Арбитражная практика

Решение от 25 ноября 2011 года № А03-6634/2011. По делу А03-6634/2011. Алтайский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение г.Барнаул Дело №А03-6634/2011

Резолютивная часть решения оглашена 18 ноября 2011г.

Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2011г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Овчинникова *.*. , при ведении протокола судебного заседания секретарем Нижельской *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 4» (ОГРН 1022200555772, ИНН 2204001398), г.Бийск Алтайского края,

к открытому акционерному обществу «Бийскэнерго» (ОГРН 1112204000150, ИНН 2204003412), г.Бийск Алтайского края,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «БийскэнергоТеплоТранзит», г.Бийск Алтайского края,

о разрешении разногласий, возникших при заключении муниципального контракта теплоснабжения № 1300 от 17.03.2011,

без участия сторон,



Установил:

Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 4», г.Бийск Алтайского края, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Бийскэнерго», г.Бийск Алтайского края, в котором просит принять пункты 1.2., 1.3.4., 4.1., 5.1., 6.2., 9.5., Приложение № 1 Контракта в редакции протокола согласования (урегулирования) разногласий от 17.03.2011.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просит принять пункты 1.2., 3.1.4., 4.1., 5.1., 6.2., 9.5., Приложение № 1 в редакции истца, изложенной в тексте Контракта теплоснабжения № 1300 от 17.03.2011, протоколе согласования (урегулирования) разногласий) от 17.03.2011.

Определением арбитражного суда от 04.10.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «БийскэнергоТеплоТранзит», г.Бийск Алтайского края. Этим же определением судебное заседание было отложено.

Стороны и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Ответчик представил ходатайство о проведении судебного заседания без его участия.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится без участия сторон и третьего лица.

Исследовав материалы дела, суд отмечает следующее.

Между ОАО «Бийскэнерго» (теплоснабжающая организация, ТСО) и муниципальным учреждением здравоохранения «Городская больница № 4» (заказчиком) возник спор при заключении контракта теплоснабжения № 1300 от 17.03.2011 (далее контракт № 1300), в отношении условий, содержащихся в пунктах 1.2., 3.1.4., подпункте «г» пункта 4.1., 5.1., 6.2., 9.5. и приложения № 1.

Истец направил ответчику проект контракта № 1300, который последний подписал с протоколом разногласий.



Рассмотрев протокол разногласий, муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 4», не согласившись по ряду предложенных ОАО «Бийскэнерго» условий контракта, направило последнему протокол согласования (урегулирования) разногласий.

Ответчик, частично отклоняя предложенную Учреждением редакцию спорных условий контракта, направило протокол дополнительного согласования (урегулирования) разногласий.

Поскольку стороны не пришли к соглашению по спорным пунктам контракта, муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 4» обратилось в арбитражный суд с иском об урегулировании преддоговорного спора, путем принятия спорных пунктов контракта в редакции истца.

В отзыве на исковое заявление ответчик просит заключить контракт теплоснабжения № 1300 от 17.03.2011 между муниципальным учреждением здравоохранения «Городская больница № 4» и открытым акционерным обществом «Бийскэнерго» в редакции протокола дополнительного согласования (урегулирования) разногласий, предложенной ответчиком.

Ответчик, в отношении пункта 1.2. контракта теплоснабжения № 1300 от 17.03.2011 выразил мнение, что включение в условия контракта понятия «ориентировочно» считает необходимым и обоснованным.

Подпункт «г» пункта 4.1. контракта теплоснабжения № 1300 от 17.03.2011 просит утвердить в следующей редакции:

«Снятие и обработка ежемесячных (с 20 по 25 число) значений параметров теплоносителя и предоставление ТСО и заказчику данных показаний узлов (приборов) учета тепловой энергии и теплоносителя производится лицом, осуществляющим по договору с заказчиком техническое обслуживание узлов (приборов) учета».
Пункт 5.1. контракта теплоснабжения № 1300 от 17.03.2011 просит утвердить в следующей редакции:
«При выходе из строя приборов учета более чем на 15 суток или отсутствии приборов учета на объектах теплопотребления заказчика, количество принятой заказчиком тепловой энергии по каждому отапливаемому объекту определяется расчетным путем, в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.
Количество принятой заказчиком тепловой энергии и теплоносителя, определяется расчетным способом как разность между количеством отпущенной тепловой энергии и теплоносителя с источника теплоты и количеством тепловой энергии и теплоносителя определенной по приборам учета потребителей тепловой энергии, имеющих собственные узлы учета. Эта разность за вычетом тепловых потерь в сетях от узлов учета источника теплоты до границ балансовой принадлежности систем теплопотребления, распределяется между потребителями, не имеющими узлов учета, пропорционально величине теплопотребления, рассчитанной для объектов, предусмотренных в контракте тепловых нагрузок, с учетом фактической температуры наружного воздуха и временем потребления тепловой энергии, исходя из теплового и водяного балансов систем теплоснабжения».


