Арбитражная практика

Решение от 21 ноября 2011 года № А58-5748/2011. По делу А58-5748/2011. Республика Саха.

Решение

г. Якутск

21.11.2011

Дело № А58-5748/2011

Резолютивная часть решения обьявлена 11.11.2011

Мотивированная часть решения изготовлена 21.11.2011

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой *.*. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Жирковой *.*. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению от 07.10.2011 Государственного учреждения «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)» (ОГРН 1021401045170, ИНН 1435102955)

к Ленскому управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1021401068996, ИНН 1435067147)

о признании незаконным и отмене постановления от 27.09.2011 № 1110/07 о назначении административного наказания,

с участием представителей: Управление: не явились, извещены надлежащим образом; Ростехнадзор: Алтабасовой *.*. по доверенности от 22.09.2011 № 01-10/106,

Установил:



Государственное учреждение «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)» (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Ростехнадзор) о признании незаконным и отмене постановления 27.09.2011 №1110/07.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что учреждение не было должным образом уведомлено о составлении протокола, чем нарушены ее права при производстве дела об административном правонарушении.

Административный орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.11-12).

На судебное заседание Управление, извещенное о проведении судебного заседания, не явилось, возражений относительно продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда не направил.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия заявителя, извещенного о месте и времени судебного заседания уведомлением от 17.10.2011. Кроме того, информация о назначении дела к судебному разбирательству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 03.11.2011. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет указанных сведений, включая дату их размещения, приобщены к материалам дела.

Судом установлено.

Государственное учреждение «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)» является юридическим лицом, зарегистрировано в этом качестве 15.05.2007, свидетельство серия 14 № 001545898, (ОГРН 1021401045170, ИНН 1435102955) юридический адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Толстого, д.20.

На основании распоряжения (приказа) от 31.08.2011 № 1246-р Ростехнадзора, полученной управлением 01.09.2011 вх. № 142, проведено плановое оперативное обследование филиала управления заречный на предмет соблюдения промышленной безопасности и исполнения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 (далее- Закон № 116-ФЗ), ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (далее – ПБ 10-382-00), ПБ 10-257-98 «Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-манипуляторов» при эксплуатации грузоподъемных механизмов (автомобильный кран КС-55713-3 – зав. № 361).

19.09.2011 по итогам проверки государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями и строительному надзору Ростехнадзора Кузнецовым *.*. составлен акт № 113.

Актом от 19.09.2011 № 113 установлено следующее:



отсутствует страховой полис риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте в нарушение статьи 15 Закона № 116-ФЗ;

численность и структура службы надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов не согласованы с органами Ростехнадзора в нарушение части 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ, п.п. 9.4.2.-9.4.4 ПБ 10382-00, п. 8 «Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (далее – Правила);

не представлено положение о производственном контроле опасных производственных объектов в нарушение части 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ, п. 4 Правил, п. 9.4.1. ПБ 10-382-00;

не представлены документы об организации и осуществлении производственного контроля предприятия, в нарушении статьи 11 Закона №116-ФЗ, п.п. 9.4.2-9.4.6 ПБ 10-382-00;

отсутствует приказ об организации производственного контроля, в нарушение части 1 статьи 9 и статьи 11 Закона № 1160ФЗ, пункта 7 Правил; - не представлен приказ порядка организации производства работ кранами вблизи линии электропередач, в нарушение части 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ, пункта 9.5.13 ПБ 10-382-00;

не определен порядок привлечения и выделения стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы для погрузочно-разгрузочных работ на сторонних объектах и объектах учреждения, в нарушение части 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ, пункта 9.5.13 ПБ 10-382-00;

отсутствует ежегодный план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на ОПО, в нарушение статьи 11 Закона №116-ФЗ, п.п 15 и 16 Правил;

не представлена информация об организации производственного контроля за 2010 и на 2011, в нарушение статьи 11 Закона 116-ФЗ, пункта 15 Правил;

аттестационная комиссия не соответствует РД-03-19-2007, в нарушение части 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ, пункта 18 РД-03-19-2007;

