Арбитражная практика

Постановление от 01 декабря 2011 года № А59-3229/2011. По делу А59-3229/2011. Российская Федерация.

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А59-3229/2011

01 декабря 2011 года

Резолютивная часть постановления оглашена 29 ноября 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2011 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего *.*. Чижикова

судей *.*. Ротко, *.*. Шевченко

при ведении протокола секретарем судебного заседания *.*. Лукониной

при участии:

От ООО “Свободное 2001“: Ляшенко *.*. (адвокат по доверенности от 21.07.2011);

От ООО «Рыболовецкий колхоз им. Кирова»: Панков *.*. (по доверенности от 04.05.2010);

От Сахалино - Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: Лозина *.*. (начальник отдала правового обеспечения по доверенности № 413-Д от 03.06.2011);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству

апелляционное производство № 05АП-7964/2011

на Решение
от 21.10.2011

судьи *.*. Пустоваловой

по делу № А59-3229/2011 Арбитражного суда Сахалинской области

по иску ООО “Свободное 2001“ (ИНН 6504043438, ОГРН 1026500781560, Сахалинская обл., Корсаковский район, с. Охотское)

к Сахалино-Курильскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ИНН 6501179230, ОГРН 1076501002005, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 43-а)

о признании решения конкурсной комиссии Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, оформленного протоколом от 08.06.2011, в части отказа в допуске ООО “Свободное 2001“ к участию в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовств в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб на территории нескольких муниципальных образований Сахалинской области, в том числе в МО ГО «Корсаковский район» по лотам № 2-5, незаконным;

о признании договоров, заключенных между Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и ООО “Рыболовецкий колхоз им. Кирова“ в отношении рыбопромысловых участков, расположенных на территории МО ГО «Корсаковский район» в Восточно-Сахалинской подзоне, речные рыболовные участки № 65-04-83-р. Вознесенка от устья 2 000 м вверх по течению, длина 2 км, ширина реки, вид рыболовства -промышленное ; № 65-04-86-р. Сима от устья 2 000 м вверх по течению, длина 2 км, ширина реки, вид- рыболовства промышленное, недействительными

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Свободное 2001» обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Сахалино-Курильскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (СКТУ) о признании незаконным решения конкурсной комиссии Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, оформленного протоколом от 08.06.2011 г., в части отказа в допуске ООО «Свободное 2001» к участию в конкурсе на право заключения
договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб на территории нескольких муниципальных образований Сахалинской области, в том числе в МО ГО «Корсаковский район» по лотам №№2 и 5; признании недействительными договоров, заключенных между Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и ООО «Рыболовецкий колхоз им. Кирова» в отношении рыбопромысловых участков, расположенных на территории МО ГО «Корсаковский район» в Восточно-Сахалинской подзоне, речные рыболовные участки : № 65-04-83- р. Вознесенка от устья 2 000 м вверх по течению, длина 2 км, ширина реки, вид рыболовства- промышленное; № 65-04-86-р. Сима от устья 2 000 м вверх по течению, длина 2 км, ширина реки, вид рыболовства – промышленное.

Определением суда от 06.09.2011 ООО «Р/к им. Кирова» привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

Решением суда от 21.10.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с Решением суда, Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, а также неполным выяснением всех обстоятельств спора. В обоснование привело доводы о том, что отказ в допуске к конкурсу является законным, поскольку заявки ООО «Свободное 2001» не соответствовали требованиям конкурсной документации. При этом истец с требованием о признании торгов недействительными не обращалось.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, просил отменить Решение, приняв новый судебный акт. Представитель ООО «Р/к им. Кирова» доводы
жалобы поддержал, просил отменить Решение, в удовлетворении требований ООО “Свободное 2001“ отказать. Представитель ООО “Свободное 2001“ в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании выразил согласие с обжалуемым судебным актом, считая его законным и обоснованным

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 № 264 утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (далее - Правила); Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства; форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.

Согласно данным Правилам организатором конкурса является Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству, преобразованный в Федеральное агентство по рыболовству в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724. В соответствии с Приказом Федерального агентства по рыболовству от 28.02.2011 № 163 «О полномочиях территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству» СКТУ осуществляет полномочия организатора конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.

Приказом СКТУ от 27.04.2011 № 138-П утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб на территории муниципальных образований Сахалинской области, о чем разместило соответствующее извещение
в официальном печатном издании и на официальном сайте СКТУ.

