Арбитражная практика

Решение от 23 ноября 2011 года № А35-7890/2011. По делу А35-7890/2011. Курская область.

Решение

г. Курск Дело № А35-7890/2011

07 ноября 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28.10.2011.

Полный текст решения изготовлен 07.11.2011.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Григоржевич *.*. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барышевой *.*. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Союзное»

к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области

об оспаривании постановления от 28.06.2011 №116 по делу об административном правонарушении.

При участии в судебном заседании:

от заявителя: Вялых *.*. по доверенности от 01.08.2011;



от заинтересованного лица: Далганова *.*. по доверенности от 05.05.2011.

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Союзное» (далее - ООО «Управляющая компания «Союзное») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Курской области) от 28.06.2011 №116 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Управляющая компания «Союзное» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Представитель заявителя поддержал требования в полном объеме.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Курской области возражал против удовлетворения требований заявителя, сообщил, что ООО «Управляющая компания «Союзное» не привлекалось ранее к административной ответственности.

Изучив материалы дела,

суд

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Союзное», расположено по адресу: 305010, г. Курск, ул. Парижской Коммуны, д. 28/5, кв. 200, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1094632004532.

10.06.2011 в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Союзное» административным органом установлено, что Общество в многоквартирном доме № 16 по ул. Станционная в г. Курске, в нарушение статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей, пунктов 14, 19, 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (далее - Правила), необоснованно выставляет плату за коммунальные услуги «холодное водоснабжение», «горячее водоснабжение» и «водоотведения».

15.06.2011 в отношении ООО «Управляющая компания «Союзное» главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курской области Лавриненко *.*. составлен протокол №407 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в соответствии с которым зафиксировано (выявлено), что ООО «Управляющая компания «Союзное», расположенным по адресу: г. Курск, ул. Ухтомского, д. 2а, нарушаются требования законодательства о защите прав потребителей.



28.06.2011 Управлением Роспотребнадзора по Курской области были рассмотрены материалы дела и протокол №407 от 15.06.2011 об административном правонарушении, по результатам рассмотрения вынесено Постановление №116 от 28.06.2011 по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

ООО «Управляющая компания «Союзное», полагая указанное выше Постановление административного органа о привлечении его к административной ответственности незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Курской области с данным заявлением.

Оспариваемое Постановление было вынесено 28.06.2011, в арбитражный суд заявитель обратился 12.07.2001, то есть в пределах установленного срока на обжалование.

Арбитражный суд требование заявителя считает подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно статье 23.49 КоАП РФ, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.8 КоАП РФ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в названной статье, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители; руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, их заместители.

Таким образом, протокол об административном правонарушении №407 от 15.06.2011 составлен и дело об административном правонарушении в отношении ООО «Управляющая компания «Союзное» рассмотрено уполномоченными лицами с соблюдением сроков, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, Решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Правительством РФ Постановлением от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила). Настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В силу пункта 3 Правил, «потребителем» является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В соответствии с частью 1статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Управляющая компания «Союзное» административным органом установлено следующее.

Многоквартирный дом № 16 по ул. Станционная в г. Курске находится в управлении ООО «Управляющая компания «Союзное», расположенного по адресу: г. Курск, ул. Ухтомского, д.2а. На основании договора управления №1 от 01.07.2009 ООО «Управляющая компания «Союзное» предоставляет коммунальные услуги и выполняет работы по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, осуществляет начисление платы за предоставленные коммунальные услуги.

Указанный многоквартирный жилой дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей и холодной воды. Жилые помещения частично оборудованы индивидуальными приборами учета данных ресурсов. В жилых помещениях заявителей (кв.№№13,14) индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды отсутствуют.

Из информации управляющего ( исх. №55/113-10 от 30.05.2011г.) и счетов-квитанций за апрель 2011 года установлено, что потребителям, проживающим в квартирах № 13, № 14 по ул.Станционная, д. 16 в г.Курске, необоснованно под видом перерасчета выставлены дополнительные размеры платы за услуги горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в размерах:

-по горячему водоснабжению -3785,66 руб.,

-по холодному водоснабжению - 1431,16 руб.,

-по водоотведению - 2974,32 руб.

Данный перерасчет управляющим выставлен на основании решения общего собрания собственников от 29.04.2011.

Собранием собственников дома № 16 ул. Станционная от 29.04.2011 принято Решение начислять коммунальные услуги жильцам дома, не имеющим приборов учета воды, но фактическому проживанию граждан в квартире, согласно приложения к протоколу № 1 от 29.04.2011 «Список жильцов у которых нет счетчиков».

Указанное Решение собственников, принятое 29.04.2011 не дает оснований Управляющему производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, выставленные в предыдущих расчетных периодах (за 2010г. и январь-март 2011г.).