Относительно порядка, по которому определяются величины в Приложении № 1 к контракту теплоснабжения № 1300 от 17.03.2011 ответчик выразил мнение, что величины в Приложении № 1 к контракту рассчитаны на неизменную температуру наружного воздуха минус 38 градусов С, поэтому указанные величины носят плановый характер и не могут быть использованы при расчете оплаты за фактически потребленную тепловую энергию.

Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с Решением суда.

ОАО «Бийскэнерго» (ответчик) является собственником источника теплоты, осуществляет поставку тепловой энергии потребителям, следовательно, является теплоснабжающей организацией.

Договор теплоснабжения является публичным договором, его заключение для ответчика является обязательным, оснований, дающих ему право отказаться от заключения договора, установленных законодательством, не имеется.

Согласно пункту 4 статьи 421 и статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами; договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Пункт 1.2. проекта контракта в редакции истца изложен следующим образом: «ТСО отпускает тепловую энергию и теплоноситель Заказчику в количестве согласно Приложению № 1, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта, с максимальными тепловыми нагрузками согласно Приложению № 1».

В приложение № 1 к контракту указано конкретное количество тепловой энергии в Гкал. и подпитка в тоннах, подлежащие поставке помесячно, поквартально и всего за год.

Ответчик просит дополнить пункт 1.2. контракта словом «ориентировочно», считает, что на момент заключения контракта определить точное количество поставляемой тепловой энергии и теплоносителя не представляется возможным. По мнению ответчика, данная величина является приблизительной, в приложении № 1 указано ориентировочное количество тепловой энергии и теплоносителя, точное количество может быть определено только по показаниям приборов учета или расчетным способом.

Рассмотрев разногласия сторон по данному условию контракта, суд пришел к выводу, что пункт 1.2 подлежит принятию в редакции ответчика по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Так как отапливаемый по контракту объект оборудован приборами учета тепловой энергии, то рассчитать точное количество потребляемой тепловой энергии до начала расчетного периода невозможно, оно подлежит определению в соответствие с приборами учета, в связи с чем, указание теплоснабжающей организацией в спорном пункте договора на слово «ориентировочно» не противоречит положениям статей 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и не свидетельствует о том, что сторонами вообще не согласовано количество поставляемой энергии.

Фактическое теплопотребление объектов истца может отличаться от планируемого теплопотребления, которое обоснованно признано ответчиком ориентировочным.

С учетом изложенного, пункт 1.2 контракта подлежит принятию в редакции ответчика: «ТСО отпускает тепловую энергию и теплоноситель заказчику ориентировочно в количестве согласно приложению № 1, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта, с максимальными тепловыми нагрузками».

Поскольку указанное в приложении количество тепловой энергии и теплоносителя является ориентировочным, то пункт 9.5. контракта в части указания названия приложения № 1 и само название указанного приложения следует принять в редакции ответчика, а именно: пункт 9.5 «В состав настоящего контракта входят следующие приложения: Приложение № 1 - Ориентировочные расчетные договорные величины потребления тепловой энергии и теплоносителя с разбивкой по месяцам и кварталам и максимальными часовыми нагрузками»; Название приложения № 1 изложить в следующей редакции: «Приложение № 1 «Ориентировочные расчетные договорные величины потребления тепловой энергии и теплоносителя с разбивкой по месяцам и кварталам и максимальными часовыми нагрузками».

Пункт 6.2. контракта «Общее количество потребления в год Гкал: 2944,580; Общее количество потребления энергии в год ориентировочно составляет Тн: 7457,391» ответчик просит дополнить словами ориентировочно, в связи с чем, изложить в следующей редакции: «Общее количество потребления тепловой энергии и теплоносителя в год ориентировочно составляет: 2944,580 Гкал, 7457,391 Тн».

