Арбитражная практика

Решение от 22 ноября 2011 года № А74-3682/2011. По делу А74-3682/2011. Республика Хакасия.

Решение

г. Абакан

22 ноября 2011 года Дело № А74-3682/2011

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба *.*. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Беляевым *.*. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (ИНН 1901051556, ОГРН 1021900528253)

к индивидуальному предпринимателю Бурнакову Ан (ИНН 190100186278, ОГРНИП 304190133500154)

о взыскании штрафа в сумме 1 039 рублей 20 копеек.

Судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее в тексте – Управление Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Бурнакова Ан финансовой санкции за нарушение срока представления индивидуальных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в сумме 1 039 рублей 20 копеек.

Определением арбитражного суда от 31 октября 2011 года указанное заявление принято к производству, судебное разбирательство по делу назначено на 21 ноября 2011 года.

Стороны не направили своих представителей в судебное заседание.



Определение арбитражного суда о времени и месте судебного разбирательства, направленное по адресу регистрации ответчика, возвращено организацией почтовой связи по истечении установленного Правилами оказания услуг почтовой связи срока хранения в связи с неявкой адресата за его получением (почтовый конверт с уведомлением № 67694).

Информация о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении предварительного судебного заседания и назначении судебного разбирательства по делу размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия в сети Интернет 01 ноября 2011 года, что подтверждается отчётом о публикации судебных актов.

Статьёй 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путём направления копии судебного акта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещёнными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чём организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

На основании изложенного арбитражный суд пришёл к выводу о надлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела, возбуждённого на основании заявления Управления Пенсионного фонда о взыскании штрафа.

От заявителя до начала судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва на заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. Стороны вправе известить арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. При неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Учитывая данные обстоятельства, арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие сторон.



При рассмотрении дела арбитражный суд

Установил:

28 ноября 2003 года Бурнаков Андрей Петрович поставлен на учёт в налоговом органе в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. 30 ноября 2004 года сведения о предпринимателе внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия, о чём выдано свидетельство серии 19 № 0076342.

Предприниматель зарегистрирован в качестве страхователя в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия с присвоением регистрационного номера 014-001-007289.

23 мая 2011 года должностным лицом Управления Пенсионного фонда составлен акт № 507 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, в котором зафиксирован факт непредставления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год. Рассмотрение акта назначено на 29 июня 2011 года. Указанный акт направлен предпринимателю 25 мая 2011 года, что подтверждается почтовым конвертом с уведомлением № 08906.

29 июня 2011 года заместителем начальника Управления Пенсионного фонда принято Решение № 602 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 1 039 рублей 20 копеек. Решение направлено предпринимателю 06 июля 2011 года, что подтверждается почтовым конвертом с уведомлением № 55629.

04 августа 2011 года Управление Пенсионного фонда предъявило предпринимателю требование № 255 об уплате штрафа в сумме 1 039 рублей 20 копеек в десятидневный срок с момента получения требования. Требование направлено предпринимателю 05 августа 2011 года, что подтверждается списком почтовых отправлений.

Неуплата страхователем штрафа в установленный срок послужила основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд.

Арбитражный суд рассмотрел дело по правилам главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчёта и размера взыскиваемой суммы.

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Россий­ской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчётный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 4 ноября 2005 года № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, следует исходить из прямого указания этой статьи о том, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

С учётом изложенного, Управление Пенсионного фонда обоснованно обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя штрафа.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 27-ФЗ к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся застрахованные лица – индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Согласно пункту 1 статьи 8 названного Закона сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2011 года) установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 01 марта года, следующего за истёкшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счёта; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ определено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчётный период и за истёкший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно положениям части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее в тексте – Федеральный закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона № 212-ФЗ стоимость страхового года - это определяемая в соответствии с частью 2 настоящей статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определённом законодательством Российской Федерации.

Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

В силу частей 1 и 4 статьи 57 Федерального закона № 212-ФЗ при исчислении стоимости страхового года индивидуальные предприниматели применяют тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации – 20 %, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1,1 %, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 2 %.

В 2010 году стоимость страхового года для индивидуальных предпринимателей составляет 12 002 рублей 76 копеек, в том числе: ПФР – 10 392 рубля (4 330 рублей (МРОТ) х 20 % х 12); ФФОМС – 571 рубль 56 копеек (4 330 х 1,1 % х 12); ТФОМС – 1 039 рублей 20 копеек (4 330 х 2 % х 12).

Таким образом, согласно приведённому расчёту сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2010 год составила 10 392 рублей.

Как следует из материалов дела, сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, в Управление Пенсионного фонда предпринимателем не представлены, в связи с чем ему в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ начислен штраф в размере 1 039 рублей 20 копеек.

На дату вынесения настоящего решения штраф предпринимателем не уплачен, что подтверждается реестром поступления платежей за период с 01 января по 18 ноября 2011 года.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом № 212-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Из содержания части 5 статьи 34 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьёй 38 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручён лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (часть 4 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Частью 3 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

Как следует из материалов дела, акт камеральной проверки от 23 мая 2011 года № 507 составлен Управлением Пенсионного фонда в отсутствие предпринимателя, в акте отсутствуют подпись предпринимателя о получении данного акта, либо отметка Управления Пенсионного фонда об отказе страхователя от подписания акта.

Из содержания данного акта следует, что рассмотрение материалов проверки было назначено на 29 июня 2011 года.

Доказательств получения предпринимателем акта от 23 мая 2011 года № 507 в материалы дела не представлено.

В подтверждение направления акта от 23 мая 2011 года № 507 страхователю Управлением Пенсионного фонда в материалы дела представлен конверт заказного письма с уведомлением № 08906.

Согласно отметке органа почтовой связи на указанном конверте, почтовое отправление адресату не вручено и возвращено отправителю по истечении срока хранения 29 июля 2011 года.

Таким образом, предприниматель не был извещён о времени и месте рассмотрения акта, Решение № 602 вынесено 29 июня 2011 года в отсутствие предпринимателя, на дату рассмотрения материалов проверки Управление Пенсионного фонда не располагало сведениями о надлежащем извещении страхователя о времени и месте такого рассмотрения.

Допущенное Управлением Пенсионного фонда процессуальное нарушение является существенным, поскольку предприниматель не имел возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Федерального закона № 212-ФЗ.

Поскольку соблюдение установленного законом порядка рассмотрения материалов проверки является одним из условий привлечения лица к ответственности за совершённое правонарушение, требование Управления Пенсионного фонда не подлежит удовлетворению в связи с нарушением процедуры привлечения предпринимателя к ответственности.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 рублей и относится на заявителя в полном объёме, но не подлежит взысканию, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия - отказать.

Настоящее Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск. Жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия *.*. Журба