Арбитражная практика

Решение от 25 ноября 2011 года № А50-14769/2011. По делу А50-14769/2011. Пермский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

г.Пермь

25 ноября 2011 года Дело № А50-14769/2011

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Кремер *.*.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Игошевой *.*. ,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми



к ответчикам: 1. ООО «ТранзиТ» (г. Пермь, ОГРН 1105906000750, ИНН 5906097230), 2. Ф.И.О. br>
В заседании приняли участие

от истца: не явились

от ответчиков: не явились.

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г.Перми обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ТранзиТ» (далее – ООО «ТранзиТ», общество), Ф.И.О. о ликвидации общества, возложении обязанности по осуществлению ликвидации и расходов по ликвидации на учредителя ООО «ТранзиТ» Ф.И.О. исключении ООО «ТранзиТ» из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на ст. 61 ГК РФ, ст.7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «ТранзиТ» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.02.2010 г. за ОГРН № 1105906000750, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ на 18.07.2011.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.12.2010 года по делу № А50-26838/2010, Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2010 по делу № А50-20579/2010, Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.02.2011 года по делу № А50-28116/2010 общество с ограниченной ответственностью «ТранзиТ» было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Истец ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми обращаясь в суд с заявленными исковыми требованиями, указывает на то, ответчиком осуществляется деятельность, запрещенная законом, проверками, проведенными в 2010, 2011 годах, органами прокуратуры, внутренних дел, налоговыми органами, установлены факты осуществления ООО «ТранзиТ» предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения и вне игорных зон, в связи с чем, в отношении ООО «ТранзиТ» были возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом.



Частью 3 указанной статьи установлено, что требование о ликвидации юридического лица, по основаниям, указанным в части 2 статьи 61, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об азартных играх) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных данным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу части 3 статьи 16 Закона об азартных играх за Федеральной налоговой службой закреплены только функции контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных названным Законом.

Исходя из положений части 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах», налоговым органам предоставлено право предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает право налогового органа на предъявление исков, перечень которых установлен в пункте 14 части 1 названной нормы, однако, заявленное налоговым органом требование в указанном перечне отсутствует.

Статья 3 Закона об азартных играх также не предусматривает ликвидации организаций в принудительном порядке по заявлению органов, осуществляющих государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр.

Таким образом, поскольку законодательно не установлено полномочие налоговых органов на предъявление в арбитражный суд исков о ликвидации юридических лиц, нарушающих требования к организации азартных игр, то истец не является лицом, имеющим право обращаться с такими исками.

Кроме этого, истец в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательств продолжения ответчиком деятельности с нарушением требований закона.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 N 100н утверждена Инструкция о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям (далее - Инструкция о проведении проверок).

Пунктом 3 данной Инструкции предусмотрено, что в ходе контроля соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, налоговыми органами проводится проверка соблюдения организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Закона об азартных играх. Проверка проводится на основании распоряжения соответствующего территориального налогового органа (пункт 5 Инструкции).

Согласно пункту 15 Инструкции о проведении проверок, в случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного частью 6 статьи 16 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, нарушений требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 данного Закона, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание об устранении выявленных нарушений: о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр; об устранении иных нарушений. В случае невыполнения в срок предписания налогового органа об устранении нарушений законодательства должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, истцом не представлено доказательств продолжения ответчиком после привлечения его к административной ответственности деятельности по организации азартных игр вне установленных игорных зон, вынесения предписаний о прекращении данной деятельности и неисполнения ответчиком данных предписаний.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2003 N 14-П высказал позицию, согласно которой отсутствие в части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов.

Таким образом, неоднократность нарушений не может являться безусловным основанием для ликвидации юридического лица, если в деле не имеется доказательств продолжения данным юридическим лицом противоправной деятельности.

С учетом изложенного, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 – 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

Решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья *.*. Кремер