Арбитражная практика

Решение от 14 ноября 2011 года № 2-788/2011. Решение от 14 ноября 2011 года № 2-788/2011. Карачаево-Черкесская Республика.

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:председательствующего судьи Айбазовой *.*. ,

при секретаре судебного заседания Эрикеновой *.*. ,

с участием:

заявителей - Коркмазовой *.*. , Коркмазовой *.*. , Коркмазова *.*. , Хапаевой *.*. , Хапаевой *.*. , Коркмазовой *.*. , Хачировой *.*. , Джазаевой *.*. , Айбазовой *.*. ,

заинтересованного лица - Хапаевой *.*. ,

представителей заинтересованных лиц:

Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасностей Братовой *.*. , выступавшей на основании доверенности № 548-03-01 от 17 июня 2011 года,

Правительства Карачаево-Черкесской Республики Биджиева Д.Х-А., выступавшего на основании доверенности № 1679-02 от 30.04.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Коркмазовой *.*. , Коркмазовой *.*. , Коркмазова *.*. , Хапаевой *.*. , Хапаевой *.*. в интересах несовершеннолетней Хапаевой *.*. , Коркмазовой *.*. , Хачировой *.*. , Джазаевой *.*. , Айбазовой *.*. в интересах несовершеннолетнего Текеева *.*. о признании бездействия администрации Эльтаркачского сельского поселения и администрации Усть-Джегутинского муниципального района - неправомерными,

Установил:



В Усть-Джегутинский районный суд КЧР с вышеуказанным заявлением обратились Коркмазова *.*. , Коркмазова *.*. , Коркмазов *.*. , Хапаева *.*. , Хапаева *.*. в интересах несовершеннолетней Хапаевой *.*. , Коркмазова *.*. , Хачирова *.*. , Джазаева *.*. , Айбазова *.*. в интересах несовершеннолетнего Текеева *.*. в порядке ст. 254 ГПК РФ, в котором просили суд:

признать бездействия администрации Эльтаркачского сельского поселения и администрации Усть-Джегутинского муниципального района - неправомерными; обязать Администрацию Эльтаркачского сельского поселения, Администрацию Усть-Джегутинского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение принадлежащих прав и включить их в сводный список граждан КЧР, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, произошедшего 27 июля 2009 года, по жилому дому, принадлежавшему Хапаевой *.*. , расположенному по адресу: (адрес обезличен )

В ходе судебного заседания заявители указали, что они фактически проживали и были зарегистрированы в доме их матери, сестры и тети - Хапаевой *.*. , который был расположен по адресу: (адрес обезличен ) вели общее хозяйство и семейный бюджет. 27 июля 2009 года, домовладение Хапаевой *.*. в (адрес обезличен ), в котором они все проживали и были зарегистрированы, пострадало от стихийного бедствия - сильных дождей с градом и селевыми потоками, подтопления и сильного ветра, и они лишились жилья. С указанного времени дом находился в аварийном состоянии и проживать в нем практически было невозможно, поэтому он снесен. Они, как члены семьи владельца домовладения, пострадавшего от стихийного бедствия, обратились для включения их в первичные списки лиц, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, для последующего получения государственного жилищного сертификата. Также они обращались в администрацию Усть-Джегутинского муниципального района с заявлением о включении их, как членов семьи владельца дома, в список пострадавших от стихийного бедствия и предоставлении им взамен утраченного домовладения в результате чрезвычайных обстоятельств и стихийных бедствий, именного государственного жилищного сертификата, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 года за № 982 и порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий ( в редакции Постановлений Правительства РФ от 2001 года, 2008 и 2010 г.г.). Но им был дан ответ, что они не были включены в список лиц, пострадавших в результате стихийного бедствия, по той причине, что в течение 5 дней после стихии они не успели подать все документы в администрацию сельского поселения, а администрацией Эльтаркачского сельского поселения сведения о них не были вовремя предоставлены в администрацию Усть-Джегутинского муниципального района. В результате, Администрация Усть-Джегутинского муниципального района не включила их в сводный список лиц, пострадавших в результате стихийного бедствия по Усть-Джегутинскому району. В связи с отсутствием указанных сведений, они не были включены в список граждан на получение государственного жилищного сертификата. Восстановление их нарушенных прав в настоящее время возможно лишь судебным путем, обязывающим включить заявителей в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов по стихии 2009 года. В связи с чем они просят суд удовлетворить их заявление.

