Арбитражная практика

Решение от 22 ноября 2011 года № А51-16599/2011. По делу А51-16599/2011. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-16599/2011

22 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тур Ю.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восток-Трэйд» (ИНН 2508093496, ОГРН 1102508000715)

к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)

о признании незаконным решения

при участии в заседании: от заявителя – Костюков А.А. – представитель по доверенности от 17.09.2011 б/н, сроком действия 1 год; от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом

Установил:



общество с ограниченной ответственностью «Восток-Трэйд» (далее – общество) обратилось с заявлением, уточнённым в порядке ст. 49 АПК РФ о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее – таможня) от 14.09.2011 о корректировке таможенной стоимости товара по ДТ № 10714040/060911/0029985 (далее – ДТ № 29985) (с учетом уточнения).

Ответчик, извещенный судом о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в заседание суда не явился. Возражений против рассмотрения дела в его отсутствие не представил.

Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие ответчика.

В обоснование заявленного требования общество указало на то, что у таможни отсутствовали основания для отказа в применении первого метода оценки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорной декларации, поскольку представленные обществом документы содержали достаточные и достоверные сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров, таможенный же орган не представил доказательства, свидетельствующие о невозможности использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Данное Решение, по мнению заявителя, не соответствует пункту 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, поскольку заявленная таможенная стоимость товаров, определенная по первому методу таможенной стоимости, основывалась на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В результате принятия оспариваемого решения декларанту отказано в применении первого метода определения таможенной стоимости, в результате чего доначислены таможенные платежи .

На основании изложенного, заявитель полагает, что оспариваемое Решение нарушает его права и законные интересы.

Из материалов дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Восток-Трэйд» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.03.2010 инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Находка Приморского края за основным государственным регистрационным номером 1102508000715, о чем выдано свидетельство серии 25 № 003387977.

Во исполнение условий контракта от 15.04.2011 № WWC и изменений к контракту от 21.07.2011 №1, заключенных между Echo Su и обществом, последним в сентябре 2011 года на таможенную территорию России ввезен товар: ткань для одежды, из синтетических волокон.

В целях таможенного оформления общество подало в Находкинскую таможню электронную декларацию на товары № 29985, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

В подтверждение заявленной таможенной стоимости обществом представлен следующий пакет документов: контракт от 15.04.2011 № WWC, изменения к контракту от 21.07.2011 №1, паспорт сделки от 08.08.2011 № 11080021/0843/0000/2/0 приложение к контракту от 12.06.2011 № 15 и другие документы, указанные в описи к ДТ № 29985.



В результате анализа представленных документов, таможня посчитала, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в связи с чем 06.09.2011 приняла Решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости, указав на необходимость представления дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости задекларированного товара.

В ответ на запрос таможни от 14.09.2011, общество в письме сообщило таможне о том, что дистрибьюторские, дилерские и иные соглашения отсутствуют; по декларируемой поставке предусмотрена оплата в течение 9 месяцев с момента таможенного оформления, таможенное оформление не завершилось, в связи с чем оплата за данную партию товара не произведена, в связи с чем отсутствует возможность предоставить платежные и/или бухгалтерские документы, отражающие стоимость товара по поставке; по оплате предыдущей партии товара банковские документы приложены к ДТ 29985 (поручение на покупку иностранной валюты, заявление на переводё банковские ордера, свифт, банковская выписка по счету); расчет (калькуляция) цены продажи отсутствует, поскольку товар передается одному лицу; экспортная декларация страны отправления отсутствует, поскольку продавец ее не предоставляет, т.к. это не предусмотрено контрактом; прайс-лист производителя отсутствует; цена товара обусловлена низкой себестоимостью (дешевая рабочая сила и сырье), торговые марки малоизвестны или отсутствует вообще, китайские производители имеют очень слабую репутацию на мировом рынке, товарные каталоги отсутствуют; счет на стоимость транспортировки до порта Восточный и оплата данных расходов приложены к ДТ № 29985 ранее; пояснения по условиям продажи приложены к ДТ № 29985; на данную партию продавцом товара скидки не предусмотрены; сведения о стоимости ввозимых товаров в разрезе моделей, артикулов указаны в приложении к контракту, инвойсе и прайс-листе; товара передается одному лицу по договору комиссии. Кроме того, прайс-лист продавца, запрос к изготовителю и ответ с переводом были предоставлены обществом по запросу таможни, при этом общество указало, что прайс-лист продавца и заказ на товар были приложены к ДТ № 29985.

Таможня посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, приняла Решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 14.09.2011.

Декларант заполнил форму ДТС-2 и 14.09.2011 таможенный орган принял откорректированную таможенную стоимость на основе шестого (резервного) метода таможенной оценки.

