Арбитражная практика

Решение от 29 ноября 2011 года № А56-56513/2010. По делу А56-56513/2010. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

29 ноября 2011 года Дело № А56-56513/2010

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Хохлов *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салтыковой *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - ООО “ИнтерЛесТранс“

заинтересованное лицо - Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге



третье лицо - Выборгская таможня

о признании незаконным постановления от 11.08.2010 №1894

при участии

от заявителя - Юрковой *.*. по доверенности от 19.08.2011 б/н

от заинтересованного лица – Седельниковой *.*. по доверенности от 19.09.2011 № 72-06-06/1434-М

от третьего лица – Ишмановой *.*. по доверенности от 25.11.2011 № 05/26970, Заркова *.*. по довереннсоти от 29.12.2010 № 05/33599, Ионвоой *.*. по доверенности от 24.11.2011 № 05/26792

Установил:

общество с ограниченной ответственностью “ИнтерЛесТранс“ (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее – Росфиннадзор) от 11.08.2010 №1894.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 декабря 2010 года в удовлетворении заявления обществу отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2011 года Решение суда оставлено без изменения.

Решением арбитражного суда от 19.09.2011 вышеуказанное Решение отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.



В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования, ссылаясь на отсутствие у таможенного органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении; представители заинтересованного лица и третьего лица просили отказать в удовлетворении заявления, указывая на то, что ими соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности.

Заявление рассмотрено судом по имеющимся в деле материалам и доводам, изложенным представителями заявителя, заинтересованного лица и третьего лица в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, 23.12.2008 обществом заключен контракт №3005/LO/09 (далее – Контракт) с нерезидентом фирмой АО «Стеригма» (Финляндия) на поставку товара. На основании Контракта обществом 26.01.2009 оформлен паспорт сделки №09010012/3251/0006/1/0 в Санкт-Петербургском филиале ОАО «Промсвязьбанк».

Общество 09.02.2009 представило в уполномоченный банк подтверждающий документ - ГТД №10206080/301209/0011253 с отметкой таможенного органа «выпуск разрешен 30.12.2009», подтверждающий вывоз товара по Контракту с таможенной территории Российской Федерации в октябре 2009 года (справка о подтверждающих документах от 09.02.2009).

В связи с тем, что Общество нарушило установленный пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» срок представления подтверждающих документов, Выборгской таможней 10.06.2010 в отношении общества в присутствии его законного руководителя Докучаева *.*. составлен протокол об административном правонарушении №10206000-1317/2010, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Росфиннадзора от 11.08.2010 №1894 по делу об административном правонарушении №40-10/2205 общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб..

Не согласившись с указанным Постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 24 федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – закон №173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля предусмотренные статьей 23 закона №173-ФЗ документы и информацию, связанные с проведением валютных операций.

Пунктом 2.1 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение №258-П) предусмотрено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резиденты представляют в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее – подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа “D“), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.

Согласно ГТД №10206080/301209/0011253 товар выпущен таможенным органом 30.12.2009. Таким образом, последним днем представления подтверждающих документов с соответствующей справкой являлось 14 января 2010 года. Общество представило указанные документы 09.02.2009, чем нарушило установленный пунктом 2.4 Положения №258-П срок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об административном правонарушении арбитражный суд устанавливает, наряду с другими обстоятельствами, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статье 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.

В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ агентами валютного контроля являются, в том числе и таможенные органы.

Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Подпунктом 1 пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 “Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности“ (далее - Приказ N 125) начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.

Таким образом, в силу указанных положений Приказа N 125 таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.

Как следует из материалов дела, ГТД №10206080/301209/0011253 принята таможенным органом 21.06.2010, следовательно, Выборгская таможня не имела права в данном случае возбуждать в отношении общества дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по названной декларации и осуществляемых начиная с этой даты, в том числе составлять протокол об административном правонарушении.

Данная правовая позиция была высказана Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 07.06.2011 № 901/11.

В данном случае протокол об административном правонарушении №10206000-1317/2010 составлен должностным лицом Выборгской таможни 10.06.2010 после принятия таможенным органом ГТД №10206080/301209/0011253. Условиями контракта от 23.12.2008 №3005/LO/09 предусмотрена отсрочка платежа за товар в течение 14 календарных дней с даты получения покупателем инвойса и акта приемки товара.

Таким образом, протокол по делу об административном правонарушении №10206000-1317/2010 от 10.06.2010, на основании которого вынесено оспариваемое Постановление, составлен неуполномоченным лицом.

Пунктом 4 статьи 30.7 КоАП РФ в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, установленных названным законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом представляют собой существенные нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Незаконное возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе составление протокола по делу об административном правонарушении, влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания. Представленные Росфиннадзором документы, как не соответствующие требованиям законодательства, не являются доказательствами совершения обществом административного правонарушения и, как следствие, не могут служить основанием для привлечения его к административной ответственности.

Учитывая вышеизложенное, Постановление Росфиннадзора от 11.08.2010 №1894 по делу об административном правонарушении №40-10/2205 является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

признать незаконным и отменить Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 11.08.2010 №1894 по делу об административном правонарушении №40-10/2205.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Хохлов *.*.