Представители Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасностей Братова *.*. и правительства КЧР - Биджиев Д.Х-А. возражали против требований заявителей, пояснив, что они, хотя и проживали в доме, но не сдали документы для включения их в список.

Представители администрации Эльтаркачского сельского поселения, администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Министерства финансов надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в суд не явились.

По правилам ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть данное заявление в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.

Суд, выслушав заявителей и представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителей по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось представителями заинтересованных лиц, что 27 июля 2009 года на территории Карачаево-Черкесской Республики произошло стихийное бедствие - массовое выпадение осадков и продолжительные ливневые дожди, в результате которых пострадало домовладение Хапаевой *.*. , расположенное по адресу: (адрес обезличен ), (адрес обезличен ), а(адрес обезличен ) (адрес обезличен ), в котором проживали заявители с другими родственниками. Заявители Коркмазова *.*. , Хапаева *.*. являются дочерьми Хапаевой *.*. - собственника домовладения; Коркмазова *.*. , Коркмазова *.*. , Коркмазов *.*. являются детьми Коркмазовой *.*. и внуками Коркмазовой *.*. ; Хапаева *.*. является невесткой ( женой сына) Хапаевой *.*. , а несовершеннолетняя Хапаева *.*. ее внучка; Хачирова *.*. - является двоюродной сестрой собственника домовладения, а Джазаева *.*. , Айбазова *.*. , несовершеннолетний Текеев *.*. - дети Хачировой *.*. Все заявители были зарегистрированы в домовладении, расположенном по адресу: (адрес обезличен ), (адрес обезличен ), (адрес обезличен ), (адрес обезличен ), значительно ранее до стихийного бедствия.Все они обращались в администрацию Эльтаркачского сельского поселения по вопросу их включения в список лиц, пострадавших от стихийного бедствия, представив при этом все необходимые документы. Согласно реестру жилых домов Усть-Джегутинского района КЧР, пострадавших в результате сильных ливневыми дождей 27 июля 2009 года Хапаева *.*. и члены ее семьи были включены в списки граждан, лишившихся жилья. Хапаева *.*. является получателем государственного жилищного сертификата серии (номер обезличен), но Министерством финансов КЧР государственный жилищный сертификат в настоящее время не выдан. Однако, заявители не вошли в сводный список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий по Усть-Джегутинскому району, который составлялся в администрации Усть-Джегутинского района.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 25.09.97 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 2 ст. 13) предусмотрен жилищный сертификат - эмиссионная ценная бумага, право выпуска, которой принадлежит органам местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.



Статьей 2 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года № 4218-1 установлено, что право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

Местом жительства в силу ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации, это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и подобные жилые помещения.

Место жительства гражданина находится в определенном населенном пункте и определенном субъекте Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в целях оказания помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий признано необходимым выпустить государственный жилищный сертификат.

Правительство РФ распорядилось 11 августа 2011 года № 1415-р Минфину России выдать в 2011 году Правительству Карачаево-Черкесской Республики 245 государственных жилищных сертификатов для предоставления их гражданам, лишившимся жилого помещения в результате подтоплений от сильных дождей, прошедших 27 июля 2009 года на территории Карачаево-Черкесской Республики.

При этом порядок выпуска и погашения этого вида сертификатов не ставит выполнение органом исполнительной власти обязанности по предоставлению жилого помещения в зависимость от перечисления Минфином РФ денежных средств на его бюджетный счет.

Кроме того, в силу ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Таким образом, члены семьи собственника жилого помещения имеют не ограниченное каким-либо сроком право пользования жилым помещением наравне с собственником такого помещения. При этом члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения (п. 3 ст. 292 ГК РФ).

