Арбитражная практика

Решение от 15 ноября 2011 года № А62-4329/2011. По делу А62-4329/2011. Смоленская область.

Решение

город Смоленск

15.11.2011 Дело № А62-4329/2011

Резолютивная часть решения объявлена 08.11.2011

Полный текст решения изготовлен 15.11.2011

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Алмаева *.*.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яцковской *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью “Континент“ (ОГРН 1066731101458; ИНН 673101001)

к Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070)

о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020458:8, площадью 86 553 кв.м., расположенного в г. Смоленске по Краснинскому шоссе



при участии в судебном заседании:

от заявителя: Алексеева *.*. – представитель (доверенность, паспорт);

Маякина *.*. – представитель (доверенность, паспорт);

от ответчика: Колосова *.*. – представитель (доверенность, удостоверение);

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Континент“ (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением: признать незаконным бездействие Администрации города Смоленска (далее – Администрация, ответчик), выразившееся в не предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью “Континент“ градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020458:8, площадью 86 553 кв.м., расположенного в г. Смоленске по Краснинскому шоссе и обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем предоставления Обществу градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020458:8, площадью 86 553 кв.м., расположенного в г. Смоленске по Краснинскому шоссе.

Из материалов дела следует, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020458:8, площадью 86 553 кв.м., расположенного в городе Смоленске по Краснинскому шоссе, на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена №1236/А от 15.12.2010 года, заключенного с Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области на основании Протокола № 2 о результатах аукциона от 15.12.2010 года.

27.05.2011 года Общество обратилось в адрес Администрации с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020458:8, площадью 86553 кв.м., расположенного в городе Смоленске по Краснинскому шоссе для многоэтажного жилищного строительства с приложением документов.

Администрация письмом от 07.06.2011 года №8-3064, полученным заявителем 09.06.2011 года, сообщила, что Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области аукцион по продаже права аренды на указанный земельный участок проводил без согласования с Администрацией города Смоленска и учета разработанного и утвержденного проекта планировки территории Западного II жилого микрорайона (Краснинское шоссе). В настоящее время Администрация обратилась в прокуратуру Смоленской области для проверки законности проведения аукциона. Учитывая, что данные материалы находятся в прокуратуре, и проводится проверка, рассмотрение вопроса об оформлении градостроительного плана на земельный участок по Краснинскому шоссе будет возможно по окончании проверки. Кроме того, Администрация указала, что согласно строительных норм и правил (СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в пределах жилой застройки размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 метров (кроме школ и детских дошкольных учреждений, радиус обслуживания которых устанавливается 750 и 300 метров соответственно). Проект планировки территории Западного II жилого микрорайона (Краснинское шоссе) разработан с учетом норм СНиП.

Заявитель, считая бездействие Администрации, выразившееся в не предоставлении градостроительного плана вышеуказанного земельного участка незаконными, нарушающими его права и законные интересы обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.



В судебном заседании представители Общества, заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, по основаниям указанным в отзыве на заявление.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьями 29, 198, 199, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды при рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц обязаны установить, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на заявителя какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления такой деятельности.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативного акта (действий (бездействия)) недействительным является совокупность двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта (действий, бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 данной статьи).

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В случае если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан представить такому лицу, в том числе градостроительный план земельного участка (часть 6).

В силу статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2).

В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов;

минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (часть 3).

Согласно пункта 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В силу пункта 2.2 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги “Оформление градостроительных планов земельных участков для объектов капитального строительства“, утвержденного Постановлением Администрации города Смоленска от 29.01.2010 № 138-адм (действовавшего в период обращения заявителя в Администрацию), выдача градостроительного плана земельного участка должна быть осуществлена в течение 30 дней со дня подачи полного пакета документов застройщиками.

Из изложенного следует, что в случае если органом местного самоуправления лицу предоставлен земельный участок для строительства, то оно обязано выдать градостроительный план указанного участка.

При этом законодательство не устанавливает случаев, в которых возможно отказать лицу в выдаче градостроительного плана земельного участка.

Единственным основанием, вытекающим из смысла градостроительного законодательства, по которому возможно отказать в выдаче такого плана, является непредставление материалов, подтверждающих информацию, необходимую в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса для заполнения формы градостроительного плана.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и ответчиком фактически не оспаривается, что заявителем представлены все материалы, подтверждающие информацию, необходимую в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса для заполнения формы градостроительного плана.

С учетом изложенного, у Администрации не имелось оснований на отложения вопроса по выдаче заявителю градостроительного плана вследствие чего обжалуемое бездействие противоречит статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

В соответствии с условиями пункта 1.1 договора аренды земельного участка от 15.12.2010 года №1236/А, заключенного между Обществом и Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области целью использования земельного участка является многоэтажное жилищное строительство.

Как следует из материалов дела Общество является законным правообладателем земельного участка, с разрешенным использованием которого наряду с целью договора аренды является «строительство многоэтажных жилых домов». Кроме того Общество, заплатив за право аренды земельного участка 15960000 руб. (пункт 8.1 договора аренды земельного участка от 15.12.2010 года №1236/А), ежеквартально несет расходы по арендной плате.

Общество является организацией, основным видом деятельности которой является строительство зданий и сооружений.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для осуществления строительства объектов капитального строительства необходима разрешительная документация, в частности, для получения разрешения, а строительство застройщику требуется предоставить градостроительный план земельного участка.

Таким образом, бездействие Администрации, выражающееся в не представлении Обществу в установленный пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок градостроительного плана земельного участка, нарушает законные права и интересы Общества в предпринимательской деятельности, поскольку препятствует осуществлению прав арендатора земельного участка на его освоение в соответствии с целью договора аренды земельного участка от 15.12.2010 года №1236/А.

Ссылка Администрации на то, что проект планировки территории Западного II жилого микрорайона (Краснинское шоссе) утвержденный Постановлением Администрации города Смоленска от 25.10.2010 №278-адм разработан с учетом норм СНиП. не свидетельствует о законности обжалуемого бездействия Администрации. Кроме того, как следует из письма Прокуратуры Смоленской области от 01.07.2011 года 3 7-17-94-11 указанный проект планировки территории в нарушение статей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации не выносился на публичные слушания. По данному факту прокурором Промышленного района города Смоленска в Администрацию города Смоленска подготовлено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020458:8, площадью 86 553 кв.м., расположенный в городе Смоленске по Краснинскому шоссе сформирован, договор о передаче его в аренду не оспорен и действует.

Учитывая вышеизложенное, обстоятельства суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных заявителем требований.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать незаконным бездействие Администрации города Смоленска, выразившееся в не предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью “Континент“ градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020458:8, площадью 86 553 кв.м., расположенного в г. Смоленске по Краснинскому шоссе.

Обязать Администрацию города Смоленска (ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью “Континент“ (ОГРН 1066731101458; ИНН 673101001) путем предоставления Обществу с ограниченной ответственностью “Континент“ градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020458:8, площадью 86 553 кв.м., расположенного в г. Смоленске по Краснинскому шоссе

Взыскать с Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070) в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Континент“ (ОГРН 1066731101458; ИНН 673101001) судебные расходы в виде уплаченной при подаче заявления государственной пошлины в размере 2000 руб.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее Решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск) при условии, что Решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья *.*. Алмаев