коп.

В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке на основании решения от 03.07.2011 № 1679 и требования от 21.07.2011 № 1679 УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края обратилось в арбитражный суд за его принудительным взысканием.

Согласно статье 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 № 443 «О стоимости страхового года на 2010 год» утверждена стоимость страхового года на 2010 год исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на 2010 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» на 1 января 2010 года, в размере 10392 руб.

Поскольку сумма подлежащих уплате за 2010 год страховых взносов составляет 5802 руб. 20 коп., штраф в размере 580 руб. 22 коп. исчислен заявителем правильно.

При этом суд принимает во внимание наличие объективной стороны вменяемого ответчику правонарушения.

В деле нет сведений, свидетельствующих об обратном: что в 2010 году (для целей квалификации правонарушения) и в 2011 году (для целей определения подведомственности спора арбитражному суду) ответчик не являлся зарегистрированным индивидуальным предпринимателем; что соответствующие сведения были представлены ответчиком заявителю в установленный законом срок до 01.03.2011; что у ответчика были непреодолимые препятствия в осуществлении обязанности по представлению необходимых сведений; что Решение заявителя о привлечении к ответственности вынесено ранее даты, на которую было назначено рассмотрение вопроса в акте, либо это Решение было признано в установленном порядке незаконным. При этом фактическое приостановление либо неведение предпринимательской деятельности практического значения не имеет.

Ответчик избрал пассивную форму участия в судебном процессе. На нарушение его конкретных прав при фиксации правонарушения и их непосредственном влиянии на исход дела не указывает, Решение о привлечении к ответственности не оспорил, каких-либо контрдоводов либо дополнительных доказательств, опровергающих выводы заявителя либо подтверждающих факт уплаты штрафа, суду не привел и не представил.

Между тем, во-первых, в силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, во-вторых, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).

Таким образом, если определенные нарушения процедуры со стороны УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края и имели место, в том числе в части извещения, то они не привели к нарушению конкретных прав ответчика в материальном смысле в виду объективного невыполнения предусмотренной законом обязанности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя.

Расходы по делу в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ответчика.

При этом суд разъясняет ответчику, что в случае, если он по факту уплатил сумму штрафа до итогового судебного заседания, однако по независящим от него причинам не смог довести эту информацию до заявителя и суда, он имеет право обратиться в суд с заявлением о пересмотре решения по правилам главы 37 АПК РФ либо требовать от заявителя, чтобы последний не предъявлял судебное Решение к исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимател Ф.И.О. (ИНН 233605978003, ОГРНИП 310233616100040, Краснодарский край, Красноармейский район, х. Трудобеликовский, ул. Мазуренко, д. 10, кв. 2, 01.05.1991 года рождения) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации штрафные санкции в размере 580 руб. 22 коп.

Взыскать с индивидуального предпринимател Ф.И.О. (ИНН 233605978003, ОГРНИП 310233616100040, Краснодарский край, Красноармейский район, х. Трудобеликовский, ул. Мазуренко, д. 10, кв. 2, 01.05.1991 года рождения) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявления судом.

Исполнительный лист на взыскание штрафной санкции выдать после вступления решения в законную силу.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета выдать по истечении десяти дней со дня вступления решения в законную силу при отсутствии у суда сведений о добровольной уплате государственной пошлины в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 333.18 НК РФ.

Настоящее Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия, и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Судья В.Н. Романов