Арбитражная практика

О переносе контейнерной площадки (решение не вступило в законную силу). Решение от 21 октября 2011 года № 2-1925/2011Г. Тверская область.

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной *.*.

при секретаре Желтовой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой *.*. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центрального района г.Твери» о переносе контейнерной площадки,

Установил:

Петрова *.*. обратилась в суд с требованиями к Администрации Центрального района г.Твери, Администрации г.Твери о переносе контейнерной площадки, в обоснование которых ссылалась на следующие обстоятельства.

Она является собственником и проживает в квартире по адресу: <адрес>. Обслуживание дома осуществляет ООО УК «Центрального района г.Твери». Во дворе дома, в котором она проживает, в непосредственной близости от окон ее квартиры расположена контейнерная площадка с установленными контейнерами для сбора твердых отходов
(ТБО) жителей дома и магазина, расположенного на первом этаже под ее квартирой. Указанное обстоятельство подтверждается административным материалом и не оспаривается ООО УК «Центрального района».

Утром в квартире слышно, как приезжает мусоровоз, поскольку, несмотря на установленные окна ПВХ в квартире, вывоз мусора сопровождается грохотом поднимаемых и опускаемых контейнеров, шумом работы мусоровоза. Складируемые отходы издают резкий неприятный запах, который усиливается в теплое время года. При этом время от времени мусор вывозится не ежедневно. Кроме того, в связи с неорганизованностью уборки периодически происходит захламление территории площадки отходами.

Помимо эстетической неудовлетворенности видом из окон квартиры, постоянный резкий неприятный запах, шум, связанный с выбрасыванием отходов работниками магазина, вывозом мусора, делает проживание в квартире невыносимым и небезопасным для здоровья. Общеизвестно, что скопления мусора являются рассадников разного рода инфекций.

Такое расположение контейнерной площадки не соответствует установленным нормативным требованиям.

Впоследствии исковые требования были уточнены и предъявлены к ООО «УК Центрального района г.Твери»; Администрация г.Твери и Администрация Центрального района г.Твери приобрели статус третьих лиц.

В судебном заседании истец Петрова *.*. и ее представитель по доверенности Секачев *.*. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «УК Центрального района г.Твери» по доверенности Евдокимова *.*. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, полагая, что перенести контейнерную площадку нельзя, как того требует истец.

Представитель Администрации г.Твери и Администрации Центрального г.Твери по доверенностям Федоров *.*. в судебном заседании требования не признал, указав, что необходимо согласие СЭС, встает вопрос о пожарной безопасности, перенос контейнерной площадки невозможен.

Судом в порядке ст.47 ГПК РФ для дачи заключения по существу заявленных требований привлечены Управление Государственной жилищной инспекции Тверской области и Управление федерального
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Тверской области.

Представитель Управления Государственной жилищной инспекции Тверской области по доверенности Федотов *.*. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, сказав, что необходимо выдержать все санитарные нормы, контейнерная площадка должна располагаться на расстоянии не менее 20 м от жилого дома.

Представитель Управления федерального службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, ранее в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, так как согласно санитарным нормам контейнерные площадки должны располагаться на расстоянии не менее 20 м от жилого дома, судом определено рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Петрова *.*. является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Обслуживание дома осуществляет ООО УК «Центрального района г.Твери». Во дворе дома, в котором она проживает, в непосредственной близости от окон ее квартиры расположена контейнерная площадка с установленными контейнерами для сбора твердых отходов (ТБО) жителей дома и магазина, расположенного на первом этаже под ее квартирой. Указанное обстоятельство подтверждается административным материалом и не оспаривается ООО УК «Центрального района».

Считая, что управляющая компания ненадлежащим образом исполняла обязанности по сбору бытовых отходов, а именно контейнерная площадка для мусора расположена на расстоянии менее 20 м от жилого дома и это противоречит санитарным нормам и нарушает права собственника, Петрова обратилась в суд с исковым заявлением и просит
о переносе контейнерной площадки. Данные доводы заслуживают внимания.

Конституция РФ, Законы «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ устанавливают право на благоприятную и безопасную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, т.е. такое состояние среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1 закона №52-ФЗ).

Требования санитарно-эпидемиологической безопасности устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами.

В целях реализации указанных прав граждан органами власти, организациями и другими лицами должны неукоснительно соблюдаться требования санитарных правил.

Согласно п.8.2.5 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м.

Помимо санитарных требований расстояние от дома до контейнерной площадки нормируется и техническими нормами содержания многоквартирных домов.

Так, п.3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее – Правила эксплуатации), зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованных в “Российской газете“ от 23.10.2003 N 214 и являющихся обязательными для исполнения любыми лицами, установлено, что контейнерная площадка должна находиться на расстоянии не менее 20 м от окон жилых зданий.

Как в СанПиНах, так и в Правилах эксплуатации указаны требования, обязательные для исполнения не зависимо от желания собственников других помещений и иных лиц. В судебном заседании установлено, что расстояние от контейнерной площадки до жилого дома составляет менее 20 м.

