Арбитражная практика

Об удовлетворении иска Боровковой о признании незаконным решения жилищной комиссии. Решение от 05 сентября 2011 года № . Алтайский край.

Кытмановский районный суд Алтайского края

в составе:

редседательствующего, судьи Ермаковой *.*. ,

при секретаре Ягодкиной *.*. ,

с участием истицы Боровковой *.*. , представителя истицы адвоката Гречишкина *.*. , представившего удостоверение № 141, № ордера 002603, представителя ответчика, администрации Кытмановского района Распопиной *.*. , действующей на основании доверенности от 01.03.2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Боровковой <данные изъяты> к Администрации Кытмановского района о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке Боровковой *.*. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Боровковой *.*. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 11 марта 2011 года,

Установил:

Боровкова *.*. обратилась в суд с иском к Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании жилищной комиссии об отказе в постановке её (Боровковой *.*. ) в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании Боровковой *.*. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Кытмановского района осуществить постановку на учет в сформированный список указанной категории граждан - получателей субсидий с 11 марта 2011 года.

В обоснование заявленных требований, Боровкова *.*. ссылается на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны -Боровкова <данные изъяты>. 11 марта 2011 года она обратилась в Администрацию Кытмановского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как дом, в котором она проживает, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, поскольку имеется только печное отопление, полностью отсутствует холодное и горячее водоснабжение, туалет - во дворе. Дом введён в эксплуатацию в 1959 году. В настоящее время жилой дом, в котором она проживает в силу ухудшения в связи СС физическим износом в процессе эксплуатации жилого дома в целом, привело к снижению до недопустимого уровня его надежности, его прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, что проявляется в виде деформации крыши, стен, подоконников, дверных проемов, пола и насколько она понимает, происходит из-за разрушения фундамента, воздействия окружающей среды и параметров микроклимата её дома. Все вышеуказанное свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения стен, потолка, крыши дома. Для отопления ей приходится закупать большое количество дров и угля.

На заседании жилищной комиссии Администрации Кытмановского района от 21 марта 2011 года было принято Решение об отказе в постановке на учет, так как она одна проживает в жилом доме, площадь которого составляет 70,0 кв. м, что превышает учетную норму, установленную Постановлением № 55 от 26.08.2008 года Кытмановского районного Совета народных депутатов.



В соответствии с п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 06. 10. 06 № 407, орган местного самоуправления муниципального района наделен государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов ВОВ в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В части, не урегулированной указанным Положением, учет указанной категории граждан осуществляется в порядке, установленном Законом Алтайского края от 09. 12. 2005 № 115-ЗС. Данным законом установлен исчерпывающий перечень документов, прикладываемых к заявлению о постановке на учет, а также 30-тидневынй срок для принятия решения по существу заявления. Органы местного самоуправления, получая федеральные субвенции через краевой бюджет, осуществляют государственные полномочия, в том числе ведут учет граждан, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона АК № 92-ЗС, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно п. 2 ст. 3 данного Закона. Учет граждан осуществляется, в частности, путем ежегодного формирования соответствующих списков граждан в хронологической последовательности постановки граждан на учет в качестве нуждающихся (п. 8 раздела 3 Положения). Предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан осуществляется в форме субсидий на приобретение в собственность гражданина благоустроенного жилого помещения, пригодного для проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

Отказ в принятии граждан на учет допускается на основании Жилищного кодекса РФ (п. 5 ст. 5 Закона АК № 115-ЗС). Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ, перечень оснований для отказа является исчерпывающим, к ним относятся: не предоставление документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседание истица Боровкова *.*. , её представитель, адвокат Гречишкин *.*. на удовлетворении заявленного настаивали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика, администрации Кытмановского района Распопин *.*. исковые требования признала частично, не отрицала, что дом в силу его длительной эксплуатации, утратил свои потребительские качества, но площадь дома велика - 70 кв. метра, проживает в доме Боровкова *.*. одна, поэтому ей обоснованно отказано в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика не отрицает, что в доме полностью отсутствует какое-либо благоустройство.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, представленные истцом письменные доказательства, а также документы, содержащиеся в учетном деле Боровковой *.*. администрации Кытмановского района, суд приходит к выводу, что наличие соответствующих норм материального закона, статус вдовы участника ВОВ, отсутствие у Боровковой *.*. благоустроенного жилого помещения на праве собственности, направление ответчику заявления со всеми необходимыми документами и положения п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ дают право Боровковой *.*. состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Боровкова *.*. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 95 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждено удостоверением № 27134 (л. д. 8 ).

