Арбитражная практика

Об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Решение от 01 июля 2011 года № . Ленинградская область.

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дживага *.*. ,

с участием представителя истца Бокситогорского городского прокурора - Гусевой *.*. ,

при секретаре Мухиной *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора, в защиту прав несовершеннолетних, к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей», Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельностью

Установил:

Истец Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав несовершеннолетних к ответчикам МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей», Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельностью.

В обоснование исковых требований Бокситогорским городским прокурором указывается, что в ходе осуществления надзорной деятельности был выявлен факт осуществления МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» медицинской деятельности без получения лицензии. Статья 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает право граждан Российской Федерации на охрану здоровья. Согласно ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-01 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» на дошкольное учреждение возлагается обязанность создания для обучающихся и воспитанников в процессе обучения и воспитания условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Статья 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». В пункте 19.1 СанПиН перечислены основные гигиеническое и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в дошкольных организациях. В соответствии с п.96 ч.1 ст.17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно ст. 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 30. Согласно Уставу Учредителем МКДОУ является Бокситогорский муниципальный район в лице администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, который несет ответственность по обязательствам детского сада в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством. Учитывая изложенное, а также недопустимость нарушения законодательства и как следствие - прав несовершеннолетних воспитанников детского сада, и руководствуясь ст.45 ГПК РФ, согласно которой прокурор имеет право обратиться в суд в защиту граждан, которые по возрасту не могут сами обратиться в суд, а также на основании ст.ст.27, 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», истец Бокситогорский городской прокурора просит обязать ответчиков Администрацию Бокситогорского муниципального района и МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В судебном заседании представитель истца Гусева *.*. заявленные исковые требования уточнила и просила обязать ответчиков Администрацию Бокситогорского муниципального района и МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. Возражений по иску не представлено.

Представитель ответчика Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. В суд представлено заявление, с просьбой рассматривать дело в отсутствие представителя, также указано, что с заявленными требованиями Администрация не согласна. Также к заявлению приложен отзыв на исковые требования прокурора.



Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца Гусевой *.*. , суд находит заявленные Бокситогорским городским прокурором исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспаривается ответчиками - в ходе осуществления надзорной деятельности был выявлен факт осуществления МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» медицинской деятельности без получения лицензии.

Вышеуказанные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в том числе и представленной суду справке из МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» № 12 от 24.02.2011г. и не оспорено ответчиками при рассмотрении дела. При этом судом также установлено, что вышеуказанное нарушение, ставит под угрозу осуществление прав несовершеннолетних воспитанников детского сада на охрану здоровья.

Положениями Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории Российской Федерации, гарантировано, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей (ст.7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41).

Согласно ч.3 ст.3 Конвенции о правах ребенка (одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. и ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990г № 1559-I) государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения.

Статья 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает право граждан Российской Федерации на охрану здоровья.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Согласно ст. 39 вышеназванного Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 22.07.2010г. № 91 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», которые направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

При этом в соответствии с п.19.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 в целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники дошкольных организаций проводят:



медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в том числе на педикулез;

систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;

один раз в неделю осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза;

ежедневно в ясельных группах ведется карта стула детей;

сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза в установленном порядке;

систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех поме Ф.И.О. гигиены воспитанниками и персоналом;

организацию и проведение профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий;

работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию “дней здоровья“, игр, викторин на медицинскую тему;

медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

контроль за пищеблоком и питанием детей;

ведение медицинской документации.

В соответствии с п.96 ч.1 ст.17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно ст. 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 30.

Согласно п.4 вышеуказанного Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, с Ф.И.О. скорой и санаторно-курортной медицинской помощи.

Доврачебная помощь в соответствии с Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ № 323 от 10.05.2007г. «Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликл Ф.И.О. медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи) ста Ф.И.О. медико-санитарной помощи), медицинской помощи женщинам в период беременности во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-а Ф.И.О. санаторно-курортной медицинской помощи» включает в себя, в том числе выполнение работ по сестринскому делу в педиатрии.

В соответствии с п.4.35 Устава МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» в учреждении созданы необходимые условия для осуществления медицинского обслуживания, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников учреждения.

Таким образом, с учетом всех требований законодательства РФ и установленных при судебном разбирательстве обстоятельств, суд находит, что медицинское обслуживание детей в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении подлежит лицензированию.

При этом истцом заявлены требования, об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, как к ответчику МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей», так и к ответчику Администрации Бокситогорского муниципального района.

Согласно Уставу МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» учреждение является юридическим лицом. Учредителем детского сада является Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области в лице Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при не достаточности у Учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Учредитель, в порядке определяемом гражданским законодательством.

В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» и другими законами РФ полномочия по получению лицензии на осуществление какой-либо деятельности, в том числе медицинской, возлагается именно на конкретное учреждение (в данном случае муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение) которое осуществляет данный вид деятельности.

Анализ требований федерального законодательства РФ, представленных сторонами документов позволяет сделать вывод о том, что получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» относится к компетенции именно муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения, которое и должно нести соответствующую ответственность по заявленным Бокситогорским городским прокурором исковым требованиям, а Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ввиду отсутствия полномочий в данной сфере, к разрешению данного вопроса отношения не имеет, а, следовательно, и не может нести соответствующую ответственность в связи с отсутствием в МКДОУ лицензии на осуществление медицинской деятельности.

С учетом установленных судом обстоятельств и учитывая, что истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ суду не представлены доказательства того, что именно Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области обязана получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в МКДОУ, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявленных им требований к Администрации Бокситогорского муниципального района.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что со стороны ответчика МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей», не имеющего соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, нарушаются требования закона, что недопустимо в соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ, к тому же до настоящего времени не принимаются меры к устранению нарушений, которые нарушают права несовершеннолетних воспитанников на охрану здоровья, а потому заявленные истцом Бокситогорским городским прокурором требования к МКДОУ «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» подлежат удовлетворению в полном объеме.

Также суд находит, что испрашиваемый истцом срок для устранения нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ. соответствует принципу разумности, направлен на скорейшее устранение нарушений прав несовершеннолетних воспитанников на охрану здоровья и не ущемляет права ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования Бокситогорского городского прокурора - удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Борский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований Бокситогорского городского прокурора к Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: