Арбитражная практика

Решение от 09 сентября 2011 года № 2-1005/2011. Решение от 09 сентября 2011 года № 2-1005/2011. Пермский край.

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Чащиной *.*. ,

при секретаре Мартусевич *.*. ,

с участием истца Распоповой *.*. ,

представителя ответчика Пономарева *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по исковому заявлению Распоповой *.*. к Администрации г. Кудымкара о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности поставить на учет,

Установил:

Распопова *.*. обратилась в Кудымкарский городской суд с иском к Администрации г. Кудымкара, в исковом заявлении указала, что является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на получение жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». 21.03.2011 г. обратилась в Администрацию г. Кудымкара с просьбой включить в список на получение жилья, однако 15.07.2011 г. получила отказ в связи с тем, что дом, в котором она проживает, пригоден для проживания, площадь дома превышает требуемую норму. С отказом Администрации г. Кудымкара не согласна, так как обследование дома производилось специалистом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости зимой, путем визуального осмотра, сделать выводы о состоянии дома было невозможно. Фундамент дома пришел в негодность, стены отсыревают, дом кренится, неблагоустроенный. Считает, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714, подп. 4 пункта 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем независимо от имущественного положения. Просит признать отказ Администрации г. Кудымкара в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерану Великой Отечественной войны и вдове участника Великой Отечественной войны незаконным, обязать Администрацию г. Кудымкара поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истец Распопова *.*. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду дополнила, что дом старый, гниет, на стенах плесень, с одной стороны дома фундамент рассыпался, дом покосился, стены нуждаются в утеплении, отоплении печное, вода и канализация в доме отсутствуют. Признает, что проживать в доме можно, но дому требуется ремонт, который она из-за отсутствия достаточных средств и по состоянию здоровья произвести не может.

Представитель ответчика Администрации г. Кудымкара Пономарев *.*. в судебном заседании с исковыми требованиями Распоповой *.*. не согласился, суду пояснил, что дом по <адрес>, нуждается в ремонте, однако имеющиеся недостатки устранимы, не свидетельствуют о непригодности дома для проживания.

В письменных возражениях, представленных суду, представитель ответчика указал, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жилым помещением применяется только к тем членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, указанным в Жилищном кодексе РФ. Распоповой *.*. принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. Проверкой жилищных условий было установлено, что дом пригоден для проживания. Обеспеченность Распоповой *.*. общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы. Неблагоустроенность жилого помещения не является основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. В связи с чем основания для признания Распоповой *.*. нуждающейся в улучшении жилищных условий отсутствуют.



Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 3 части 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут следующие категории граждан:

малоимущие;

иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан;

иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу требований части 11 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам нуждающимся в улучшении жилищных условий (в том числе членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны), устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1.2., 3.1. Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п, постановка членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством.



Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В частности, в соответствии с частью 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В судебном заседании установлено, что истец Распопова *.*. имеет право на льготы, установленные для вдовы умершего участника Великой Отечественной войны в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается вкладышем к удостоверению №.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права № Распоповой *.*. принадлежит на праве собственности 1-этажный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <адрес>.

Истец Распопова *.*. проживает в доме одна.

Распопова *.*. обратилась в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении ей благоустроенного жилья в связи с тем, что проживает в ветхом неблагоустроенном доме, износ которого составляет 50 %.

Администрация г. Кудымкара в письме от 15.07.2011 отказала истцу в удовлетворении ее заявления в связи с тем, что жилой дом по <адрес>, в г Кудымкаре пригоден для проживания, обеспеченность Распоповой *.*. жилой площадью соответствует норме.

Согласно частям 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Решением Думы муниципального образования «Городской округ – город Кудымкар» от 27.10.2006 г. № 157 учетная норма площади жилого помещения утверждена в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у Администрации г. Кудымкара законных оснований для принятия Распоповой *.*. на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку по размеру ее обеспеченность жилой площадью превышает установленную учетную норму общей площади жилого помещения.

Согласно пункту 3 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Согласно Акту обследования помещения и Заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением главы Администрации г. Кудымкара от 20.03.2008 г. № 173, от 31.08.2011 г. жилой дом по <адрес>, в <адрес> пригоден для проживания.

Суд не принимает во внимание Акт проверки жилищных условий заявителя от 11.04.2011 г., согласно которому Распопова *.*. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как указанный Акт составлен комиссией, не являющейся межведомственной, тогда как указывалось ранее Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой уполномоченным органом в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду. Из указанного Акта не ясно, по каким основаниям Распопова *.*. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, акт не подписан всеми членами комиссии.

Суду не представлено иных доказательств, свидетельствующих о непригодности жилого дома, принадлежащего истцу, для проживания. По смыслу требований ст. 51 Жилищного кодекса РФ то обстоятельство, что физический износ дома составляет 50 %, дом нуждается в ремонте, не указывает на наличие оснований для признания лица нуждающимся в жилом помещении и постановки его на учёт в качестве такового.

Таким образом, установленные обстоятельства указывают на отсутствие у Распоповой *.*. совокупности условий, при которых по правилам, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, лицо признается нуждающимся в жилом помещении, отказ Администрации г. Кудымкара в постановке Распоповой *.*. на учет является правомерным.

С учетом изложенного исковые требования Распоповой *.*. о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении на Администрацию г. Кудымкара обязанности поставить на учет не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194 -198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Распоповой *.*. о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении на Администрацию г. Кудымкара обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Федеральный судья *.*. Чащина

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на сайт Кудымкарского городского суда обязательна.