Арбитражная практика

О возложении обязанностей. Решение от 15 ноября 2011 года № 2-1550/11. Пермский край.

Орджоникидзевский районный суд г.Перми в составе судьи Кустовой И.Ю., при секретаре Ванчуговой Н.А., с участием прокурора Волкова ... представителя ответчика - администрации Орджоникидзевского района г.Перми - Феоктистовой ... по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Орджоникидзевского района г.Перми к Администрации Орджоникидзевского района г.Перми, Администрации г.Перми о возложении обязанностей,

Установил:

Прокурор Орджоникидзевского района г.Перми обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки отходов древесины, расположенной напротив <адрес> вдоль дороги, в лесном массиве. По тем основаниям, что факт наличия свалки установлен в ходе проверки, проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района г.Перми. Территория, на которой находится свалка, относится к свободным городским землям. Ежегодно в весенне-летний период на свалке возникают очаги возгорания. От жителей микрорайона «Левшино» поступают многочисленные обращения и жалобы по вопросам обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья от воздействия опасных факторов. В нарушении земельного законодательства ответчики допустили складирование древесных отходов на земельном участке, не обеспечили выполнения требований законодательства об охране земель, об обороте отходов производств и потребления, об охране окружающей среды. Несоблюдение требований законодательства создает угрозу жизни, здоровью человека, периодическое возгорание отходов вызывает задымление территории жилых домов по <адрес>, что может создать угрозу возникновения и распространения заболеваний, чем нарушается конституционные права жителей города Перми, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции РФ. Свалка древесины в пожароопасный период 2011г. может привести к возгоранию, повлечь опасность для жизни, здоровья граждан и нанести вред их имуществу. С учетом норм действующего законодательства, нарушения конституционных прав граждан, несанкционированная свалка древесных отходов подлежит ликвидации.

В ходе рассмотрения дела прокурор изменил требования, просит обязать ответчиков организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с целью ликвидации данной несанкционированной свалки древесины.

Прокурор в судебном заседании требования поддержал, суду дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Орджоникидзевского района г.Перми в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что в полномочия администрации района входят обязанности по организации ликвидации свалки отходов. При администрации района находится инспекция по охране и контролю благоустройства района. Инспектор определяет, кто является собственником земельного участка. Далее администрация выделяет денежные средства для благоустройства района и учреждение по благоустройству района заключает договор с подрядчиком для проведения работ по ликвидации свалки. Администрация района действует на основании Типового положения. По спорному земельному участку не определялось, кто является его собственником. Доказательств того, что участок не находится в муниципальной собственности представить не может. В письменном отзыве также указал, что данная свалка не является свалкой твердых бытовых отходов, поскольку является промышленным полигоном, который образовался в результате хозяйственной деятельности прошлых лет - Государственного предприятия «Пермдрев». Эксплуатация свалки осуществлялась в 1970-1980 годы, ее размер более 5 га, объем более 400 тыс. куб. метров. Реализация возложенных на администрацию района полномочий осуществляется в рамках выделенных средств.

Представитель администрации г.Перми в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В ходе рассмотрения дела пояснил, что полномочия по организации сбора и вывоза мусора выполнены администрацией в полном объеме. Полномочий по ликвидации несанкционированных свалок у ответчика нет. Причинение вреда прокурором не доказано. Ответственность должен нести собственник отходов, свалка находится не на муниципальной земле.

В письменном отзыве на иск указал, что в соответствии с п.24 ст.16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также на основании п.3 ст.8 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п.п.2,3 ст.13 ФЗ № 89-ФЗ, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В силу ст.7 ФЗ № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В целях реализации полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации, переработки отходов в г.Перми приняты следующие муниципальные правовые акты: Правила благоустройства и содержания территории в г.Перми, утвержденные Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008г. № 4, Правила обращения с отходами на территории г.Перми, утвержденные Решением Пермской городской Думы от 26.06.2001г. № 99, Порядок выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления отходов на территории г.Перми, утвержденный Постановлением администрации г.Перми от 25.11.2010г. № 809. Пермская городская Дума своим Решением от 12.09.2006г. № 207 «О территориальных органах администрации г.Перми» наделила территориальные органы администрации г.Перми полномочиями по организации проведения работ по ремонту и капитальному ремонту подходов и подъездных путей к местам сбора и (или) накопления отходов, по ликвидации несанкционированных свалок, по контролю за организацией сбора и (или) накопления отходов в части соблюдения Правил обращения с отходами на территории г.Перми… Реализация возложенных на территориальные органы администрации г.Перми полномочий осуществляется в рамках выделенных средств по ведомственным целевым программам, в частности по ведомственной целевой программе «Развитие Орджоникидзевского района г.Перми, утвержденной распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г.Перми от 25.10.2010г. № СЭД-01-05-1. Администрация г.Перми и администрация Орджоникидзевского района г.Перми отходообразователями свалки не являются, доказательств этому не представлено, не представлено доказательств, что данная свалка размещена на земельном участке, который находится в муниципальной собственности (л.д.46-48).