В перечень рыбопромысловых участков, в отношении которых проводился вышеуказанный конкурс, включены также лоты № №2,5 МО ГО «Корсаковский район». ООО «Свободное 2001» поданы соответствующие заявки на участие в конкурсе по лотам № 2,5.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе произведено конкурсной комиссией 08.06.2011, о чем составлен протокол, в котором отражено Решение Комиссии о допуске к участию в конкурсе по лотам №№ 2 и 5 ООО «Р/к им. Кирова» и об отказе в допуске к участию в конкурсе ООО «Свободное 2001» по спорным лотам. При этом в протоколе от 08.06.2011 отсутствуют основания, по которым ООО «Свободное 2001» отказано в допуске на участие в конкурсе. Указанные основания изложены Комиссией в адресованном истцу уведомлении от 09.06.2011 № 60.

Основанием для отказа явились выводы комиссии о несоответствии представленных документов требованиям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 4 конкурсной документации, а именно: договоры аренды недвижимого имущества не подтверждают наличие у заявителя права на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов и расположенные в границах МО ГО «Корсаковский район» Сахалинской области), а также о непредставлении заявителем предусмотренных подпункта «г» пункта 4 конкурсной документации документов и информации, поскольку срок действия документов, подтверждающих, что рыбоперерабатывающий завод расположен в зданиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, истек; отсутствуют акты приемки в эксплуатацию оборудования рыбоперерабатывающего завода).

10.06.2011 между СКТУ и ООО «Р/к им. Кирова» заключены договоры №№ 5 и 7 о предоставлении рыбопромысловых участков в пользование.

Полагая, что Решение комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе является незаконным, итоговые результаты конкурса по названым лотам необоснованными,
ООО «Свободное 2001» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 3 статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора. В части 4 статьи 33.3 указанного Закона установлено, что порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме этого, организация и порядок проведения торгов предусмотрены положениями статей 447, 448 ГК РФ.

Торги проводятся в форме аукционов и конкурсов. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Согласно статье 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Основанием для признания конкурса недействительным могут быть признаны такие нарушения порядка его проведения, которые привели или с учетом обстоятельств дела могли привести к неправильному определению победителя. При этом указанные обстоятельства могут являться основанием для удовлетворения требований, заявленных лицом, чьи права или законные интересы нарушены вследствие допущенных нарушений порядка проведения конкурса.

Таким образом, лицо, обращающееся с требованием о признании конкурса недействительным, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.

Согласно п.п. 6, 8, 11 Правил Комиссия выполняет следующие функции: принимает Решение по итогам рассмотрения заявок;
определяет победителя конкурса; совершает иные действия, связанные с проведением конкурса. Решения комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Каждый член комиссии имеет 1 голос. В своей работе комиссия руководствуется регламентом, принятым на заседании комиссии в соответствии с настоящими Правилами.

Из приведенных пунктов следует, что решения, в том числе о допуске (недопуске) к участию в конкурсе принимаются коллегиально – Комиссией.

Согласно п. 45 Правил на основании результатов рассмотрения заявок комиссия принимает Решение о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 15 настоящих Правил. Комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок, который подписывается присутствующими на заседании членами комиссии в день окончания рассмотрения заявок. Заявителям, не допущенным к участию в конкурсе, направляются уведомления о принятых комиссией решениях не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок.

Как видно из протокола от 08.06.2011, в нем отсутствуют основания, по которым ООО «Свободное 2001» отказано в допуске на участие в конкурсе. Основания изложены в письме от 09.06.2011 № 60. Суд считает, что отсутствие в протоколе оснований недопуска к участию в конкурсе ООО «Свободное 2001» указывает на то, что как таковое Решение Комиссии (мотивированное) в протоколе также отсутствует. Данное обстоятельство свидетельствует том, что протокол от 08.06.2011 не доказывает то обстоятельство, что Решение о недопуске ООО «Свободное 2001» по основаниям, изложенным в письме от 09.06.2011, Комиссией – коллегиальным органом - принималось. Исходя из приведенного выше п. 45 Правил в уведомлении о недопуске должны содержаться решения, принятые Комиссией.

В соответствии с п. 39 Правил при вскрытии конвертов объявляются и
заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя) каждого заявителя, конверт с заявкой которого вскрывается, информация о наличии документов, предусмотренных конкурсной документацией, предложения о размере платы, указанные в подпункте “б“ пункта 27 настоящих Правил, а также сведения, содержащиеся в документах, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил.