Из выписки из похозяйственных книг администрации .. сельсовета Кытмановского района Алтайского края от 05. 05. 2010 усматривается, что Боровкова П.М с 1959 года зарегистрирована и проживает <адрес>

Согласно уведомления государственного регистратора 09.03. 2011 № 33/003/2011-120 следует, что у Боровковой <данные изъяты> жильё в собственности не зарегистрировано.

Согласно архивной справки от 28.09.2006 года Центрального архива Министерства обороны Боровков *.*. с 1941 по 1945 годы награжден 3 орденами и 3 медалями, копией свидетельства о заключении брака 1-ТО № от ДД.ММ.ГГГГ между Боровковым *.*. и Боровковой *.*. , а также копией свидетельства о смерти 1 - ТО № от ДД.ММ.ГГГГ Боровкова *.*. подтверждается, что Боровкова <данные изъяты> является вдовой участника ВОВ Боровкова <данные изъяты>.

11 марта 2011 года Боровкова *.*. обратилась с заявлением в администрацию Кытмановского района на улучшении жилищных условий



В материалах гражданского дела имеется сообщение председателя жилищной комиссии при Администрации Кытмановского района за № 295 от 01. 04. 2011 (л. д. 5), согласно которого истице отказано в постановке на учет в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны по Кытмановскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основанием для отказа послужил то обстоятельство, что истица проживает в жилом доме, площадь которого составляет 70 кв. м, поэтому в соответствии со ст. 53 ЖК РФ её нельзя поставить на учет как нуждающуюся в жилых помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Из ст. 23. 2 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2 ч. 3 ст. 23.2 Закона предусматривает, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетов субъектов РФ определяется: по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации для участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с Законом Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны», п. 7 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов в Алтайском крае», утвержденных Постановлением администрации Алтайского края № 407 от 06. 10. 2006, органы местного самоуправления муниципального района наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В преамбуле Указа Президента РФ от 07. 05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» сказано, что он постановлен в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в дань глубокого уважения ветеранам войны.

В соответствии с данным Указом (в редакции Указа Президента РФ от 09. 01. 2010 № 30), жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от постановки их на учет в срок до 01 марта 2005 г.

Кроме того, данным нормативным актом (Указом № 30 от 09. 01. 2010) исключен срок окончания срока данной меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ.

Системный анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий участниками Великой Отечественной войны применительно к Федеральному закону о ветеранах понимаются участники Великой Отечественной войны, соответствующие основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом, участники Великой Отечественной войны должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статьи 50 - 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Алтайского края № 115-ЗС от 09. 12. 2005 г. “О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма“), за исключением предъявления к участникам Великой Отечественной войны требований относительно их имущественного положения.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Учитывая вышеизложенное, в том случае, если ветеран проживает в жилом помещении, не являясь собственником (нанимателем) этого жилого помещения, а также не являясь членом семьи собственника (нанимателя) данного жилого помещения, то при отсутствии у ветерана иного жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, этот ветеран должен быть признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий - на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5 ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

При указанных обстоятельствах, установленных судом, Решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края об отказе в постановке на учет вдовы участника ВОВ Боровковой *.*. в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения субсидии, является незаконным.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333-36 НК РФ от уплаты госпошлины Администрацию Кытмановского района Алтайского края как ответчика, освободить.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявленные исковые требования Боровковой <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконным Решение жилищной комиссии при администрации Кытмановского района Алтайского края, оформленное протоколом № 51 от 21 марта 2011 г. об отказе Боровковой <данные изъяты> в постановке в список инвалидов и участников Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать Боровкову <данные изъяты>, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края осуществить постановку на учет Боровковой <данные изъяты> в составе категории граждан, участников и ветеранов Великой Отечественной войны Кытмановского района Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением Боровковой <данные изъяты> в сформированный список участников и ветеранов Великой Отечественной войны, получателей субсидий с 11 марта 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в мотивированной форме.

Председательствующий, судья *.*. Ермакова