ответственные лица не ознакомлены с должностными инструкциями под роспись, в нарушение части 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ, пункта 9.4.2 ПБ 10-382-00;

автомобильный кран КС-55713-3, зав. № 361 не зарегистрирован в органе Ростехнадзора, в нарушение статьи 2 Закона №116-ФЗ, пункта 9.1 ПБ 10-382-00;

автомобильный кран КС-55713-3, зав. № 361 эксплуатируется без разрешения органов Ростехнадзора, в нарушение статьи 2 Закона № 116-ФЗ, пункта 9.2 ПБ 10-382-00;

отсутствует техническая документация (журнал периодического осмотра подъемных сооружений, график плана предупредительного ремонта и освидетельствования, технологические карты на погрузо-разгрузочные работы, схемы строповки, журнал осмотра съемных грузозахватных приспособлений, журнал ремонта грузоподъемного крана), в нарушение части 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ, п. 2.2. РДИ 10-352(89)-00; п.п. 9.3.2,9.3.22,9.3.24,9.3.26,9.3.27,9.5.12,9.5.13 ПБ 10-382-00;

не представлены акты проверок приборов безопасности на автомобильный кран КС-55713-3, зав. № 361;

Акт получен управлением – 19.10.2011.

Уведомление от 20.09.2011 № 07/87 о вызове для составления протокола об административном правонарушении на 22.09.2011 в 14ч.00м. по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 13, каб. 215 получено управлением 20.09.2011 вх. №477 (л.д. 18), а также направлено административным органом по факсу на номер 34-08-33 20.09.2011 13:33. (л.д. 17).

22.09.2011 государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями и строительному надзору Ростехнадзора Кузнецовым *.*. составлен протокол № 1110/07 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении государственного учреждения «Упрмелиоводхоз» МСХ РС(Я) (ОГРН 102140104510 ИНН 1435102955), в присутствии представителя Лукиной *.*. по доверенности от 21.09.2011 № 408-06 (л.д.19), которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя управления (уведомление № 07/87 от 20.09.2011, вх. № 447 от 20.09.2011).

Протоколом установлено, что 19.09.2011 при плановой проверке филиала управления заречный, на основании распоряжения от 31.08.2011 № 1246-р, выявлены нарушения Закона № 116-ФЗ, ПБ 10-382-00, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, РД-03-19-2007 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, зафиксированные в Акте № 113 от 19.09.2011.

Из объяснения представителя управления следует, что 22.09.2011 при составлении протокола представлены недостающие документы: договор об оказании слуг по техническому обслуживанию и ремонту автокрана от 17.06.2009 № Т17/09; договор (полис) № В 71407110-50-1-000002-11; положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных объектов; типовая инструкция для лиц, ответственных за безопасность производства работ.

Копия протокола получена управлением - 22.09.2011.

Уведомление от 22.09.2011 №07/87 о вызове для рассмотрения дела об административном правонарушении на 27.09.2011 в 14ч.00м. по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 13, каб. 215 получена уполномоченным представителем Лукиной *.*. , а также направлено факсом на номер 34-08-33 22.09.2011 14:27.

27.09.2011 государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями и строительному надзору Ростехнадзора Кузнецовым *.*. вынесено Постановление № 1110/07 в отношении государственного учреждения «Упрмелиоводхоз» МСХ РС(Я) (ОГРН 102140104510 ИНН 1435102955), в присутствии представителя Лукиной *.*. по доверенности от 21.09.2011 № 408-06, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя управления, о признании ГУ «Уп Ф.И.О. в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Данное обстоятельство послужило поводом для обращения управления в арбитражный суд.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.12.2010 №1148, утверждено Положение о Ленском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с которой управление, является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории Республики Саха (Якутия).

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе государственные инспекторы территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1,2 и 3 статьи 28.3 КоАП РФ, устанавливаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Приказом Федеральной службы по экологическому и, технологическому и атомному надзору от 30.062009 № 588 утвержден перечень должностных лиц Ростехнадзора и ее территориальных органов, уполномоченных должностных лиц.

