Арбитражная практика

Решение от 26 декабря 2011 года № А56-54202/2011. По делу А56-54202/2011. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

26 декабря 2011 года Дело № А56-54202/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26 декабря 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Боровлева *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лозовской *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ОАО «Российские железные дороги»

заинтересованное лицо Балтийская таможня



об оспаривании постановления от 19.08.2011 по делу об административном правонарушении № 10216000-829/2011

при участии

от заявителя – Мекшун *.*. , доверенность от 05.12.2011 № 10-11/226;

от заинтересованного лица – Кучинская *.*. , доверенность т 24.06.2011 № 04-18/21916, Чабанов *.*. , доверенность от 30.08.2011 № 30-15/29778

Установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Балтийской таможни (далее – заинтересованное лицо, таможня) от 19.08.2011 по делу об административном правонарушении № 10216000-829/2011.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование, полагая, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, таможней допущены существенные нарушения процедуры привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности.

.Представитель заинтересованного лица требование не признал, полагая оспариваемое Постановление законным и обоснованным по приведенным в нем доводам и доводам отзыва.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

Установил:



13.02.2011 в Морской порт Санкт-Петербург по ТД № 39851319/300111/0001687 на железно-дорожной платформе № 94503349 в контейнере TTNU9847000 по ж/д накладной № 192090 прибыл товар: «пряжа х/б».

По прибытии контейнер был выгружен в постоянную зону таможенного контроля ЗАО «Первый Контейнерный Терминал» (далее - ПЗТК ЗАО «ПКТ»).

Согласно сведениям, указанным в накладной № 192090, отправитель: ИП ООО «ДЭУ Текстиль Фергана» (Узбекистан, 151500, Ферганская обл., Ташлакский район, ул. Туралар, 6); получатель: ЗАО «Первый Контейнерный терминал» (198035, Санкт-Петербург. Межевой канал, д. 5, ОКПО 48962205); станция назначения: «АВТОВО-Эксп. Октябрьской ж/д.» для дальнейшей отправки в Португалию; перевозчик: ОАО «Российские железные дороги» (107144, Москва, ул. Н. Басманная, д.2).

В графе № 45 ж/д накладной № 192090 указана отметка о таможенном обеспечении в виде пломбы № 027067, также в графе имеется оттиск печати Казахстанского таможенного органа со ссылкой на ТД № 39851319/300111/0001687, номерной печати должностного лица Казахстанского таможенного органа № 267, а также имеется оттиск печати «груз таможенный».

16.02.2011 по поручению на досмотр № 10216100/150211/001660 проведен таможенный досмотр (АТД 10216100/160211/001660) товара в контейнере TTNU9847000, с целью подтверждения наличия пломбы, навешенной таможенными органами. В ходе досмотра обнаружено, что на контейнере отсутствует таможенное обеспечение в виде пломбы № 027067 и фактически на контейнере находится пломба № 1177097.

Сотрудником отдела таможенного досмотра Турухтанного т/п Балтийской таможни, по факту обнаружения отсутствия таможенной пломбы, были проведены проверочные мероприятия в результате которых у ОАО «Российские железные дороги» были запрошены документы и сведения, с целью установления проводилась ли смена пломбы с разрешения таможенного органа.

17.05.2011 заместителя начальника Санкт-Петербургского регионального отдела Центра по таможенной деятельности ОАО «Российские железные дороги» Копытова Р..И. получены объяснения, из которых следует, что по прибытию контейнера TTNU9847000 на станцию Автово Октябрьской железной дороги обнаружено отсутствие ЗПУ отправителя, о чем составлен акт общей формы № 1/526 от 13.02.2011. Для обеспечения сохранности товара на контейнер TTNU9847000 наложено ЗПУ Охрана-1 № 117097. За разРешением о наложении ЗПУ 117097 работники станции в таможенный орган не обращались.

Сотрудником отдела таможенного досмотра Турухтанного т/п Балтийской таможни в ходе проведения проверочных мероприятий направлено письмо в акционерное общество «Национальная компания «Казахстан Гемiр Жолы» (железная дорога Казахстана).

