Арбитражная практика

По делу № 2-369/11 о признании постановления МО`Краснознаменский муниципальный район` недействительным. Решение от 09 июня 2011 года № 2-369/11. Калининградская область.

Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи *.*. Осьмаковой,

при секретаре Гладышевой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Киселева ФИО8. о признании недействительным постановления администрации МО «Краснознаменский муниципальный район» за №232 от 9 июня 2011 года,

Установил:

Киселев ФИО9 обратился в суд с заявлением к администрации МО «Краснознаменский муниципальный район» о признании недействительным вышеназванного постановления, которым ФИО10 предоставлен в аренду земельный участок и в тот же день заключен договор аренды земельного участка сроком на три года, указывая,что он 13 мая 2011 год обратился в администрацию МО «Краснознаменский муниципальный район» ( далее Администрация) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в <адрес>,<адрес> для установки торгового павильона.Поводом к подаче заявления послужило сообщение, опубликованное Администрацией в газете «Красное знамя» от 16 апреля 2011 года о предстоящем предоставлении гр-ке ФИО5 земельного участка для установки временного сооружения–торгового павильона, расположенного по вышеназванному адресу.

Администрация отказала ему в предоставлении земельного участка в аренду. Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ за № проведение торгов при заключении договора аренды в случае предоставления двух заявлений от заинтересованных лиц ст.34 Земельного кодекса РФ не предусмотрено, и 9 июня 2011 года Администрацией было принято Решение о предоставлении в аренду земельного участка ФИО5, как первой подавшей заявку.

С таким Решением не согласен.

Статьей 30 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1)без предварительного согласования мест размещения объектов;

2)с предварительным согласованием мест размещения объектов.



В соответствии со ст.34 ЗК РФ порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или ) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Указанная статья регламентирует действия органов местного самоуправления при передаче земельных участков для целей, не связанных со строительством, однако, в публикации указывается для установки временного сооружения–торгового павильона, что расценивается им не иначе, как возведение строительства и соответственно положения ст.34 ЗК РФ к данному случаю неприменимы, поскольку лицо, получившееся права аренды на данный земельный участок, предположительно является предпринимателем, и возведение указанного объекта служит предпринимательским целям, направленным на извлечение прибыли.

В соответствии п.13 ст.1 Основные понятия градостроительного кодекса РФ под строительством понимается создание зданий, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

На основании ст.61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Заявитель в судебное заседание, о котором своевременно извещен, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

В судебном заседании представитель заявителя Коротков *.*. поддержал заявленные требования и пояснил, что ст.34 ЗК РФ предусматривает предоставление земельного участка не для строительства, а на предоставленном земельном участке торговый павильон стоит на фундаменте, и установка торгового павильона означает строительство.

Нарушена процедура предоставления земельного участка. Нарушены права на равный доступ к использованию земельного участка не проведены торги, конкурс.

Обжалуемое Постановление не соответствует нормам земельного кодекса.Имеется завуалированная форма предоставления земельного участка для строительства, завуалированная форма предоставления аренды земельного участка для строительства.Участок был предоставлен для установки торгового павильона, а ведется торговля, осуществляется на данном участке предпринимательская деятельность.

Представитель заинтересованного лица - Администрации, Ключников *.*. заявленные требования не признал, пояснил, что оспариваемое Постановление принято в соответствии с действующим законодательством, права заявителя не нарушены.Ст.34 ЗК РФ не предусматривает проведение торгов, аукциона. Опечатка, имеющаяся в постановлении, устранена Постановлением от 1 июля 2011 года.

Заинтересованное лицо ФИО5 заявленные требования не признала, пояснила,что Киселев почему-то хочет именно этот участок и тоже для установки торгового павильона, хотя рядом имеются свободные земельные участки, но Киселеву, нужен именно этот участок, потому что так хочет ФИО11



В соответствии с законом подала заявление на предоставление земельного участка в аренду для установки торгового павильона, который является временным сооружением, оформила все документы. Установила уже готовый торговый павильон на фундамент, чтобы временное сооружение не упало. Никакое строительство на участке не велось.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ 2010 года ФИО5, как юридическое лицо, обратилась в администрацию для предоставления в <адрес> в аренду земельного участка для строительства торгового павильона (л.д.32).

16 апреля 2011 года в газете «Красное знамя» Администрацией в соответствии ст.31 ЗК РФ опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении ФИО5 земельного участка, общей площадью 200 кв.м, для установки временного сооружения –торгового павильона, с указанием местоположения данного участка (л.д.33).

13 мая 2011 года Киселев обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему на основании ст.34 ЗК РФ вышеназванного земельного участка в долгосрочную аренду для установки временного сооружения – торгового павильона (л.д.34).

Администрацией принято Постановление от 9 июня 2011 года №232 (с внесенными изменениями на основании постановления от 1 июля 2011 года № 286) о предоставлении ФИО5 сроком на три года в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 200кв.м,с кадастровым номером <данные изъяты>местоположение :<адрес> <адрес>, <адрес>,<адрес> <адрес> <адрес>, для установки временного сооружения –торгового павильона (л.д.21,22).

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией и ФИО5 заключен договор аренды вышеназванного земельного участка для установки временного сооружения - торгового павильона (л.д.23-25).

14 июня 2011 года Киселеву дан ответ на его заявление, из данного ответа следует, что его заявление о предоставлении в аренду земельного участка для установки временного торгового павильона рассмотрено.Указанный участок предоставлен в аренду ФИО5, как заявителю, первому подавшему заявку (л.д.35).

В соответствии положений ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

3 ст.34 ЗК РФ предусматривает, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Согласно п.4 ст.34ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

В силу п.5ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает Решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Таким образом,ст.34 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Согласно п.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Как следует из материалов дела, 16 апреля 2011 года в газете «Красное знамя» было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении спорного земельного участка ФИО5, указано для каких целей и указано местоположение данного земельного участка.

После публикации данного сообщения от Киселева поступило заявление в Администрацию о предоставлении данного земельного участка в аренду для установки временного сооружения –торгового павильона.

Администрацией было принято Решение о передаче земельного участка в аренду ФИО5

Вышеуказанное свидетельствует о выполнении Администрацией требований п.1 ст.34 ЗК РФ.

В ст.34 ЗК РФ отсутствует указание на то, что земельный участок может быть предоставлен на торгах.

Порядок предоставления в аренду земельных участков, не связанных со строительством, предусмотрен Административным регламентом о предоставлении администрацией муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район» муниципального имущества в аренду ( утвержден Постановлением Администрации МО «Краснознаменский муниципальный район » Калининградской области от 3 марта 2010 года №122 об утверждении административных регламентов ) приложение №1, раздел 1 ст.ст.11,12,13,14.

Как установлено в суде и следует из материалов дела данный земельный участок предоставлен не для строительных целей, а для установки временного сооружения, и не имеется данных, свидетельствующих о том, что на данном участке ведется строительство капитального сооружения, или возведено капитальное строение, или земельный участок предоставлен для целей, связанных со строительством.

Поскольку Земельным кодексом РФ не установлены требования по проведению торгов при распоряжении земельными участками для целей, не связанных со строительством, а Администрация на основании Административного регламента в пределах своих полномочий приняла законное Решение о предоставлении земельного участка ФИО5, то оспариваемое Постановление Администрации принято в соответствии с действующим законодательством.

Процедура принятия решения Администрацией о предоставлении спорного участка не являлась торгами, порядок рассмотрения заявок нарушен не был.

Заявление заявителя на основании ч.4 ст.258 ГПК РФ подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд,

Решил:

В удовлетворении заявления Киселева ФИО12 о признании недействительным постановления администрации МО «Краснознаменский муниципальный район » №232 от 9 июня 2011 года отказать.

Мотивированное Решение изготовлено 7 октября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, начиная с 8 октября 2011 года.

Председательствующий судья *.*. Осьмакова.