Арбитражная практика

Решение от 22 ноября 2011 года № А57-13475/2011. По делу А57-13475/2011. Саратовская область.

Решение

город Саратов Дело № А57-13475/2011

Резолютивная часть решения оглашена – 21.11.2011 года

Полный текст решения изготовлен – 21.11.2011 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Землянниковой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой *.*. , рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области, г. Маркс Саратовской области

к Муниципальному учреждению здравоохранения «Степновская центральная районная больница», р.п. Степное, Советского района Саратовской области

о взыскании 188 433 руб. 95 коп.

с участием в заседании:

от заявителя – Аксёнчик *.*. , доверенность от 14.11.2011 года № 02-15/010874



от заинтересованного лица – не явились

Установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточнённым в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с МУЗ «Степновская центральная районная больница» задолженности по налогам, пени, штрафам в размере 188 433 руб. 95 коп.

В судебное заседание, назначенное на 14.11.2011 г. на 11 час. 30 мин., явился представитель заявителя, который поддержал заявленные требования в полном объеме.

МУЗ «Степновская центральная районная больница» в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом (уведомление № 68718).

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

В материалы дела, через канцелярию суда поступил отзыв МУЗ «Степновская центральная районная больница», из которого следует, что заинтересованное лицо признаёт заявленные требования и просит суд в связи с тяжёлым финансовым положением и наличием большой кредиторской задолженности рассрочить оплату задолженности на двенадцать месяцев.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 21.11.2011 года до 09 часов 00 минут.

Как установлено материалами дела, МУЗ «Степновская центральная районная больница» является плательщиком налога на прибыль, НДФЛ и в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ обязано представлять в налоговый орган налоговые декларации по данным налогам в установленные законом сроки и уплачивать налоги в размере, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области была проведена выездная налоговая проверка МУЗ «Степновская центральная районная больница» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, уплаты и перечисления налога на прибыль за период с 01.01.2008 года по 31.12.2009 года и НДФЛ за период с 03.12.2008 года по 31.03.2011 года.



По результатам проверки налоговым органом составлен акт № 21 от 06.06.2011 г., в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения.

Как установлено материалами проверки, МУЗ «Степновская центральная районная больница» в проверяемом периоде оказывало платные медицинские услуги населению, а именно:

медицинский осмотр в зависимости от профвредности;

диагностические исследования;

протезирование зубов у граждан старше 18 лет, кроме льготных категорий граждан, имеющих право на государственную поддержку.

Налоговый учет операций по определению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ. На основании п. 1 статьи 321.1 НК РФ налогоплательщики – бюджетные учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и полученных (произведенных) от коммерческой деятельности. Согласно статье 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, то есть каждая некоммерческая организация вправе разработать собственную методику ведения раздельного учета.

В ходе анализа положений приказов об учетной политике учреждения было установлено, что налогоплательщиком собственная методика ведения раздельного учета не определена.

При этом в нарушение п. 1 ст. 321.1 НК РФ Учреждением необоснованно включены в расходы для целей налогообложения затраты, не связанные с осуществлением коммерческой деятельности в сумме 44 561 руб. 11 коп., а именно:

расходы по детскому отделению учреждения в сумме 5197,6 руб.;

расходы по пищеблоку в сумме 1217 руб.;

расходы по поликлинике в сумме 2439 руб.;

расходы по родильному отделению учреждения в сумме 800 руб.;

расходы по терапевтическому отделению учреждения в сумме 2639 руб.;

расходы по хирургическому отделению учреждения в сумме 144,5 руб.;

расходы по административно-хозяйственной части учреждения в сумме 2170 руб.;

расходы по проведению анализов в сумме 13108 руб.;

расходы на приобретение медикаментов на сумму 2593,31 руб.;

расходы на канцелярские товары в сумме 14252,7 руб.

МУЗ «Степновская ЦРБ» в ходе проведения проверки представлен расчет налоговой базы и суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет. Расходы определены налогоплательщиком на общую сумму 2 502 441,6 руб.

В налоговой декларации за 2008 год МУЗ «Степновская ЦРБ» расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, указаны в сумме 2 769 278 руб. Расходы завышены на сумму 266836,4 руб. Наличие факта завышения расходов на сумму 266836,4 руб. главный бухгалтер МУЗ «Степновская ЦРБ» Журихина *.*. объяснила допущенной арифметической ошибкой при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (протокол допроса от 27.05.2011 г. № 462).

В налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2008 год налоговая база по налогу на прибыль заявлена в сумме 134 365 руб., налог на прибыль исчислен в сумме 32248 руб.

По данным налоговой проверки налоговая база определена в размере 445 763 руб. Налоговая база занижена на 311 398 руб. Таким образом, налог на прибыль занижен на 74736 руб. (311398 х 24%), в том числе в федеральный бюджет - 20241 руб. (311398 х 6,5%), в бюджет субъекта РФ - 54495 руб. (311398 х 17,5%).

Кроме того, в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п. 6 статьи 226 НК РФ МУЗ «Степновская ЦРБ» суммы удержанного налога на доходы физических лиц перечислялись в бюджет не своевременно и не в полном объеме.