В протокол от 08.06.2011 относительно ООО «Свободное 2001» и ООО «Р/к им. Кирова» внесены сведения о наименованиях и ИНН. Иные сведения, указанные в приведенном п. 39 Правил, в протоколе отсутствуют. Изложенное свидетельствует о том, что протокол от 08.06.2011 не может являться доказательством того в каком объеме заявки ООО «Свободное 2001», а также ООО «Р/к им. Кирова» рассматривались при принятии решения о допуске (недопуске) к участию в конкурсе.

В силу пункта 28 Правил к заявке на право заключения договора прилагаются, в том числе, следующие документы: документы, подтверждающие наличие у заявителя права собственности или аренды на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов, не обремененные правами третьих лиц; заверенные заявителем документы, подтверждающие среднюю численность работников, работающих у заявителя последние четыре года, предшествующие году проведения конкурса (выписки за последние четыре года из справки установленной формы, выдаваемой Федеральной налоговой службой); документы, подтверждающие возможный суточный объем выпуска готовой рыбной продукции на рыбоперерабатывающем заводе (формы федерального статистического наблюдения, подтверждающие учет объектов основных средств, а также технические паспорта оборудования и акты приемки в эксплуатацию оборудования рыбоперерабатывающего завода).

В п. 15 Правил установлено, что основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: непредставление заявителем предусмотренных пунктами 27 и 28 настоящих Правил документов и
информации либо наличие в них недостоверных сведений; несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил; несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным пунктами 27 - 29 настоящих Правил.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Конкурсной документации к заявке прилагаются документы, подтверждающие наличие у заявителя права собственности или аренды на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов, не обремененные правами третьих лиц и расположенные в границах 1 муниципального образования Сахалинской области, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок. Договор аренды в отношении рыбоперерабатывающих заводов должен быть заключен на весь период действия договора.

В уведомлении от 09.06.2011 относительно подпункта «в» пункта 4 пункта документации указано, что представленные договоры аренды недвижимого имущества не подтверждают наличие у заявителя права на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов и расположенные в границах МО ГО «Корсаковский район» Сахалинский области. Как видно из имеющихся в деле договоров аренды от 01.01.2011 – аренды зданий рыбоперерабатывающих цехов – сроки аренды составляют более 1 года.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что отказ в допуске к участию в конкурсе по рассматриваемому мотиву, является неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 50, 51 Правил в целях определения лучших условий заключения договора, предусматривающего осуществление промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также осуществление прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, комиссия должна оценивать и сопоставлять заявки в соответствии с поименованными в
указанных пунктах критериями оценки

Как видно из материалов дела, заявка ООО «Свободное 2001» содержала доказательства, а именно свидетельства о государственной регистрации права собственности на: рыбоперерабатывающий цех, здание сезонного цеха по переработке морепродуктов, здание икорного цеха, холодильник, хозяйственный склад, склад.

При этом, исходя из критериев оценки определения лучших условий договора, для допуска к участию в конкурсе является достаточным представления документов о наличии прав на производственные мощности, не вызывающих претензий со стороны Комиссии. Такие документы ООО «Свободное 2001» были предоставлены.

То обстоятельство, что договоры аренды на часть производственных объектов не зарегистрированы, должно оцениваться исходя из приведенных критериев, но в ходе конкурса, а именно: достаточно ли у претендента производственных мощностей, права на которые не вызывают сомнений, для того, чтобы соответствовать приведенным выше критериям.

Кроме того, что договоры аренды с правом выкупа в пунктах 19 содержат условие о том, что имущество переходит в собственность арендатора, если он внес арендодателю всю причитающуюся ему арендную плату со стоимости сданного на полный амортизационный срок имущества, а также внес арендодателю арендные платежи остаточной стоимости имущества, аренда которого прекращена до завершения амортизационного срока. Данные условия не исключают возможность и права арендатора внесения всех сумм до истечения года, что при соблюдении определенных условий повлечет переход права собственности к арендатору.

В уведомлении от 09.06.2011 в качестве причины недопуска ООО «Свободное 2001» к участию в конкурсе также указано непредставление документов, предусмотренных подпунктом «г» пункта 4 Конкурсной документации – срок действия документов, подтверждающих, что рыбоперерабатывающий завод расположен в зданиях, соответствующих санитарно – гигиеническим требованиям, истек; отсутствуют акты приемки в эксплуатацию оборудования рыбоперерабатывающего завода.