Следовательно, для отнесения к членам семьи гражданам, достаточно доказать факт вселения собственником в качестве члена своей семьи и факт проживания в жилом помещении с собственником в качестве члена семьи собственника.

Из объяснений Хапаевой *.*. следует, что она является собственником жилого помещения - дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен ), (адрес обезличен ), (адрес обезличен ), (адрес обезличен ). (адрес обезличен ), которое было полностью разрушено в результате стихийного бедствия - массового выпадения осадков и продолжительных ливневых дождей 27 июля 2009 года. До этого стихийного бедствия в этом домовладении проживали и были зарегистрированы, помимо остальных, и члены ее семьи: Коркмазова *.*. , Коркмазова *.*. , Коркмазов *.*. , Хапаева *.*. , Хапаева *.*. , несовершеннолетняя Хапаева *.*. , Коркмазова *.*. , Хачирова *.*. , Джазаева *.*. , Айбазова *.*. , несовершеннолетний Текеев *.*. . Все перечисленные лица, являющиеся ее детьми и внуками, а также ее двоюродной сестрой с детьми, проживающая с ней более двадцати лет - не были включены в список лиц, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, о чем они узнали в сентябре 2011 года. В настоящее время им негде жить, поскольку заявители, как и она лишились жилья. Они являются членами ее семьи, поэтому им также необходимо компенсировать утраченное жильё.

Глава Администрации Эльтаркачского сельского поселения о причинах не включения в список граждан пострадавших в результате стихийного бедствия 27.07.2009 года по домовладению, принадлежащему Хапаевой *.*. и расположенному по адресу: (адрес обезличен ) (адрес обезличен )., в ответе на запрос сообщил 11 октября 2011 года, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства КЧР № 174 от 30 июня 1996 года главам администрации необходимо в пятидневный срок с момента стихийного бедствия представлять для рассмотрения в Штаб по делам ГО и ЧС КЧР документы о количестве семей, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия и их численный состав. В указанный срок владельцем дома не были представлены сведения, копии документов, удостоверяющих личность, всех проживающих лиц, в связи с чем они не были включены в список пострадавших по Эльтаркачскому сельскому поселению.

Из справки от 11 октября 2011 года следует, что домовладение Хапаевой *.*. , зарегистрированной по адресу: (адрес обезличен ), (адрес обезличен ), (адрес обезличен ), пострадало от стихийного бедствия, произошедшего 27 июля 2009 года и в данное время дом снесен, следовательно, заявители лишились жилья.

Заявители не были включены в списки лиц, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, произошедшего 27 июля 2007 года, поскольку указанными лицами, как считают администрации Эльтаркачского сельского поселения и Усть-Джегутинского муниципального района не были сданы документы на включение в список лиц, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия.

Сообщения начальника Усть-Джегутинского филиала КЧР ГУП «Техинвентаризация» № 2490 от 31 октября 2011 года и Уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14 октября 2011 года и 17 октября 2011 года - за заявителями не зарегистрированы на праве собственности объекты недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища, кроме этого в соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ недопустимым считается умаление законами прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что к членам семьи Хапаевой *.*. относятся постоянно проживающие совместно с ней Коркмазова *.*. , Коркмазова *.*. , Коркмазов *.*. , Хапаева *.*. , Хапаева *.*. с несовершеннолетней Хапаевой *.*. , Коркмазова *.*. , Хачирова *.*. , Джазаева *.*. , Айбазова *.*. с несовершеннолетним Текеевым *.*. , которые должны были учитываться при составлении сводного списка граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, произошедшего 27 июля 2009 года.

Анализ вышеизложенных норм действующего законодательства и доказательств позволяет прийти к выводу о том, что заявители действительно вселены собственником разрушенного стихией жилого помещения в качестве членов его семьи и проживали с ним одной семьей до стихии, и были зарегистрированы в его домовладении.

Поэтому суд считает, что в нарушение действующего законодательства РФ и порядка выдачи государственных жилищных сертификатов нарушены права заявителей, невключенных в сводный список граждан Усть-Джегутинского района, лишившихся жилья в результате воздействия стихийных природных явлений 27 июля 2009 года на получение государственного жилищного сертификата.

