Арбитражная практика

Решение от 22 ноября 2011 года № А58-5935/2011. По делу А58-5935/2011. Республика Саха.

Решение

город Якутск Дело №А58-5935/2011

22.11.2011

Резолютивная часть решения объявлена 22.11.2011

Мотивированное Решение изготовлено 22.11.2011

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой *.*. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жирковой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению от 13.10.2011 № 11-14-6248 открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Якутского отделения № 8603 (ОГРН 1027700132195 ИНН 7707083893)

к Национальному банку Республики Саха (Якутия) Центрального банка Российской Федерации

о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2011 98-11-Ю/0007/3110 о назначении административного штрафа,

при участии представителей: ОАО Сбербанк: Понедзельской *.*. по доверенности от 03.11.2011 № 18/393; Нацбанк РС (Я) ЦБ РФ: Жирковой *.*. по доверенности от 18.12.2010 № 12/7,

Установил:



Открытое акционерное общество «Сбербанк России» в лице Якутского отделения № 8603 (далее – заявитель, Сбербанк) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Национальному банку Республики Саха (Якутия) Центрального банка Российской Федерации (далее – административный орган, Нацбанк) о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2011 98-11-Ю/0007/3110 о назначении административного штрафа.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на нарушение сроков, предусмотренных статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на не отражении в оспариваемом постановлении ходатайства Сбербанка о применении статьи 2.9. КоАП РФ, на применение п.5 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с вступлением в силу федерального закона от 08.11.2011 № 308-ФЗ.

Административный орган представил отзыв от 28.10.2011 №12-09/11516 (л.д. 71-76) с изложением доводов возражения, в частности, сообщения кредитных организаций направляются в уполномоченный орган – Федеральную службу по финансовому мониторингу - через каналы связи Нацбанка в зашифрованном виде, что занимает определенное время, в связи с большим объемом массива информации; мотивированное заключение о наличии состава административного правонарушения составлено уполномоченным лицом 23.08.2011, являющегося днем обнаружения правонарушения; совершенное административное правонарушение не может быть малозначительным.

Судом установлены обстоятельства дела.

При рассмотрении пакета документов филиала № 8603 Якутское отделение Сбербанка России (письмо от 15.07.2011 № 23.4-12/1-4353), представленных в рамках письма Банка России № 144-Т, информации Росфинмониторинга (письмо Банка России от 14.06.2011 № 12-3-2/1033) установлено, что сообщение об операции № 3064 филиалом № 8603 Якутское отделение Сбербанка России в уполномоченный орган 21.03.2011 по коду «4002» «Открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в Ф.И.О. форме» направлено позднее рабочего дня, следующего за днем ее совершения.

Согласно договору № 42303810276020004384/65 от 09.02.2011 о вкладе «Депозит 1-3м Сбербанка России» представитель вкладчика Баишев *.*. внес на имя Кузьминой *.*. вклад в сумме 1 850 000рублей, что подтверждается приходным кассовым ордером от 09.02.2011 №4488216 и выпиской из лицевого счета № 42303810276020004384/65 за период с 09.02.2011 по 15.07.2011.

Сообщение о проведении данной операции направлено в уполномоченный орган 21.03.2011, с указанием в отчете в виде электронного сообщения в поле «DАТА» (дата совершения операции (сделки)) - 09.02.2011, в поле «PRIM_1» (назначение платежа, основание проведения операции) - открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в Ф.И.О. форме, когда как срок направления по законодательству установлен – 10.02.2011.

23.08.2011 административный орган направил уведомления № 98-11-Ю/0007/1010 в адрес Якутского отделения Сбербанка России №8603 (РС(Я),677000 г. Якутск, ул. Октябрьская,д.17), в адрес Открытого акционерного общества «Сбербанк России» (117997 г. Москва, ул. Вавилова, д.19) о составлении протокола на 06 сентября 2011 в 10ч.30м. по адресу: г. Якутск. Ул. Октябрьская, д.22 кабинет 207.