Так, удержанный налог на доходы физических лиц за сентябрь 2010 г. в сумме 200594,42 руб. перечислен в бюджет 12 января 2011 г. (платежное поручением № 3 от 12.01.2011 г.), а следовало перечислить 20 октября 2010 г.

На основании материалов проверки начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области было вынесено Решение № 16 от 30.06.2011 г. (т. 1 л.д. 9), в соответствии с которым, МУЗ «Степновская центральная районная больница» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной:

п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль, в виде взыскания штрафа в сумме 14947,2 руб.;

ст. 123 НК РФ за неправомерное не перечисление в установленный законодательством срок сумм удержанного НФДЛ, подлежащего перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в сумме 41 686,04 руб.

Кроме того, МУЗ «Степновская центральная районная больница» доначислен налог на прибыль в сумме 74 736 руб., пени в сумме 57 064,71 руб.

По состоянию на 20.07.2011 года налогоплательщику выставлено требование № 813 об уплате налога на прибыль в сумме 74 736 руб., НДФЛ в сумме 7 835,8 руб., пени в сумме 57064,71 руб., штрафных санкций в сумме 56 633,24 руб. в срок до 09.08.2011 года.

Поскольку обязанность по уплате задолженности в общей сумме 188433 руб. 95 коп. не была исполнена налогоплательщиком в добровольном порядке, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с названными требованиями.

Исследовав материалы дела, суд основывается на следующем.

Согласно п/п. 1 и 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

На основании подпунктов 9 и 14 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право взыскивать недоимки, пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, а также право предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

По общему правилу, закрепленному в статье 45 НК РФ, взыскание налоговых санкций производится в бесспорном (внесудебном) порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

Исключения из общего правила о бесспорном (внесудебном) порядке взыскания налоговыми органами с налогоплательщиков-организаций налога приведены в подпунктах 1-3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, а также пункте 3 статьи 46 НК РФ.

Исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.

Пунктом 8 статьи 45 НК РФ установлено, что правила этой статьи применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов. Следовательно, исходя из пунктов 2 и 8 статьи 45 НК РФ с учреждения взыскание налогов, пени, штрафов может производиться только в судебном порядке.

Согласно п. 3 ст. 46 Кодекса налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании налогов, пени, штрафов должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Как установлено судом, требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области № 813 выставлено по состоянию на 20.07.2011 года.

Указанным требованием установлен срок для добровольного исполнения до 09.08.2011 года.

Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности 31.08.2011 года. Соответственно, шестимесячный срок на обращение в суд заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что налоговый орган доказал обстоятельства, послужившие основанием для взыскания задолженности в размере 188 433 руб. 95 коп. в судебном порядке.

В частности, в материалы дела представлено Решение № 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.06.2011 года, в соответствии с которым, налогоплательщику начислен налог на прибыль в сумме 74736 руб., пени в сумме 57064,71 руб., штрафные санкции в сумме 56633 руб. 24 коп. Указанное Решение не было обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган и вступило в законную силу.

Рассмотрев материалы проверки, суд приходит к выводу о правомерности выводов Инспекции, изложенных в решении № 16 от 30.06.2011 года, относительно необоснованного включения в расходы для целей налогообложения прибыли затрат, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности. Кроме того, судом установлено нарушение налогоплательщиком положений п. 6 ст. 226 НК РФ.

Требования статей 69, 70, 89, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок досудебного урегулирования спора и процедуры проведения проверки, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области были соблюдены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований налогового органа в полном объеме.

Также, суд Установил, что МУЗ «Степновская центральная районная больница» заявлено ходатайство о рассрочке задолженности по делу в связи с тяжелым финансовым положением заинтересованного лица.

В соответствии со ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Из анализа названной правовой нормы следует вывод, что использование правового механизма рассрочки исполнения судебного акта допускается после вступления судебного акта в законную силу.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для рассрочки задолженности в части основного долга не имеется.

В соответствии со ст. ст. 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям. С учетом ч. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Учитывая то, что заинтересованное лицо является муниципальным учреждением, финансируемым из бюджета, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 100 руб.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области удовлетворить.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Степновская центральная районная больница», находящегося по адресу: р.п. Степное Советского района Саратовской области, ул. Кирова, 10, ОГРН 1026401990504, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Саратовской области:

налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет РФ за 2008 год в сумме 20 241 руб. КБК 18210101011011000110;

пени в сумме 4 943 руб. 93 коп. КБК 182101010111012000110;

штраф в сумме 4 048 руб. 20 коп. КБК 18210101011013000110;

налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ за 2008 год в сумме 54 495 руб. КБК 18210101012021000110;

пени в сумме 13 035 руб. 80 коп. КБК 18210101012022000110;

штраф в сумме 10 899 руб. КБК 1821001012023000110;

пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 39 084 руб. 98 коп. КБК 18210102021012000110;

штраф в сумме 41 686 руб. 04 коп. КБК 18210102021013000110.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Степновская центральная районная больница», находящегося по адресу: р.п. Степное Советского района Саратовской области, ул. Кирова, 10, ОГРН 1026401990504, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 руб. 00 коп.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области *.*. Землянникова