Арбитражная практика

Решение от 15 ноября 2011 года № А79-8471/2011. По делу А79-8471/2011. Чувашская Республика.

Решение

г. Чебоксары

Дело № А79-8471/2011

15 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2011 года.

Арбитражный суд в составе: судьи Каргиной *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Донской *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «АББ Силовые и Автоматизированные Системы»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике



об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя- Чистополевой *.*. по доверенности №127/2011 от 10.05.2011 года,

от Территориального управления- Харук С.А по доверенности №13 от 15.07.2011 года,

Установил:

общество с ограниченной ответственностью «АББ Силовые и Автоматизированные Системы» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике (далее – Управление, административный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 97-11/84П от 20.09.2011.

Заявитель указал, что Постановлением № 97-11/84П от 20.09.2011Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

Просрочка представления справки о подтверждающих документах произошла в следствии невнимательности ответственного сотрудника Общества. Кроме того, считает, что сумма административного штрафа не соразмерна последствию и характеру совершенного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал.

Представитель Управления требование не признал. Пояснил, что Общество законно и обоснованно привлечено к административной ответственности.



Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд Установил следующее.

ООО «АББ Силовые и Автоматизированные Системы» (Продавец) 30.11.2009 заключило контракт № DEATG-2010 на поставку измерительных приборов Contrans E-SU, программного обеспечения с фирмой «АВВ Automation GmbH», Германия (Покупатель).

Общая сумма Контракта (с учетом дополнения №3 от 27.10.10 к Контракту) составляет 150000,00 евро.

ООО «АББ Силовые и Автоматизированные Системы» 14.05.2010 по данному Контракту оформлен паспорт сделки № 10050089/2557/0000/2/0 в ЗАО КБ «Ситибанк» (г. Москва) с переоформлениями: №01 от 27.10.2010, №02 от 24.12.2010.

В соответствии с п.3.2 Контракта оплата товара осуществляется в течение 60 дней от даты счета Продавца.

Согласно ведомости банковского контроля от 16.08.2011 по паспорту сделки № 10050089/2557/0000/2/0 нерезиденту с банковского счета ООО «АББ Силовые и Автоматизированные Системы» в уполномоченном банке перечислены денежные средства на общую сумму 134354,59 евро.

В соответствии с п.4.1 Контракта условия поставки будут указываться в счете Продавца и будут соответствовать заказу Покупателя. Поставка Оборудования должна быть осуществлена в течение 8-10 недель с даты подтверждения заказа Продавцом.

Пунктом 4.4 Контракта установлено, что датой поставки считается дата накладной первого перевозчика.

Во исполнение Контракта ООО «АББ Силовые и Автоматизированные Системы» отгрузило Оборудование по ГТД № 10005023/230910/0041135 на сумму 56 062,60 евро.

Согласно отметке Шереметьевской таможни в графе «D» ГТД № 10005023/230910/0041135, выпуск товара осуществлен 24.09.2010.

Следовательно, крайним сроком представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах по ГТД № 10005023/230910/0041135 на сумму 56 062,60 евро по контракту № DEATG-2010 от 30.11.2009 является 11.10.2010, вместе с тем, справка о подтверждающих документах по ГТД № 10005023/230910/0041135 на сумму 56 062,60 евро по контракту № DEATG-2010 от 30.11.2009 представлена в уполномоченный банк только 12.01.2011, то есть на 93 календарных дня позднее установленного срока.

09.09.2011 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 97-11/84 по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

20.09.2011 руководителем Управления рассмотрено дело об административном правонарушении, и вынесено Постановление № 97-11/84П о привлечении Общества к административной ответственности, по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 руб. 00 коп.

Не согласившись с Постановлением № 97-11/84П от 20.09.2011, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с нормами Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.

Положениями пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, обязанность представления которых закреплена пунктом 1 частью 2 статьи 24 названного Федерального закона № 173-ФЗ.

Указанный порядок установлен инструкцией Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция № 117-И) и Положением № 258-П.

В силу пункта 1 Указания Банка России от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами за исключением кредитных организаций и валютных бирж» Справка о подтверждающих документах и Справка о поступлении валюты Российской Федерации являются формами учета по валютным операциям для резидентов.

Согласно пункту 2.4 Положения № 258-П резидент представляет в банк паспорта сделки (далее банк ПС) документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа «D»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта;

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в регистрационном номере таможенной декларации, на ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации;

15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию

Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

В соответствии с пунктом 2.6 Положения № 258-П в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке паспорта сделки, резидент наряду с документами, указанными в пункте 2.2 Положения № 258-П, представляет в банк паспорта сделки два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств.

Данная справка представляется резидентом в банк паспорта сделки в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, указанные в пункте 2.6 настоящего Положения № 258-П (пункт 2.7 Положения № 258-П).

Согласно пункта 3.14 Инструкции № 117-И для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 указанной Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

Таким образом, Центральным банком Российской Федерации установлен обязательный перечень документов, необходимых для представления в уполномоченный банк, и сроки их представления.

Согласно Указания ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2556-У «О внесении изменения в пункт 1.2 Положения № 258-П» в абзаце четвертом пункта 1.2 Положения № 258-П, слова «в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта» заменить словами «в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения».

Из материалов дела следует, что ООО «АББ Силовые и Автоматизированные Системы» (Продавец) 30.11.2009 заключило контракт № DEATG-2010 на поставку измерительных приборов Contrans E-SU, программного обеспечения с фирмой «АВВ Automation GmbH», Германия (Покупатель).

Общая сумма Контракта (с учетом дополнения №3 от 27.10.10 к Контракту) составляет 150000,00 евро.

Во исполнение Контракта ООО «АББ Силовые и Автоматизированные Системы» отгрузило Оборудование по ГТД № 10005023/230910/0041135 на сумму 56 062,60 евро.

Согласно отметке Шереметьевской таможни в графе «D» ГТД № 10005023/230910/0041135, выпуск товара осуществлен 24.09.2010.

Следовательно, крайним сроком представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах по ГТД № 10005023/230910/0041135 на сумму 56 062,60 евро по контракту № DEATG-2010 от 30.11.2009 является 11.10.2010, вместе с тем, справка о подтверждающих документах по ГТД № 10005023/230910/0041135 на сумму 56 062,60 евро по контракту № DEATG-2010 от 30.11.2009 представлена в уполномоченный банк только 12.01.2011, то есть на 93 календарных дня позднее установленного срока.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество имело возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательств) не нарушать требования валютного законодательства, однако не приняло всех зависящих от него мер для его соблюдения.

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-Ф3, целью настоящего Федерального закона является реализация единой государственной валютной политики, обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Устанавливая административную ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, и устанавливая соответствующие санкции, законодатель учитывал конституционно закрепленные цели и охраняемые законом экономические интересы общества и государства.

Согласно статье 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Ответственность за совершение административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена за сам факт нарушения тех или иных норм и требований действующего валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования безотносительно к последствиям и ущербу. Следовательно, возникновение существенной угрозы общественным интересам в сфере установленного порядка валютного регулирования обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности.

В результате совершения Обществом правонарушения причинён вред общественным отношениям, связанным с обеспечением достоверного учёта и эффективного контроля за совершением валютных операций. Непредставление в установленный срок справки о подтверждающих документах лишает возможности уполномоченный банк исполнять возложенные на него функции агента валютного контроля, нарушает целостность системы валютного контроля и валютного регулирования Российской Федерации, так как приводит к искажению реальной информации по валютным операциям резидентов, а также, в конечном счёте, на объективность данных, представляемых Банку России и Правительству Российской Федерации, необходимых для осуществления контроля за процессами, происходящими во внешнеэкономической сфере экономики, проведения взвешенной внешнеторговой, денежно-кредитной, финансовой и валютной политики государства, определения стратегии в области валютного регулирования.

Суд учитывает, что Обществом была допущена значительная просрочка в представлении справки о подтверждающих документах на 93 календарных дня.

При рассмотрении дела Управлением была дана надлежащая оценка обстоятельствам дела. Оспариваемым Постановлением обществу назначено административное наказание по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.

Процессуальных нарушений при принятии оспариваемого акта судом не установлено.

Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суд не усматривает оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

Тот факт, что нарушение срока представления подтверждающих документов допущено в виду невнимательности сотрудника Общества не свидетельствует о малозначительности совершённого правонарушения.

С учётом всех обстоятельств дела, Управлением к Обществу применена законная мера административной ответственности.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Общества.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью “АББ Силовые и Автоматизированные Системы“ о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике №97-11/84П от 20 сентября 2011 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью “АББ Силовые и Автоматизированные Системы“ к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.

Судья *.*. Каргина