Арбитражная практика

Решение от 22 ноября 2011 года № А28-8350/2011. По делу А28-8350/2011. Кировская область.

Решение

Дело № А28-8350/2011

127/36

г. Киров

22 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2011 года

В полном объеме Решение изготовлено 22 ноября 2011 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Волковой С.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соболевой М.Г.

рассмотрел в судебном заседании заявление

Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области (место нахождения: г. Киров, ул. Воровского, 78)



к Оричевскому муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания ЖКХ Левинцы»

(ОГРН 1064313011960, ИНН 4324050217, место нахождения: Кировская область, Оричевский район, пгт. Левинцы, ул. 70-летия Октября, д. 118)

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Бересневой Э.Х. по доверенности от 08.02.2011,

ответчика – Березиной О.М., временно исполняющей обязанности директора,

Установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Оричевского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания ЖКХ Левинцы» (далее - ответчик, предприятие, управляющая компания) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что при проведении проверки соблюдения предприятием при осуществлении предпринимательской деятельности требований природоохранного законодательства установлено, что ответчик осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов с извлечением прибыли без специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности. В судебном заседании представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленного требования.

Представитель ответчика не оспаривает факт осуществления деятельности по сбору и транспортированию отходов без специального разрешения (лицензии), но считает, что предприятием приняты все возможные меры по соблюдению законодательства, а именно: 09.09.2009 заключен договор подряда № 147-09-м с ООО «НОТАС» на изготовление материалов обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, однако, до настоящего времени работа по разработке материалов, необходимых для получения лицензии, не выполнена.



Исследовав представленные документы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд Установил следующие фактические обстоятельства.

Оричевское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания ЖКХ Левинцы» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1064313011960.

Согласно Уставу предприятие является коммерческой организацией и создано в целях решения социальных задач в сфере предоставления коммунальных и бытовых услуг. Одним из видов деятельности, осуществляемой предприятием, является вывоз мусора. Услуги по вывозу мусора, а именно: по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов осуществляются на основании договоров с населением, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за плату. Факт осуществления предприятием деятельности по сбору и транспортировке отходов подтверждается представленными в материалы дела договорами и счетами-фактурами и ответчиком не оспаривается.

В период с 13.09.2011 по 26.09.2011 на основании распоряжения Управления от 01.09.2011 №02-180/11-ВП проведена плановая выездная проверка соблюдения предприятием природоохранного законодательства при осуществлении деятельности, предусмотренной уставом. В ходе проверки обнаружено, что предприятие осуществляет на договорной основе деятельность по сбору и транспортировке отходов IV класса опасности без полученной в установленном порядке лицензии на данный вид деятельности, составлен акт проверки от 26.09.2011 № 10/46 КИР-11, копия которого вручена законному представителю предприятия - директору Новикову М.К.

28.09.2011 главный специалист-эксперт отдела экологического контроля Управления составил протокол № 8-25/18-11 об административном правонарушении, в котором действия предприятия по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов без получения в установленном порядке лицензии на осуществление такой деятельности квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии директора предприятия Новикова М.К., копия протокола вручена ему в тот же день.

28.09.2011 вынесено определение № 08-25/5-11 о направлении материалов об административном правонарушении по подведомственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление Росприроднадзора по Кировской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности.

Вышеприведенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Правовую основу обращения с отходами определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В силу статьи 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, отходы из жилищ несортированные, мусор от бытовых помещений, организаций, несортированный относятся к 4 классу опасности.

На момент проведения проверки и возбуждения производства по делу об административном правонарушении лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности предусмотрено пунктом 74 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На момент рассмотрения дела о привлечении предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ с 03.11.2011 в силу вступил Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно пункту 30 части 1 статьи 12 которого деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности также подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования указанного вида деятельности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности».

Таким образом, Оричевским муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания ЖКХ Левинцы» осуществлялась деятельность по сбору и транспортировке отходов IV класса опасности в период действия нормативно-правового акта, предусматривающего лицензирование данных видов деятельности. При этом соответствующая лицензия у предприятия отсутствует, в лицензирующий орган с заявлением о получении лицензии ответчик не обращался.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В связи с этим событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, материалами дела доказано.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Довод ответчика о том, что предприятием приняты все возможные меры по соблюдению законодательства, является несостоятельным, поскольку в материалы дела не представлено доказательств принятия ответчиком достаточных и своевременных мер для получения лицензии. Заключение договора подряда № 147-09-м с ООО «НОТАС» на изготовление материалов обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов исчерпывающими мерами по соблюдению законодательства не является. Нарушение обязательств со стороны контрагента ООО «НОТАС» не может быть признано судом обстоятельством, освобождающим ответчика от административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях предприятия содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении возбуждено уполномоченным лицом. Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ на момент вынесения судом решения не истек. Обстоятельства, исключающие возможность привлечения ответчика к административной ответственности, судом не установлены.

Учитывая изложенное, требование заявителя о привлечении ответчика к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ подлежит удовлетворению.

При принятии решения суд учитывает обстоятельства совершения правонарушения, степень вины предприятия, отсутствие отягчающих обстоятельств и считает возможным применить к ответчику меру ответственности, предусмотренную санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области (место нахождения: г. Киров, ул. Воровского, 78) удовлетворить.

Привлечь Оричевское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания ЖКХ Левинцы» (ОГРН 1064313011960, ИНН 4324050217, место нахождения: Кировская область, Оричевский район, пгт. Левинцы, ул. 70-летия Октября, д. 118) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: расчетный счет № 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Кировской области, КБК 04811625050010000140, УФК по Кировской области (Управление Росприроднадзора по Кировской области), ИНН 4345087480, КПП 434501001, БИК 043304001.

Штраф должен быть уплачен в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Исполнительный лист по делу не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании вынесенного судебного акта.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд Кировской области.

Судья С.С.Волкова