Арбитражная практика

О возложении обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.. Решение от 05 декабря 2011 года № 2-445/2011. Архангельская область.

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой *.*., при секретаре Рыжковой *.*., с участием помощника прокурора Устьянского района Кузнецовой *.*., ответчика – администрации МО... в лице главы муниципального образования Ботыгина *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО... о возложении обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО...,

Установил:

Исполняющий обязанности прокурора Устьянского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования... о возложении обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования..., указав в обоснование требований, что проверка исполнения
законодательства о пожарной безопасности в МО... показала: в нарушение ФЗ «О пожарной безопасности», областного закона 86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области», ППБ 01-03 меры пожарной безопасности в данном муниципальном образовании разрабатываются и реализуются не в полном объеме. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.

В ходе разбирательства дела прокурор уточнил исковые требования, просил суд возложить на администрацию муниципального образования... обязанность обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах МО..., а именно:

разработать и принять нормативные правовые акты органов местного самоуправления поселения, регламентирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности: документ об организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений ГПС о пожаре, документ об информировании населения о мерах пожарной безопасности и проведении противопожарной пропаганды, документ о принятии мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; документ о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселения;

-определить перечень социально значимых для поселения МО... работ в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

-обеспечить прохождение мотористами, закрепленными за мотопомпами, специальной подготовки, определить порядок доставки помп к месту пожара;

-произвести расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом расхода воды на наружное пожаротушение (гидранты, пожарные водоемы (естественные, искусственные) с площадками (пирсами) на территории МО...;

-обеспечить населенные пункты МО... (д....), источниками наружного противопожарного обеспечения согласно требованиям норм с учетом подачи воды в любую точку пожара не менее чем из двух соседних резервуаров или
водоемов в соответствии со СНиП 2.04.02-84,

установить у водоисточников, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника,

оборудовать подъезды к естественным водоисточникам (река...) на территории населенных пунктов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Кузнецова *.*. поддержала исковые требования за исключением части позиций в связи с их добровольным исполнением, а именно в части возложения на администрацию обязанности: разработать и принять нормативные правовые акты органов местного самоуправления поселения, регламентирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности: документ об организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений ГПС о пожаре, документ об информировании населения о мерах пожарной безопасности и проведении противопожарной пропаганды, документ о принятии мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; документ о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселения; определить перечень социально значимых для поселения МО... работ в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности; определить порядок доставки помп к месту пожара. Привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик – администрация МО... в лице главы муниципального образования Ботыгина *.*. исковые требования признал частично. Пояснил, что необходимые нормативные правовые акты разработаны, приняты и опубликованы в установленном порядке, также определен перечень социально значимых работ, определен порядок доставки мотопомп к месту пожара. В настоящее время принимаются меры для прохождения мотористами специальной подготовки. В
остальной части считает требования определены без учета местных условий, так как населенные пункт расположены вдоль берега реки, подъезды к реке в каждом населенном пункте обеспечены, подсыпаны гравием. Сделать в каждом населенном пункте по два подъезда к реке не представляется возможным, так как берега высокие, имеется возможность забора воды мотопомпами из колодцев; об источниках водозабора всем жителям населенных пунктов известно. Оборудовать подъезды к естественным водоисточникам с площадками с твердым покрытием невозможно в связи с отсутствием в бюджете поселения средств на данные цели, также не рационально устанавливать указатели расстояний до водоисточников, местоположение которых всем жителям населенных пунктов известно. Установление указателей потребует значительных для поселения затрат, а указатели будут сняты жителями населенных пунктов.

Заслушав помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Кузнецову *.*., представителя администрации МО... Ботыгина *.*., специалиста ФИО1, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в МО..., в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, препятствующие своевременному предотвращению воздействия на
людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.

Таким образом, прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в рамках предоставленных ему законом полномочий.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 21 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ предусмотрено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Частью 1 ст. 8 Областного закона Архангельской области № 86-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в сфере пожарной безопасности отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и границах городских округов Архангельской области.

Согласно ч.10 п.1 ст. 10 Устава МО... к вопросам местного значения МО... относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов... сельского поселения.

Согласно п.3, п.11, п.94 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)“, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, на органы местного самоуправления возложена обязанность в пределах своей компетенции реализовывать меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях, в том числе: поддерживать в постоянной готовности искусственные водоемы, подъезды к водоисточникам и водозаборным устройствам. Наряду с Правилами следует
также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Часть 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) гласит, что пожарная безопасность городских и сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Технического регламента.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 62 Технического регламента на территории населенных пунктов обязательно наличие источников противопожарного водоснабжения, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

На основании изложенного орган местного самоуправления - администрация МО... обязана реализовывать первичные меры пожарной безопасности на территории муниципального образования... и обеспечивать надлежащее состояние искусственных и естественных источников противопожарного водоснабжения.

В судебном заседании установлено, что по распоряжению органа государственного пожарного надзора (ОГПН... Главного управления МЧС России) от...г. за... проводилась проверка администрации МО... по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности с...г. по...г., по результатам которой вынесено предписание... по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от...г., составлен акт
проверки... от...г., должностное лицо Ботыгин *.*. - глава администрации МО... привлечен к административной ответственности по ч.1ст.20.4 КоАП РФ (Нарушение правил пожарной безопасности).

Из предписания... по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от...г., постановления... о назначении административного наказания от...г. следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности:

-в нарушение требований п.3 ППБ 01-033, п.1ч.4 ст.8 ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» администрацией МО... не в полном объеме разрабатываются нормативные правовые акты органов местного самоуправления поселения, регламентирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности, а именно: не разработаны и не приняты документы: об организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений ГПС о пожаре, об информировании населения о мерах пожарной безопасности и проведении противопожарной пропаганды, о принятии мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселения;

не определен перечень социально значимых для поселения работ в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

в нарушение п.107 ППБ 01-033, предписывающего, что за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку, в организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара, мотористы, закрепленные за мотопомпами (в... МО...) не прошли специальную подготовку, не определен порядок доставки помп к месту пожара;

в нарушение п.9.29, п.9.30 СНиП 2.04.02-84, на основании которых количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение, расстояние между пожарными резервуарами или водоемами
следует принимать согласно п. 9.30, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (п.9.29); пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: - при наличии автонасосов — 200 м; - при наличии мотопомп — 100—150 м в зависимости от типа мотопомп, для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.32, расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости — не менее 10 м. (п.9.30), сельские населенные пункты д.... МО... не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения согласно требованиям норм с учетом подачи воды в любую точку пожара не менее чем из двух соседних резервуаров или водоемов;

в нарушение п.90 ППБ-01-03, согласно которому у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, у водоисточников, а также по направлению движения к ним, не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;

в нарушение п.94 ППБ-01-03, согласно которому при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и
т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления), администрацией МО... к естественным водоисточникам (река...) не оборудован подъезд с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды.

Из акта соблюдения обязательных требований пожарной безопасности от...г. следует, что указанные нарушения не устранены.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, препятствующие своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.

Судом установлено, что ответчиком в настоящее время разработаны нормативные правовые акты органов местного самоуправления поселения, регламентирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности, а именно: об организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений ГПС о пожаре, об информировании населения о мерах пожарной безопасности и проведении противопожарной пропаганды, о принятии мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселения, что подтверждается предоставленным в материалы дела постановлениями главы МО......,......г. и...,... от...г., и приложенными к ним: Положением об организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, Положением об информировании населения о мерах пожарной безопасности, Положением о принятии мер по локализации пожара и
спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; Положением о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселения МО..., соответственно; определен перечень социально значимых для поселения работ в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности; отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара. В связи с добровольным удовлетворением требования в данной части прокурором уменьшены.

Специалист ФИО1 в судебном заседании пояснил, что разработанные администрацией МО... нормативные правовые документы соответствуют требованиям обеспечения пожарной безопасности, также достаточны принятые меры пор определению перечня социально значимых для поселения работ в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности и определению порядка доставки мотопомп к месту пожара. В остальной части заявленных прокурором требований первичные меры пожарной безопасности ответчиком не выполнены, но подлежат исполнению в силу действующих норм пожарной безопасности не зависимо от местных условий.

На основании изложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает иск прокурора в части поддержанных в судебном заседании требований подлежащим удовлетворению, как основанный на требованиях действующего законодательства.

От уплаты государственной пошлины орган местного самоуправления- администрация МО... освобождена на основании п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области, заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования... обязанность обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах муниципального образования..., а именно:

-обеспечить прохождение мотористами, закрепленными за мотопомпами, специальной подготовки;

-произвести расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом расхода воды на наружное пожаротушение (гидранты, пожарные водоемы (естественные, искусственные) с площадками (пирсами) на территории МО...;

-обеспечить населенные пункты МО... источниками наружного противопожарного обеспечения согласно требованиям норм с учетом подачи воды в любую точку пожара не менее чем из двух соседних резервуаров или водоемов в соответствии со СНиП 2.04.02-84,

установить у водоисточников, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника,

оборудовать подъезды к естественным водоисточникам (река...) на территории населенных пунктов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший Решение, в течение десяти дней с момента его вынесения, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий *.*. Рогачева