Общество, не согласившись с Решением таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 14.09.2011, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения заявителя, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно статье 65 Таможенного кодекса Таможенного Союза декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 27 настоящего Кодекса и настоящей главой. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункты 1 и 2).

Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).

Пунктом 1 статьи 2 Соглашения Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение об определении таможенной стоимости) определено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 настоящего Соглашения. В процессе консультации таможенный орган и лицо, декларирующее товары, могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства соответствующей Стороны о коммерческой тайне.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.

Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» установлено, что первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона (пункт 2 статьи 12), в соответствии с которым таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона (пункт 1 статьи 19).

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются Решением Комиссии таможенного союза (пункт 1).

Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3).

Согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного Союза Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

Таким образом, Решение о корректировке таможенной стоимости принимается таможенным органом в случаях обнаружения таможенным органом признаков того, что таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению не основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376, определены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.

Как установлено судом из материалов дела при таможенном оформлении ввозимых товаров в подтверждение правильности применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами обществом был представлен пакет документов, содержащий необходимые сведения для определения таможенной стоимости, в том числе: контракт от 15.04.2011 № WWC, изменения к контракту от 21.07.2011 №1, паспорт сделки от 08.08.2011 № 11080021/0843/0000/2/0, приложение к контракту от 15.04.2011 № 15 и другие документы, указанные в описи к ДТ № 29985.

Исследовав представленные декларантом документы, суд Установил, что заявитель представил все документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты. Так, контракт от 15.04.2011 № WWC, с учетом приложения к нему 12.06.2011 № 15, паспорта сделки от 08.08.2011 № 11080021/0843/0000/2/0, изменений к контракту №1 содержат сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене партии товаров, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки. Факт перемещения указанных в спорной ДТ, товаров и реального осуществления сделки между участниками контракта, таможней не оспаривается.

При этом таможенным органом не представлены доказательства недостоверности указанных документов или заявленных в них сведений, а также наличия каких-либо ограничений или условий, которые могли повлиять на стоимость сделки при заключении контракта.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров», под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Доказательств несоблюдения декларантом пункта 2 статьи 65 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и наличия предусмотренных пунктом 1 части 4 Соглашения оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости, таможня не представила.

Следовательно, у таможенного органа отсутствовали основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных по спорной декларации.

Довод таможни в обоснование принятия решения о корректировке заявленной таможенной стоимости, о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость значительно отличается от имеющейся в таможенном органе ценовой информации в меньшую сторону, судом не принимается, в силу следующего.

Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности, данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.

Факт выявления риска недостоверного декларирования таможенной стоимости ответчик документально не подтвердил, сведений о таможенной стоимости иных ввезенных аналогичных товаров и пояснений о критериях выбора источника информации, суду не представил.

Довод таможенного органа о правомерности корректировки таможенной стоимости товаров ввиду непредставления обществом запрошенных документов опровергается материалами дела.

В силу абзаца 3 пункта 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.

Наличие обязательных документов, представленных в подтверждение заявленной обществом таможенной стоимости товаров, свидетельствует о подтверждении стоимости сделки, тогда как какие-либо доказательства о фиктивном характере внешнеэкономической сделки, или недостоверности заявленных сведений, влекущих необходимость представления дополнительных документов, а также корректировку таможенной стоимости, таможней не представлено ни в ходе таможенной проверки, ни суду при рассмотрении дела.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ государственный орган обязан доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.

Судом не принимается довод ответчика, изложенный в решении о корректировке таможенной стоимости о непредставлении экспортной декларации по запросу таможни, поскольку, декларант в ответе на запрос пояснил обьективные причины непредоставления экспортной декларации : продавец товара не предоставляет обществу данный документ, так как это не предусмотрено в контракте.

Довод таможни о непредставлении договора комиссии от 01.06.2011 № 7 судом не принимается в силу следующего. Указанный договор отсутствует в запросе таможенного органа о предоставлении дополнительных документов. Кроме того представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что общество предоставило данный договор. Обратного таможенный орган не доказал.

Таким образом, таможенный орган не доказал наличие оснований для корректировки заявленной таможенной стоимости.

В связи с чем, оспариваемое Решение таможни является незаконным как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного Союза.

Оспариваемое Решение повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При указанных обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным решения таможни о корректировке таможенной стоимости подлежит удовлетворению.

Судебные расходы в виде государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с таможенного органа в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать незаконным Решение Находкинской таможни от 14.09.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ №10714040/060911/0029985 в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Таможенного Союза.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Восток-Трэйд» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Чугаева И.С.