Кроме того, согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) земельный участок,
на котором расположен дом, с элементами благоустройства является общим имуществом собственников помещений в доме.

Из норм гражданского законодательства следует, что бремя содержания имущества, в том числе и соблюдение при этом установленных законных интересов других собственников и иных лиц, установленных обязательных правил, касающихся его содержания, возлагается на собственника имущества.

Статьей 39 ЖК РФ также установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях в т.ч. надлежащего содержания общего имущества собственников в многоквартирном доме организуется управление. При этом согласно п.п.1., 1.1. ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать в т.ч. благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, Решение вопросов пользования указанным имуществом, а надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать среди прочего безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества и соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Таким образом, обязанность по содержанию земельного участка с элементами благоустройства в состоянии, соответствующем обязательным требованиям безопасности исполняется путем организации управления домом.

Судом установлено, что управление домом по решению собрания собственников осуществляется ООО УК «Центрального района г. Твери».

Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего
имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией.

Следовательно, выбрав способ управления домом путем привлечения ООО УК «Центрального района г.Твери», собственники тем самым исполнили обязанность по надлежащему содержанию общего имущества, в т.ч. и по соблюдению установленных обязательных правил и требований, переложив соответствующие функции на ООО УК «Центрального района г. Твери», а ООО УК «Центрального района г. Твери» приняло на себя соответствующие обязанности, в т.ч и связанные с исполнением этих обязанностей риски.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания имущества содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Согласно п. 3.7.1 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.

Помимо это п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88, п.п. 9.2 и 12.5 Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области (утв.Постановлением администрации Тверской обл. от ДД.ММ.ГГГГ №-па) обязанность по устройству площадки также возлагают на жилищно-эксплуатационную организацию.

Из совокупности приведенных нормативно-правовых актов следует, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов в жилищном фонде (включающая в себя установку контейнерных площадок и мусоросборников в соответствии с требованиями действующего законодательства своими силами или с привлечением специализированных организаций) возлагается на организацию, осуществляющую управление многоквартирными жилыми домами, т.е. на ООО УК «Центрального района г. Твери». Следовательно, лицом, ответственным за нарушение требований к размещению контейнерной площадки и надлежащим ответчиком является ООО УК «Центрального района г.
Твери».

Таким образом, учитывая, что правила по установке и обустройству контейнеров для сбора мусора нарушены, обязанность по организации обслуживания жилого дома возложена на управляющую компанию, то требования истца о переносе контейнерной площадки являются законными и обоснованными.

Доводы возражений о невозможности устройства площадки в ином месте и о том, что указанная площадка находилась на спорном месте до передачи дома в управление ответчику, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Приняв дом в управление, ответчик принял на себя обязанность по соблюдению соответствующих обязательных правил и норм и все связанные с этим риски. При этом, нарушение расположения контейнерной площадки было очевидным для ответчика и в момент принятия дома в управление. Однако, никаких мер для устранения выявленных недостатков ответчиком принято не было.

Невозможность расположения площадки в ином месте ответчиком не доказана. Кроме того, нормативными актами не установлено обязательное наличие площадки у каждого дома. Напротив, п.9.4 Кодекса благоустройства г. Твери (утв.Решение ТГД от ДД.ММ.ГГГГ №) прямо предусмотрена возможность устройства общей для нескольких домов контейнерной площадки. Выкопировка из топоплана местности и пояснения представителя ответчика свидетельствуют о расположении на отвечающем требованиям расстоянии еще двух контейнерных площадок для сбора ТБО, также находящихся в ведении ответчика, на которых может быть организован сбор ТБО жителей дома.

Доводы ответчика о необходимости решения этого вопроса собственниками не может ставиться в зависимость от решения собственников. Собственники, выбрав способ управления и передав дом в управление ответчика, по существу, приняли необходимое Решение, возложив на ответчика выполнение установленных нормативов, связанных с содержанием общего имущества.

Суд также обращает внимание на то, что контейнерная площадка установлена в спорном месте без получения необходимых разрешений и согласований,
в т.ч, как того требуют и требовали СанПиН, с органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены права истца на благоприятную среду обитания. При этом, суд соглашается с позицией истца, что поскольку при приемке дома в управление нарушение в расположении площадки было очевидным, т.е. предвидимым при обычной степени заботливости и осмотрительности, расходы по переносу площадки необходимо отнести к предпринимательским рискам ответчика.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось Решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований. Согласно ст.88 ГПК РФ к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Таким образом, Петровой *.*. следует возместить понесенные ею расходы по оплате госпошлины взысканием с ООО «УК Центрального района г.Твери» в сумме <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Петровой *.*. удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центрального района г.Твери» ликвидировать площадку для установки контейнеров для сбора отходов, расположенную возле дома <адрес> и организовать сбор отходов собственников помещений в этом доме на расстоянии не менее 20 метров от его стен.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центрального района г.Твери» в пользу Петровой *.*. государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.