Суд, выслушав пояснения прокурора, представителя администрации Орджоникидзевского района г. Перми, изучив материалы гражданского дела, пришел к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что актом проверки соблюдения природоохранного законодательства от 29.04.2011г., проведенного прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми установлено, что напротив <адрес> выявлено складирование древесных отходов (опил). Данная свалка никак не обозначена, ограничений к доступу к ней не имеется, находится в непосредственной близости к жилым домам и лесу (л.д.7). На совещании в отделе благоустройства администрации района 01.02.2011г. принято Решение о том, что вывоз свалки по <адрес> не целесообразен, необходимо выполнение мероприятий по ее рекультивации с устройством ландшафтно-парковой зоны (л.д.18). Актом проверки соблюдения природоохранного законодательства от 09.08.2011г., проведенного прокуратурой Орджоникидзевского района г.Перми установлено, что свалка, расположенная напротив жилого дома по адресу: <адрес>, не ликвидирована (л.д.62). В обоснование заявленных требований прокурором представлены фотографии свалки отходов древесины (л.д.63-68). По сведениям ДЗО администрации г.Перми, земельный участок по адресу: <адрес>, напротив домов № по <адрес>, обозначенный на приложенном плане, предположительно расположен на землях населенных пунктов, свободных от прав третьих лиц (л.д. 12,70). Согласно выписки из решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Перми № 9 от 15.09.2011г., администрации района поручено проработать с юристами вопрос по ликвидации образовавшихся в результате деятельности прошлых лет древесных отходов и инициировать рабочую встречу заинтересованных организаций для определения источников финансирования ликвидации древесных отходов в м/р «Левшино-3». Срок исполнения до 15.12.2011г. К справке приложена фототаблица (л.д. ). Согласно справки государственного инспектора Пермского края по охране природы « По результатам проведения проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды на территории Орджоникидзевского района г.Перми» установлен факт размещения отходов производства навалом напротив домов по <адрес>, в частности <адрес>, где площадь размещения составляет 87500 кв.м. В нарушение требований ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Земельного Кодекса РФ, СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», отходы (опилки натуральной чистой древесины, кора древесная, стружка, щепа) складируются на почве, в непосредственной близости от жилых домов, в среднем на расстоянии 150-200м., что является нарушением экологических требований. Отходы производства имеют 5 класс опасности (л.д. ).

Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно Положения о территориальных органах администрации г. Перми (Решение Пермской городской думы от 12.09.2006 г. №207), администрация Орджоникидзевского района г. Перми, является территориальным органом администрации города Перми.

Согласно п.п.24 п.1 ст.16 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст.51 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;



размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека…

В соответствии с ч.1 ст.22 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч.1,3 ст.13 указанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч.1 п.24 ст.8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996г., 24), к вопросам местного значения городского округа относятся:

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов…

Решением Пермской городской Думы от 26.06.2001г. № 99 утверждены Правила обращения с отходами на территории города Перми, в соответствии с которыми организация сбора и вывоза отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствие с Порядком выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления отходов, установленным администрацией города Перми (п.3.1.2 Правил).

Согласно Типового Положения «О территориальном органе администрации города Перми», территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

организует проведение работ по ремонту и капитальному ремонту подходов и подъездных путей к местам сбора и (или) накопления отходов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, по ликвидации несанкционированных свалок, предупреждению и прекращению незаконной вырубки деревьев, реализации общегородских программ и операций в сфере благоустройства в пределах административных границ, производит согласование работ с управлением по экологии и природопользованию администрации города Перми (п.3.7.4),

выдает разрешения на размещение мест сбора и(или) накопления отходов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с установленным администрацией города Перми Порядком, контролирует организацию сбора и(или) накопления отходов в части соблюдения Правил обращения с отходами на территории города Перми, организует вывоз с территории общего пользования мусора, образовавшегося в результате проведения комплексной уборки территории (п.3.7.12).

В соответствии со ст.13 Земельного Кодекса РФ,



В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

сохранению почв и их плодородия;

защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

сохранению достигнутого уровня мелиорации;

рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований…

Согласно ч.1 ст.11 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Таким образом, требования прокурора заявлены на основании ст.45 ГПК РФ, в рамках своих полномочий, в целях предупреждения причинения вреда неопределённому кругу лиц.

Судом установлено, что свалка отходов древесины, расположенная напротив <адрес> вдоль дороги по <адрес> в лесном массиве образована на территории Орджоникидзевского района г.Перми, на земельном участке, находящимся в распоряжении Муниципального образования г. Пермь, что следует из ответа ДЗО администрации г. Перми. До настоящего времени свалка не ликвидирована. Поскольку администрация Орджоникидзевского района г.Перми является территориальным органом администрации г.Перми, на который в соответствии с нормативными актами в области внешнего благоустройства возложены обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, отходов производства по ликвидации несанкционированных свалок, в связи с чем, на указанный орган следует возложить обязанность по организации сбора и вывоза отходов древесины с целью ликвидации указанной несанкционированной свалки. Доводы представителя ответчика в части того, что отходы, расположенные на свалке не являются твердыми бытовыми отходами, а являются отходами производства не имеют юридического значения, поскольку в полномочия администрации района входит организация сбора и вывоза отходов, в том числе и производственного характера с целью ликвидации несанкционированной свалки.

В соответствии с Уставом г. Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996г., администрация города - это исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края).

Согласно п.16 ст.59 Устава г.Перми, администрация города, осуществляет в пределах полномочий, предоставленных законодательством, контроль за использованием территории и инфраструктуры города, землепользованием и благоустройством…

Суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств того, что на администрацию г. Перми возложены функции по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов по ликвидации несанкционированных свалок, в связи с чем, в требованиях к администрации г.Перми следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск удовлетворить частично.

Обязать администрацию Орджоникидзевского района г.Перми организовать сбор и вывоз отходов древесины (отходов производства) с целью ликвидации несанкционированной свалки, расположенной напротив <адрес> вдоль дороги по <адрес>, в лесном массиве в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В требованиях к администрации г. Перми отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение 10 дней.

...

...

Судья: Кустова И.Ю.