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

В соответствии со статьей 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя

Таким образом, действующее законодательство устанавливает применение между сторонами расчетных способов определения количества тепловой энергии и теплоносителя в тех случаях, когда определение количества поставленной тепловой энергии невозможно по показаниям приборов учета.

На основании вышеизложенного, суд принимает пункт 6.2 в редакции протокола дополнительного согласования (урегулирования) разногласий ОАО «Бийскэнерго» от 28.03.2011.

Истец просит принять пункт 3.1.4 контракта в следующей редакции: «Заказчик обязуется для расчетов с ТСО за потребленную тепловую энергию и теплоноситель за счет собственных средств приобретать и устанавливать узлы (приборы) учета тепловой энергии и теплоносителя, незамедлительно направлять лицу, осуществляющему по договору с Заказчиком техническое обслуживание узлов (приборов) учета, заявки на выполнение ремонтных работ при получении информации о повреждении узлов (приборов) учета и в случае возникновения сомнений в правильности их показаний. При не выполнении данного условия ТСО осуществляет начисление за потребленную тепловую энергию и теплоноситель по контрактной нагрузке с момента последней проверки заказчика представителем ТСО в соответствие с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя».

Ответчик предлагает последнее предложение данного пункта 3.1.4 контракта изложить в следующей редакции: «При невыполнении данного условия ТСО осуществляет начисление за потребленную тепловую энергию расчетным путем с момента последней проверки заказчика представителем ТСО в соответствие с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя».

Рассмотрев данные разногласия, арбитражный суд пришел к выводу о том, что спорный пункт контракта подлежит принятию в редакции ответчика по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Закон о теплоснабжении устанавливает возможность применения между сторонами расчетных способов определения количества тепловой энергии.

Согласно пункту 9.9. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго России 12.09.1995 № Вк-4936 (Правила № Вк-4936), при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в Договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.

Содержания последнего предложения пункта 3.1.4. контракта в редакции истца, не соответствует положениям пункта 9.9 вышеназванных Правил, так как данный пункт устанавливает определение количества тепловой энергии и теплоносителя исходя не только из расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, но и из показаний приборов учета узла источника теплоты, что не учтено истцом в предлагаемой редакции спорного пункта.

Предлагаемая ответчиком редакция пункта 3.1.4. контракта не противоречит пункту 9.9 вышеприведенных Правил, поскольку обязательность применения расчетного способа определения количества тепловой энергии, теплоносителя при выходе из строя или отсутствии прибора учета следует из его содержания во взаимосвязи с императивными положениями Закона о теплоснабжении.

При таких обстоятельствах, пункт 3.1.4. контракта подлежит принятию в редакции ответчика: «Заказчик обязуется для расчетов с ТСО за потребленную тепловую энергию и теплоноситель за счет собственных средств приобретать и устанавливать узлы (приборы) учета тепловой энергии и теплоносителя, незамедлительно направлять лицу, осуществляющему по договору с Заказчиком техническое обслуживание узлов (приборов) учета, заявки на выполнение ремонтных работ при получении информации о повреждении узлов (приборов) учета и в случае возникновения сомнений в правильности их показаний. При невыполнении данного условия ТСО осуществляет начисление за потребленную тепловую энергию расчетным путем с момента последней проверки заказчика представителем ТСО в соответствие с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя».

Подпункт «г» пункта 4.1. контракта истец просит принять в его редакции, изложив его следующим образом: «Снятие и обработка ежемесячных (с 20 по 25 число) значений параметров теплоносителей и предоставление в ТСО и заказчику данных показаний узлов (приборов) учета тепловой энергии и теплоносителя производится лицом, осуществляющим по договору с заказчиком техническое обслуживание узлов (приборов) учета. За невыполнение (ненадлежащее выполнение) данным лицом перечисленных обязанностей заказчик ответственности не несет».

Ответчик предлагает изложить указанный пункт контракта в такой же, как истец, редакции, исключив из него последнее предложение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В соответствии со статьей 19 Закона о теплоснабжении, приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией.