Согласно указанному перечню государственный инспектор отдела по надзору за подъемными сооружениями и строительному надзору Кузнецов *.*. правомочен составлять протокол об административном правонарушении и выносить постановления о назначении административного наказания.

Следовательно, Постановление по делу об административном правонарушении от 27.09.2011 № 1110/07 и протокол от 22.09.2011 №1110/07 вынесены государственным инспектором в пределах своих полномочий.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. При этом наступления последствий не требуется.

Субъектом правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.

Специальным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, в соответствии с пунктом 5.3.1.5 которого Ростехнадзор, в частности, осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.

Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов определено в статье 1 Федерального закона N 116-ФЗ как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Согласно статье 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к настоящему Федеральному закону.

В пункте 3 приложения N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ предусмотрено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее:

по пункту 1 нарушения:

согласно ч.1 ст.15 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Часть 2 статьи 15 Закона №116-ФЗ устанавливает минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте. В отношении грузоподъемных сооружений минимальный размер страховой суммы составляет - 100 000 рублей (п. «б», ч.2 ст.15 Закона №116-ФЗ).

У Управления отсутствует страховой полис риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

по пункту 2 нарушения:

согласно ч.1 ст.9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

Согласно п.9.4.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 31.12.1999 N 98 (далее - ПБ 10-382-00) руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

В этих целях должны быть:

назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;

установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;

Согласно п.9.4.3. ПБ 10-382-00 численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем кранов с учетом их количества, условий эксплуатации и письменно согласовываться с органами Ростехнадзора.

Для обеспечения содержания кранов в исправном состоянии владелец должен назначить инженерно-технического работника соответствующей квалификации после обучения и проверки знания им настоящих Правил экзаменационной комиссией с участием инспектора Ростехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции.

Номер и дата приказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество, номер удостоверения и подпись должны содержаться в паспорте крана. Эти сведения должны заноситься в паспорт до регистрации крана в органах Ростехнадзора, а также каждый раз после назначения нового ответственного специалиста.

В ходе проверки государственным инспектором было установлено, что численность и структура службы надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов не согласована с территориальным органом Ростехнадзора.

по пункту 3 нарушения:

согласно ч.1 ст.9 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.11 Закона №116-ФЗ).

Требования об организации и осуществления контроля установлены Правилами «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (утв. Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 263) (далее – Правила).

Каждая эксплуатирующая ОПО организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (п.3 Правил).

Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий (п.4 Правил).

В ходе проверки установлено, что Положение о производственном контроле по соблюдению требований промышленной безопасности у ГУ «Упрмелиоводхоз» отсутствует.

по пунктам 4 и 5 нарушения:

производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный Решением руководителя организации работник или служба производственного контроля (п.7 Правил).

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:

высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;

стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли;

удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности (п.9 Правил).

Согласно п.9.4.3. ПБ 10-382-00 для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией кранов владелец должен назначить инженерно-технических работников после обучения и проверки знания ими настоящих Правил (ПБ 10-382-00), должностных инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала экзаменационной комиссией с участием инспектора Ростехнадзора выдачи им соответствующего удостоверения.

Согласно п.2 ст.11 Закона №116-ФЗ сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

В Ленское управление Ростехнадзора не был предоставлен приказ о назначении лица по осуществлению производственного контроля.

по пункту 6 нарушения:

согласно п.9.5.17. ПБ 10-382-00 производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих должен устанавливаться приказами владельца крана и производителя работ.

Данный приказ у Управления отсутствует.

по пункту 7 нарушения:

согласно пп. е), п.9.5.13. ПБ 10-382-00 владелец крана или эксплуатирующая организация должны определить порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение.

У Управления отсутствует порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам

по пункту 8 нарушения:

согласно п.п. а) п.15 Правил организация, эксплуатирующая ОПО должна предоставлять в территориальное управление Ростехнадзора вместе с информацией об организации производственного контроля, план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год.

Таким образом, у Управления должен быть в наличии план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на каждый год и данный план должен предоставляться в Ротсехнадзор каждый год.