Разделами VI и VII Правил предусмотрен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В соответствии с пунктом 14 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В силу пункта 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам;

для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней;

для газоснабжения - в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Своевременное предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о цене и условиях приобретения товаров (работ, услуг) предусмотрено частью 2 статьи 10 Закона «О защите прав потребителей». Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставленных Исполнителем. Перечень и способы доведения информации до потребителей коммунальных услуг установлены пунктом 38 Правил.

Так, в числе прочего, в платежных документах должен быть указан объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление), рассчитанных в соответствии с положениями Правил.

Таким образом, установлено, что начисление размера платы за коммунальные услуги «горячее водоснабжение», «холодное водоснабжение» и «водоотведение» потребителям, проживающим по адресу: г. Курск, ул. Станционная, д. 16, в платежном документе за апрель 2011 года произведено Исполнителем в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, что привело к нарушению права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о цене и условиях приобретения коммунальных услуг «горячее водоснабжение», «холодное водоснабжение» и «водоотведение».

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обязанность по соблюдению требований указанных актов возложена на ООО «Управляющая компания «Союзное».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заявителя вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ и подтверждаются материалами проверки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Общества в совершении административного правонарушения административным органом исследована, что отражено в оспариваемом постановлении и доказана материалами дела, из которых видно, что Общество при возможности исполнения требований законодательства о защите прав потребителей не предприняло все зависящие от него меры по его соблюдению, необоснованно выставив плату за коммунальные услуги «холодное водоснабжение», «горячее водоснабжение» и «водоотведения».

Заявитель как лицо, оказывающее коммунальные услуги гражданам-потребителям, является исполнителем данных услуг применительно к положениям Закона о защите прав потребителей и, следовательно, обязан обеспечивать соблюдение в полном объеме установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей, в том числе – права на получение полной информации о товарах (работах, услугах) и об их стоимости.

Существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное Решение, административным органом не допущено. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения материалов административного дела и вынесения постановления Общество уведомлено надлежащим образом.

Доводы Общества о ненадлежащем извещении законного представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении отклоняются судом в силу следующего.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 1, 2 ст. 25.4 КоАП РФ).

Соответственно, законным представителем юридического лица при производстве по делу об административном правонарушении (в силу закона или учредительных документов) является орган юридического лица.

По смыслу приведенных норм КоАП РФ и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения Общества или его законного представителя.

Доказательством надлежащего извещения может быть признан документ, подтверждающий факт направления и получения извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении либо рассмотрения дела об административном правонарушении лицом, привлекаемым к ответственности, а равно документ, возвращенный органом связи с пометкой «адресат отсутствует», «адресат выбыл», «возврат за истечением срока хранения», из которого можно установить, что извещение направлялось именно указанному лицу.

Из анализа указанных выше норм не следует, что надлежащим уведомлением юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является вручение соответствующего уведомления именно руководителю юридического лица или иному лицу, признанному в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

На основании изложенного суд приходит к выводу о надлежащем уведомлении Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем, при вынесении административным органом постановления по делу об административном правонарушении от 28.06.2011 №116 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 5000 руб. не учтено следующее.

Согласно п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 3.4 «Предупреждение» изложена в новой редакции – дополнена частью 2, согласно которой данная мера административного наказания устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Данным Законом внесены также изменения в ряд статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части возможности применения предупреждения, в том числе за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Данная редакция вступила в силу с 13.08.2010.

Таким образом, с 13.08.2010 нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ и п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого Постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Таким образом, поскольку Федеральный закон от 27.07.2010 № 239-ФЗ улучшил положение лиц, привлекаемых к ответственности, он имеет обратную силу и в данном случае подлежит применению.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административная ответственность выражается в наступлении для правонарушителя таких отрицательных последствий (в виде административных санкций), характер и содержание которых предопределяются конкретными целями административного принуждения. Предупреждения в перечне административных наказаний являются наиболее ограниченным видом административного вмешательства в правовой статус личности.

Предупреждение является видом административного наказания, законодатель оценивает его как меру ответственности за совершение административного правонарушения в ряду с другими административными наказаниями.

В рассматриваемом деле при определении меры административной ответственности суд исходит из отсутствия в материалах дела сведений о том, что ООО «Управляющая компания «Союзное» ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.

Так как правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, Обществом совершено впервые (обратное не доказано административным органом), судом не установлено отягчающих обстоятельств, а иные обстоятельства, поименованные в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, не усматриваются по материалам дела, то при таких обстоятельствах, назначение наказания в виде административного штрафа является неправомерным.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает Решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 17, 27, 29, 167-170, 176, 177, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области от 28.06.2011 №116 по делу об административном правонарушении в части назначения административного штрафа в размере 5000 рублей. Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Союзное» (305010, г. Курск, ул. Парижской Коммуны, д. 28/5, кв. 200, ОГРН 1094632004532) административное наказание по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья *.*. Григоржевич