Ненадлежащее исполнение специализированной организацией обязанностей по оказанию услуг, связанных с обработкой ежемесячных (с 20 по 25 число) значений параметров теплоносителя и предоставление в ТСО и Заказчику данных показаний узлов (приборов) учета тепловой энергии и теплоносителя, может свидетельствовать о нарушении этой организацией договорных обязательств перед истцом, но не перед ответчиком, поскольку договор не создает обязанностей для лиц, не участвующих в договоре в качестве сторон.

Специализированная организация не является стороной по контракту теплоснабжения, её правомочия по эксплуатации приборов учета истца ограничены договорными отношениями с истцом. Истец является законным владельцем приборов учета, в связи с чем, ответственность перед ответчиком за действия специализированной организации, связанные с обработкой ежемесячных (с 20 по 25 число) значений параметров теплоносителя и предоставление в ТСО и Заказчику данных показаний узлов (приборов) учета тепловой энергии и теплоносителя, законом возложены на истца.

Таким образом, подпункт «г» пункта 4.1. контракта подлежит принятию в редакции ответчика: «Снятие и обработка ежемесячных (с 20 по 25 число) значений параметров теплоносителя и предоставление в ТСО и Заказчику данных показаний узлов (приборов) учета тепловой энергии и теплоносителя производится лицом, осуществляющим по договору с Заказчиком техническое обслуживание узлов (приборов) учета».

Заказчик считает необходимым изложить пункт 5.1. проекта контракта в следующей редакции: «При отсутствии у объектов Заказчика приборов учета тепловой энергии, количество принятой Заказчиком тепловой энергии и теплоносителя определяется согласно Приложению № 1».

Ответчик пункт 5.1. контракта просит принять в следующей редакции: «При выходе из строя приборов учета более чем на 15 суток или отсутствии приборов учета на объектах теплопотребления Заказчика, количество принятой Заказчиком тепловой энергии по каждому отапливаемому объекту определяется ТСО расчетным путем в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.

Количество принятой Заказчиком тепловой энергии и теплоносителя определяется расчетным способом, как разница между количеством отпущенной тепловой энергии и теплоносителя с источника теплоты и количеством тепловой энергии и теплоносителя, определенной по приборам учета потребителей тепловой энергии, имеющих собственные узлы учета. Эта разность за вычетом тепловых потерь в сетях от узлов учета источника теплоты до границ балансовой принадлежности систем теплопотребления, распределяется между потребителями, не имеющими узлы учета, пропорционально величине теплопотребления, рассчитанной для объектов, предусмотренных в контракте тепловых нагрузок, с учетом фактической температуры наружного воздуха и временем потребления тепловой энергии, исходя из теплового и водяного балансов систем теплоснабжения».

Рассматриваемый пункт контракта не может быть принят в редакции истца, поскольку по смыслу своему предусматривает оплату тепловой энергии в ориентировочном объеме, что противоречит действующему законодательству.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

отсутствие в точках учета приборов учета;

неисправность приборов учета;

нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что предлагаемая истцом редакция пункта 5.1. противоречит пункту 1 статьи 541, статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку расчет должен производиться не за ориентировочное (планируемое), а за фактически принятое количество тепловой энергии и теплоносителя.

Довод истца о том, что устанавливающие расчетный способ определения количества тепловой энергии Правила учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85 утратили свою силу в связи с принятием Правил № Вк-4936, и обязательность применения этих правил в отношениях между потребителями и теплоснабжающими организациями отпала, судом не принят во внимание.

В настоящее время Правила коммерческого учета устанавливающие расчетный способ не утверждены, стороны не пришли к соглашению о порядке определения количества тепловой энергии и теплоносителя расчетным способом в тех случаях, когда отсутствует или вышел из строя прибор учета.

Правила ВК-4936 не содержат порядок определения количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета, вместе с тем, пункт 9.9. данных Правил указывает на применение расчетного способа с применением расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.

Письмом от 20.12.1995 № 42-4-2/18 Главгосэнергонадзор России рекомендовал региональным управлениям Главгосэнергонадзора до выхода соответствующих нормативных документов осуществлять определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета в соответствии с разделом 5 Правил № ПР 34-70-010-85.

Ответчик в пункте 5.1. контракта для целей определения фактического теплопотребления предлагает использовать раздел 5 Правил № ПР 34-70-010-85.