по пункту 9 нарушения:

согласно п.14 Правил, эксплуатирующие организации представляют информацию об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В информации об организации производственного контроля должны содержаться следующие сведения:

план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год;

организация системы управления промышленной безопасностью;

фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;

количество опасных производственных объектов с описанием основных потенциальных источников опасности и возможных последствий аварий;

выполнение плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

план мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;

копии договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

состояние оборудования, применяемого на опасном производственном объекте и подлежащего обязательной сертификации;

освидетельствование и контрольные испытания опасных производственных объектов;

план проведения контрольно-профилактических проверок на следующий год;

оценка готовности работников эксплуатирующей организации к действиям во время аварии;

описание аварий и несчастных случаев, происшедших на опасном производственном объекте, анализ причин их возникновения и принятые меры;

подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности (п.15 Правил).

Информация о производственном контроле в Ленское управление Ростехнадзора от ГУ «Упрмелиоводхоз» не поступала.

по пункту 10 нарушения:

согласно п.18. РД-03-19-2007 аттестационные комиссии поднадзорных Ростехнадзору организаций создаются приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав аттестационной комиссии организации включаются руководители и главные специалисты организации, руководители и начальники управлений, отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности, представители аварийно-спасательных служб и другие высококвалифицированные специалисты. Возглавляет комиссию один из руководителей организации. Необходимость участия в работе аттестационных комиссий поднадзорных организаций представителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору решается территориальным органом, если это участие не установлено соответствующими нормативными правовыми актами. О времени и месте работы аттестационной комиссии территориальный орган извещается не менее чем за пять дней.

В ходе проверки инспектором было установлено, что установленный РД-19-2007 порядок Управлением не соблюден, т.к. Управлением не создана аттестационная комиссия.

по пункту 11 нарушения:

в целях обеспечения содержания грузоподъемных кранов в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания эксплуатирующей ОПО, организацией должны быть:

разработаны должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов;

обеспечено снабжение ответственных специалистов правилами безопасности, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации кранов, а обслуживающего персонала - производственными инструкциями;

обеспечено выполнение ответственными специалистами настоящих Правил, должностных инструкций, а обслуживающим персоналом-производственных инструкций.

В ходе проверки инспектором было установлено, что ответственные лица не ознакомлены под роспись с должностными инструкциями.

по пункту 12 нарушения:

согласно ч. 2 ст. 2 Закона 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством от 24 ноября 1998г. N1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (далее – порядок).

Согласно п.3 приложения №1 к 116-ФЗ Автомобильный кран относится к категории опасных производственных объектов.

Для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект (п.5 Правил).

Согласно п.п. 9.1.4 ПБ 10-382-00 в заявлении должно быть указано наличие у владельца крана ответственных специалистов, прошедших проверку знаний настоящих Правил и обученного персонала для обслуживания крана, а также подтверждено, что техническое состояние крана допускает его безопасную эксплуатацию.

Заявитель не направлял заявления в Ростехнадзор для регистрации ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов.

по пункту 13 нарушения:

согласно п.п. 9.2.2. ПБ 10-382-00 разРешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации в органах госгортехнадзора, должно быть получено от этих органов в следующих случаях:

перед пуском в работу вновь зарегистрированного крана;

после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых и быстромонтируемых башенных кранов);

после реконструкции крана;

после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций крана с применением сварки;

после установки на кране нового ограничителя грузоподъемности.

РазРешение на пуск крана в работу после его регистрации выдается инспектором госгортехнадзора на основании результатов полного технического освидетельствования, проведенного владельцем крана. При этом проверяются состояние крана (кранового пути), а также организация надзора за кранами (крановыми путями) и их обслуживания. О предстоящем пуске крана в работу владелец обязан уведомить органы Ростехнадзора (инспектора) не менее чем за 10 дней. (п.п.9.2.3 ПБ 10-382-00).

Разрешения на эксплуатацию крана КС-55713-3, зав. №361 Управлению Ростехнадзором не выдавалось.