Согласно подпункту «г» пункта 4 Конкурсной документации к заявке прилагаются документы (заключения или акты, подписанные территориальными подразделениями Роспотребнадзора России или документы, выданные уполномоченными государственными органами), подтверждающие, что рыбоперерабатывающий завод расположен в зданиях, соответствующих санитарно – гигиеническим требованиям. Документы, подтверждающие возможный суточный объем выпуска готовой продукции на рыбоперерабатывающем заводе (формы федерального статистического наблюдения, подтверждающие учет объектов основных средств, а также технические паспорта оборудования и акты приемки в эксплуатацию оборудования рыбоперерабатывающего завода).

В ходе исследования заявки ООО «Свободное 2001» установлено, что в санитарно – эпидемиологических свидетельствах указано на ограничение их действия 2007, 2008, 2009 годами.

Согласно письму Роспотребнадзора от 30.03.2011 в адрес руководителя СКТУ санитарно – эпидемиологические заключения выдаются на отдельные лицензируемые виды деятельности. В настоящее время новые санитарно – эпидемиологические заключения на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, которое предполагается использовать для осуществления деятельности по рыбопереработке не выдаются, ранее выданные заключения действительны. При этом в материалы дела представлено санитарно –эпидемиологическое заключение от 13.07.2010, а также экспертное заключение № 107 от 12.07.2010 года о соответствии завода санитарным требованиям.

Согласно п. 40 Правил при вскрытии конвертов с заявками комиссия вправе потребовать от заявителя (его представителя) разъяснений сведений, содержащихся в заявке и прилагаемых к ней документах. Указанные разъяснения вносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками. При этом изменение заявки не допускается. Комиссия не вправе предъявлять дополнительные требования к заявителям и изменять предусмотренные конкурсной документацией требования к ним.

Однако Комиссия не воспользовалась данным правом. В протоколе от 08.06.2011 года отсутствуют сведения о том, что Комиссия предлагала ООО «Свободное 2001» представить разъяснения относительно документов о соответствии завода санитарным требованиям.

Исходя из изложенного, рассматриваемое основание отказа в допуске к участию в конкурсе является неправомерным.

Относительно отсутствия актов приемки в эксплуатацию оборудования суд приходит к следующему. Как видно из приведенных выше критериев оценки лучших условий для заключения договора, а также подпункта «г» пункта 4 Конкурсной документации, требование о представлении актов приемки оборудование в эксплуатацию не носит формальный характер, а направлено на подтверждение претендентом или участником конкурса возможности суточного объема выпуска готовой продукции на рыбоперерабатывающем заводе.

ООО «Свободное 2001» такие документы представлены: инвентарные карточки учета основных средств, технические паспорта, сведения о среднесписочной численности работников. Отсутствие именно актов приемки в эксплуатацию оборудования само по себе не влечет не возможность определения Комиссией суточного объема выпуска готовой продукции на заводе.

Учитывая в совокупности все приведенные обстоятельства, апелляционный суд полагает, что Решение Комиссии о недопуске к участию в конкурсе ООО «Свободное 2001» является незаконным.

Исходя из содержания статьи 449 ГК РФ, основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов (конкурса) могут выступать нарушения установленной законом процедуры (правил) проведения торгов. В данном случае судом установлена необоснованность отказа в допуске к участию в конкурсе ООО «Свободное 2001», т.е. Конкурсной комиссией допущено нарушение правил проведения конкурса, выразившееся в необоснованном ограничении количества участников по лотам № №2,5.

В связи с чем арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении второго требования заявителя и признании недействительным результатов конкурса по лотам № 2 и № 5. Поскольку арбитражным судом признан недействительным конкурс по указанным лотам, то соответственно по смыслу части 2 статьи 449 ГК РФ, подлежат признанию недействительными договоры, заключенные между ответчиками по результатам конкурса по данным лотам.

Суд апелляционной инстанции полагает, что при рассмотрении спора арбитражным судом правильно установлены значимые для дела фактические обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности, в результате чего сделаны правомерные выводы, с учетом подлежащих применению норм действующего законодательства.

Доводы заявителя жалобы относительно неправильного применения судом норм действующего законодательства, регулирующих порядок проведения конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления прибрежного рыболовства, приводившиеся также при рассмотрении дела судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения в ходе проверки законности состоявшегося судебного акта, а потому подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.

С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 21.10.2011 по делу №А59-3229/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

*.*. Чижиков

Судьи

*.*. Ротко

*.*. Шевченко