О направлении в ОАО «Сбербанк России» уведомления № 98-11-Ю/0007/1010 о составлении протокола от 23.08.2011 по факту нарушения подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2011 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ) административный орган сообщил в надзирающий орган - Московское главное территориальное управление Банка России.

06.09.2011 административный орган направил уведомления № 98-11-Ю/0007/1010 в адрес Якутского отделения Сбербанка России №8603 (РС(Я),677000 г. Якутск, ул. Октябрьская,д.17), в адрес Открытого акционерного общества «Сбербанк России» (117997 г. Москва, ул. Вавилова, д.19) о составлении протокола на 20 сентября 2011 в 10ч.30м. по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, д.22 кабинет 207.



20.09.2011 ведущим экономистом отдела финансового мониторинга и валютного контроля НБ РС(Я) Банка России, уполномоченной в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ, составлять протоколы об административных правонарушениях, в присутствии уполномоченного представителя Сбербанка (доверенность от 03.11.2010 №18/393), которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 1 статьи 20.25, частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ, составлен протокол № 98-11-Ю/0007/1020 в отношении Открытого акционерного общества «Сбербанк России», регистрационный номер 1481, дата регистрации 20.06.1991 (лицензия на осуществление банковских операций № 1481), ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195, юридический адрес:117997, г. Москва, ул. Вавилова, д.19, по факту нарушения подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, за которое предусмотрена ответственность частью 3 статьи 15.75 КоАП РФ (действовавшей на момент составления протокола).

Копия протокола получена представителем Сбербанка – 20.09.2011.

О составлении протокола № 98-11-Ю/0007/1020 от 20.09.2011 в отношении ОАО «Сбербанк России» административный орган сообщил в надзирающий орган - Московское главное территориальное управление Банка России.

21.09.2011 протокол № 98-11-Ю/0007/1020 от 20.09.2011 и материалы административного дела переданы на рассмотрение уполномоченному на рассмотрение дел об административных правонарушениях должностному лицу.

22.09.2011 вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 05.10.2011 в 10ч.30м. по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, д.22 каб.213-1, полученное Сбербанком в тот же день (л.д. 35-36).

23.09.2011, заместителем Председателя Нацбанка РС(Я) Центробанка РФ, начальником экономического управления, уполномоченным в соответствии со статьей 23.74 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях, в присутствии уполномоченного представителя Сбербанка (доверенность от 03.11.2010 №18/393), которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 1 статьи 20.25, частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ, вынесено Постановление в отношении Открытого акционерного общества «Сбербанк России», регистрационный номер 1481, дата регистрации 20.06.1991 (лицензия на осуществление банковских операций № 1481), ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195, юридический адрес - 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д.19 - о том, что бездействие его филиала при осуществлении внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленный законом срок в уполномоченный орган сведений об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, за что наложен штраф в размере 100 000 рублей.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд.

Дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии со статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражным судом на основании заявлений юридических лиц, привлеченных к административной ответственности, по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в параграфе 2 главы 25 Кодекса и в федеральном законе об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое Решение о привлечении к административной ответственности.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 02.06.2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ (в редакции Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2007 г. N 42 и от 26.07.2007 г. N 46) разъяснил, что, учитывая положения части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 30.1 КоАП, по месту нахождения соответствующего административного органа на основании статьи 35 АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридического лица, в связи с нарушениями, связанными с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица.

Следовательно, правила подсудности в рассматриваемом случае не нарушены.

Полномочия лица, составившего протокол № 98-11-Ю/0007/1020 от 20.09.2011, подтверждаются распоряжением Центрального банка Российской Федерации от 19.01.2011 № Р-7 «О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», приказом Национального банка Республики Саха (Якутия) Центрального банка Российской Федерации от 24.01.2011 № ОДТ-41 «О перечне должностных лиц Национального банка Республики Саха (Якутия) Центрального банка Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Полномочия лица, рассмотревшего протокол № 98-11-Ю/0007/1020 от 20.09.2011 и материалы административного дела № 98-11-Ю/0007/1020, подтверждаются распоряжением Центрального банка Российской Федерации от 02.11.2011 № Р-1281 «О перечне должностных лицах Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях», приказом Национального банка Республики Саха (Якутия) Центрального банка Российской Федерации от 01.09.2011 № ОДТ-669 «О перечне должностных лиц Национального банка Республики Саха (Якутия) Центрального банка Российской Федерации, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях».