по пункту 14 нарушения:

согласно п.п.9.3.2 ПБ 10-382-00 краны в течение нормативного срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

частичному - не реже одного раза в 12 мес.;

полному - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудования).

Согласно п.п. 9.3.22 ПБ 10-382-00 техническое обслуживание и ремонт кранов, в том числе отработавших нормативный срок службы, а также ремонт и рихтовка крановых путей должны производиться в соответствии с руководствами по эксплуатации кранов и другими нормативными документами в сроки, установленные графиком планово-предупредительного ремонта. Владелец кранов обязан обеспечить проведение указанных работ в соответствии с графиком и своевременное устранение выявленных неисправностей.

Результаты технических обслуживаний, сведения о ремонтах кранов должны записываться в журнал ремонта. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования крана, заносятся в его паспорт (п.п.9.3.24 ПБ 10-382-00).

Согласно п.п.9.3.26 ПБ 10-382-00 результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

Согласно п.п.9.3.27 ПБ 10-382-00 вывод крана в ремонт должен производиться инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным владельцем крана.

Дата и время вывода крана в ремонт, а также фамилия специалиста, ответственного за его проведение, должны быть указаны в наряде-допуске и вахтенном журнале. Без наряда-допуска можно производить осмотр и техническое обслуживание крана, а также устранение неисправностей по вызову крановщика.

Согласно п.п.9.5.12. ПБ 10-382-00 владельцем крана или эксплуатирующей организацией должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Руководство морских и речных портов обязано обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов по утвержденным им технологическим картам.

В ходе проверки инспектором было установлено отсутствие технической документации.

по пункту 15 нарушения:

о проведении монтажа и других видов работ с приборами (системами) безопасности делается запись в их эксплуатационных документах с оформлением соответствующих протоколов (актов), а также делается запись в журнале регистрации работ службы наладки и ремонта.

Управлением не представлены акты проверок приборов безопасности на автомобильный кран КС-5571-3 зав.№ 361.

Таким образом, учитывая представление управлением документов по пунктам 1, 5, 6, 11, 15, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, по другим пунктам нарушения административным органом полностью доказана.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 Постановления от 26.07.2007 N 46, при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 статьи 25.4 Кодекса).

Статьей 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с которым при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается Решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

В рассматриваемом случае, в протоколе и постановлении отражено, что протокол составлен и Постановление вынесено в присутствии представителя юридического лица – Лукиной *.*. , ведущего юриста управления, личность установлена по паспорту, полномочия удостоверены доверенностью от 21.09.2011 №408-06.

Факт надлежащего извещения управления о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении подтверждается уведомлениями №07/87 от 20.09.2011 и 22.09.2011, полученными заявителем 20.09.2011 и 22.09.2011. В уведомлениях указано, что законному представителю управления необходимо явиться в назначенное время, при этом разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу; указано на надлежащее оформление полномочий представителя; имеется предупреждение о рассмотрение дела в их отсутствии, в случае не явки.

Следовательно, административным органом приняты все необходимые меры для извещения управления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела; уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела получены уполномоченным представителем управления, а также факсимильной связью.

При изложенных обстоятельствах, явка на составление протокола об административном правонарушении, на рассмотрение дела какого-либо представителя управления, в данном случае ведущего юриста, является внутриорганизационным вопросом управления и не имеет правового значения для вывода о надлежащим извещении управления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, не может повлечь признание незаконным и отмену оспариваемого постановления.

Таким образом, процессуальных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено, сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с учетом отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, в минимальном размере.

Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку данное правонарушение существенным образом посягает на охраняемые общественные отношения, влияет к устранению возможности контроля за обеспечением надлежащей эксплуатации объекта, организация, эксплуатирующая опасный промышленный объект должна знать обязательные требования, установленные Законом №116-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами и соблюдать их.

По совокупности изложенных обстоятельств и норм права заявленное требование не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Государственного учреждения «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)» к Ленскому управлению Ростехнадзора о признании незаконным и отмене постановления от 27.09.2011 № 1110/07 о назначении административного наказания отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья *.*. Евсеева