Согласно части 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а так же обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Принимая во внимание вышеизложенное, отсутствие со стороны истца предложения об определении расчетного способа по другому нормативному правовому акту или другой формуле, арбитражный суд считает применение предложенного ответчиком расчетного способа не противоречащим статье 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Истцом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации не приведены доказательства, свидетельствующие о том, что спорный пункт в редакции энергоснабжающей организации не соответствует правовым актам в области энергоснабжения и не предложен другой расчетный способ определения объема тепловой энергии в отсутствие приборов учета.

При таких обстоятельствах, пункт 5.1. контракта подлежит принятию в редакции ответчика: «При выходе из строя приборов учета более чем на 15 суток или отсутствии приборов учета на объектах теплопотребления Заказчика, количество принятой Заказчиком тепловой энергии по каждому отапливаемому объекту определяется ТСО расчетным путем в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.

Количество принятой Заказчиком тепловой энергии и теплоносителя определяется расчетным способом, как разница между количеством отпущенной тепловой энергии и теплоносителя с источника теплоты и количеством тепловой энергии и теплоносителя, определенной по приборам учета потребителей тепловой энергии, имеющих собственные узлы учета. Эта разность за вычетом тепловых потерь в сетях от узлов учета источника теплоты до границ балансовой принадлежности систем теплопотребления, распределяется между потребителями, не имеющими узлы учета, пропорционально величине теплопотребления, рассчитанной для объектов, предусмотренных в контракте тепловых нагрузок, с учетом фактической температуры наружного воздуха и временем потребления тепловой энергии, исходя из теплового и водяного балансов систем теплоснабжения».

В протоколе дополнительного согласования (урегулирования) разногласий от 28.03.2011, ответчик предлагает дополнить контракт пунктами 1.3.7, 1.3.8 о том, что стороны обязуются руководствоваться при выполнении условий контракта, по вопросам, не оговоренным контрактом: Инструктивным письмом Минтопэнерго РФ от 20.12.1995 № 42-4-2/18; Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 и другими нормативными актами, регулирующими отношения энергоснабжающей организации и потребителей тепловой энергии на территории Российской Федерации».

Истец возражает против включения в контракт данных пунктов.

Императивные нормы права обязательны и подлежат применению к отношениям сторон независимо от включения в договор условия об их применении.

Методика № 105, Инструктивное письмо Минтопэнерго РФ от 20.12.1995 № 42-4-2/18 не являются нормативными правовыми актами, их обязательность применения в отношениях сторон действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем, возможность их применения зависит от усмотрения сторон. Поскольку стороны не пришли к соглашению по спорным условиям, то пункты 1.3.7 и 1.3.8 не подлежат включению в контракт.

На основании части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящему иску подлежит уплате государственная пошлина в размере 4 000 руб.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Принимая во внимание, что исковые требования удовлетворены частично, на истца относятся расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб., на ответчика в размере 1 000 руб.

Платежным поручением № 369224 от 13.05.2011 истцом уплачена государственная пошлина в размере 4 000 руб.

Руководствуясь статьями 65, 110, 123, 156, 162-164, 166-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

По контракту теплоснабжения № 1300 от 17.03.2011 между открытым акционерным обществом «Бийскэнерго» и муниципальным учреждением здравоохранения «Городская больница № 4», г.Бийск Алтайского края, принять в следующей редакции:

Пункты 1.2., 3.1.4., 5.1., 6.2., 9.5., название Приложения № 1 принять в редакции протокола дополнительного согласования (урегулирования) разногласий ОАО «Бийскэнерго» от 28.03.2011.

Подпункт «г» пункта 4.1. принять в следующей редакции: «Снятие и обработка ежемесячных (с 20 по 25 число) значений параметров теплоносителя и предоставление в ТСО и Заказчику данных показаний узлов (приборов) учета тепловой энергии и теплоносителя производится лицом, осуществляющим по договору с Заказчиком техническое обслуживание узлов (приборов) учета».

Пункты 1.3.7., 1.3.8. исключить.

Взыскать с открытого акционерного общества «Бийскэнерго», г.Бийск Алтайского края, в пользу муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 4», г.Бийск Алтайского края, 1 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если Решение было предметом рассмотрения в арбитражном апелляционном суде.

Судья *.*. Овчинников