23.05.2011 от управляющего директора по эксплуатационной работе АО «Национальной компании «Казахстан TeMip Жолы» получены объяснения, из которых следует, что контейнер TTNU9847000 принят на территорию Республики Казахстан с Узбекской железной дороги по межгосударственному стыковому пункту Сары-Агаш 29.01.2011 в 1 часов 35 минут. При приеме было установлено, что на контейнере находились исправные пломбы №№ 027067, 0199052-10. которые согласно графе 45 железнодорожной накладной были наложены на станции Чукурсай Узбекской железной дороги (станция отправления). По территории Республики Казахстан контейнер проследовал в сопровождении работников акционерного общества «Военизированная железнодорожная охрана», сдан на территорию Российской Федерации по межгосударственному стыковому пункту Озинки 02.02.2011 в 15 часов 50 минут в исправном состоянии за исправными пломбами №№ 027067, 0199052-10, дополнительные пломбы не навешивались.

Таким образом, в результате проверки таможней установлено, что перевозчик - ОАО «РЖД» принял к перевозке контейнер TTNU9847000 за пломбами № 027067, 0199052-10 на ж/д станции Озинки Приволжской ж/д,. которые были утрачены в процессе транспортировки до станции назначения (акт общей формы № 1/526 от 13.02.2011 ст. «Автово 035508»).

Усматривая достаточные данные. указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося утрате средств идентификации используемых таможенным органом, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ОАО «РЖД» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10216000-829/2011 и проведении административного расследования.

Должностным лицом таможни 12.07.2011 составлен протокол № 10216000-829/2011 об административном правонарушении.

Постановлением таможни от 19.08.2011 ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности на основании статьи 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в соответствии с указанной квалификацией в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Считая названное Постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно положениям статьи 109 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками. В силу статьи 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан:

- доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;

- обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись;

- не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями главы 16 ТК ТС идентификация товаров является одной из форм таможенного контроля и применяется на этапе таможенного транзита в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом назначения следов изъятия товаров, вложения товаров в транспортное средства или совершения с товарами каких-либо операций.

В силу части 4 статьи 109 ТК ТС средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 9.3. Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК России от 08.09.2003 № 973 (далее – Инструкция), условием выдачи таможенным органом разрешения на внутренний таможенный транзит товаров является идентификация товаров. Таким образом, необеспечение идентификации товара исключало бы получение разрешения на внутренний таможенный транзит.

При этом ни в пункте 18 Инструкции ни в иных положениях Инструкции не указано, каким именно образом в транзитной декларации и транспортном (перевозочном) документе либо в документах, используемых в качестве транзитной декларации, должна отображаться информация о примененных ЗПУ (пломбах).

При таких обстоятельствах само по себе отсутствие в транзитной декларации сведений о ЗПУ, имеющихся на железнодорожном вагоне, при наличии соответствующих отметок о наложенных пломбах на железнодорожной накладной не является достаточным доказательством того, что ЗПУ (пломбы) не были приняты таможней в качестве средств идентификации. Доводы заявителя в этой части опровергаются данными железнодорожной накладной и иными материалами дела.

В соответствии со статьей 16.11 КоАП РФ уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации влечет наложение административного штрафа.

Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ могут выступать как лица, совершившие конкретные противоправные действия, так и лица, которые обязаны обеспечить сохранность средств идентификации: перевозчики, владельцы складов временного хранения и прочие.

Согласно пункта 2 статьи 156 ТК ТС после пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи, и предъявлены таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств иднтификации.

В соответствии с пунктом 21 статьи 4 ТК ТС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную гранит и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

Из материалов дела следует, что перевозку товара, находящегося в контейнере № TTNU9847000 с наложенным таможенным обеспечением в виде пломбы - № 027067 осуществляло ОАО «РЖД». Таким образом, заявитель является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.11 КоАП РФ.

Общество должно было выполнить обязанность по недопущению нарушения средств идентификации, а при обнаружении факта их нарушения - незамедлительно сообщить таможенному органу, однако оно не предприняло все зависящие меры по их выполнению, обществом не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.

Событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ, и вина общества в его совершении подтверждены материалами дела.

Нарушений предусмотренного КоАП РФ порядка привлечения общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что Решение административного органа является законным и обоснованным, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Боровлев *.*.