Частью 3 ст. 15.27 КоАП РФ, действовавшей на период спорных правоотношений, предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Из содержания статьи 5 Закона N 115-ФЗ следует, что к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные организации.

Статьей 4 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся в частности организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Из анализа указанных норм следует, что под осуществлением внутреннего контроля, предусмотренного Законом N 115-ФЗ, следует понимать, в том числе реализацию организациями, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов и их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их предоставлению в уполномоченный орган – Федеральную службу по финансовому мониторингу - по хранению информации, по подготовке к обучению кадров.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ОАО «Сбербанк России» разработаны Правила внутреннего контроля и программы его осуществления (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правления Сбербанка России ОАО № 387 параграф 7а от 12.05.2010.

Согласно пункту 2 Правил – внутренний контроль – деятельность Банка по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно пунктам 5.2, 5.7.3 Правил сотрудники Банка при отнесении банковской операции или сделки, осуществляемой Клиентом или Контрагентом Банка к операциям/сделкам, подлежащим контролю, обязаны сформировать и направить Контролеру Сообщение о совершении операции или сделки в срок позволяющий направить указанное Сообщение в Уполномоченный орган до 16 часов рабочего дня, следующего за днем совершения такой операции/сделки. На основании полученных Сообщений Контролер не позднее дня, следующего за днем совершения операций/сделок, подлежащих обязательному контролю формирует и представляет в территориальное учреждение Банка России сведения о данных операциях/сделках, в порядке, указанном в Положении Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Якутским отделением № 8603 не был должным образом осуществлен внутренний контроль по выявлению, документальному фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений об операции (сделке) подлежащей обязательному контролю. Якутское отделение № 8603, располагая сведениями о проведенной операции, обязан был направить 10.02.2011 в уполномоченный орган сообщение об операции.

Как следует из объяснения и.о. Управляющего Якутским отделением № 8603 Сбербанка России (л.д. 11-12), факт допущенного из-за невнимательности инспектора, нарушения срока представления сведений об операции, подлежащей обязательному контролю по коду 4002 (№3064), совершенной 09.02.2011, не оспаривается.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ суд приходит к выводу о доказанности в действиях заявителя события вменяемого административного правонарушения, правильной квалификации вмененного административного правонарушения, об отсутствии процессуальных нарушений при производстве административного дела, о верном назначении наказания с учетом всех фактических обстоятельств дела в пределах санкции статьи.

В порядке положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено доказательств невозможности соблюдения заявителем установленного законом срока предоставления информации об операции, подлежащей обязательному контролю, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась.

Доводы заявителя о нарушении сроков, предусмотренных статьей 28.5 КоАП РФ, судом отклоняются как несоответствующие правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 9 декабря 2003 года N 10964/03 о том, что само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Согласно статьи 4.5 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное Решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции части 3 статьи 15.27 КоАП РФ, действовавшей на тот момент.

Учитывая, что в силу статьи 1 Закона 115-ФЗ, данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого Постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В данном случае, в части 2 статьи 15.27 КоАП, в редакции Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Таким образом, доводы заявителя о прекращении производства по данному делу в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отменой закона, установившего административную ответственность, подлежат отклонению.

По совокупности изложенных обстоятельств и норм права заявленное требование не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявления от 13.10.2011 № 11-14-6248 открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Якутского отделения № 8603 (ОГРН 1027700132195 ИНН 7707083893) к Национальному банку Республики Саха (Якутия) Центрального банка Российской Федерации о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2011 98-11-Ю/0007/3110 о назначении административного штрафа отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья *.*. Евсеева