Факт проживания заявителей в доме, принадлежащем Хапаевой *.*. , расположенном по адресу: (адрес обезличен ), заинтересованными лицами не оспаривался, следовательно, не оспаривается факт утраты ими жилья.

В соответствии с п. 2 Постановления Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30.11.2006 года № 175 «О внесении изменений в Постановление Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30.06.1996 года № 174 «Об использовании государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Карачаево-Черкесской Республики в пределах своей компетенции запрашивает у органов местного самоуправления документы о количестве семей, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации), и их численном составе. Указанное Постановление утратило силу 27.12.2009 года, в связи с принятием Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2009 года № 504 (ред. от 26.07.2011) «Об утверждении Порядка погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику», согласно которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, обеспечивают оформление необходимых документов, подтверждающих факт того, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и утверждают списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий.

Сводный список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, произошедших на территории Карачаево-Черкесской Республики, на получение государственных жилищных сертификатов (далее - сводный список) формируется Управлением Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на основании списков и утверждается Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Все изменения в сводный список утверждаются Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики на основании постановлений глав администраций муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики.

Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списках, предоставляемых в Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, возлагается на органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, утвердившие список.

Суд считает, что для определения количественного состава лиц, и указания фамилий, проживающих в домах, пострадавших в результате стихийного бедствия, администрация Эльтаркачского сельского поселения обязана была представить в течение пяти дней документы на основании сведений, имеющихся в похозяйственных книгах и списки лиц, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, произошедшего 27 июля 2007 года в для рассмотрения в Штаб по делам ГО и ЧС КЧР -

Указанная обязанность возложена на муниципальные образования, но никак, ни на граждан.

Анализируя, вышеперечисленные нормы, суд считает, что именно Эльтаркачское сельское поселение, администрация Усть-Джегутинского муниципального района должны нести ответственность за непредставление достоверных сведений, содержащихся в списках, предоставляемых в Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Таким образом, все изменения в сводный список должны утверждаться Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики на основании постановлений глав администраций муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики.

По правилам ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Суд находит, что факт не включения заявителей местной администрацией в сводный список района для дальнейшего предоставления в МЧС КЧР не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителей.

Заинтересованные лица заблаговременно извещались судом о правилах, предусмотренных ст. 249 ГПК РФ, согласно которой, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Однако суду не представлены предусмотренные законом, основания отказа на включение в сводный список заявителей, легитимность причин отказа не подкреплена ссылкой на соответствующие нормы закона.

По правилам ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает Решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Удовлетворить заявление Коркмазовой *.*. , Коркмазовой *.*. , Коркмазова *.*. , Хапаевой *.*. , Хапаевой *.*. в интересах несовершеннолетней Хапаевой *.*. , Коркмазовой *.*. , Хачировой *.*. , Джазаевой *.*. , Айбазовой *.*. в интересах несовершеннолетнего Текеева *.*. о признании бездействия администрации Эльтаркачского сельского поселения и администрации Усть-Джегутинского муниципального района - неправомерными.

Признать бездействия администрации Эльтаркачского сельского поселения и администрации Усть-Джегутинского муниципального района - неправомерными, обязать Администрацию Эльтаркачского сельского поселения, Администрацию Усть-Джегутинского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение принадлежащих прав Коркмазовой *.*. , Коркмазовой *.*. , Коркмазова *.*. , Хапаевой *.*. , Хапаевой *.*. в интересах несовершеннолетней Хапаевой *.*. , Коркмазовой *.*. , Хачировой *.*. , Джазаевой *.*. , Айбазовой *.*. в интересах несовершеннолетнего Текеева *.*. и включить их в сводный список граждан КЧР, с последующим утверждением списка и направлении его для согласования с последующей выдачей именного государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, произошедшего 27 июля 2009 года, по жилому дому, принадлежавшему Хапаевой *.*. , расположенному по адресу: (адрес обезличен )

Копию настоящего решения для устранения допущенного нарушения направить руководителям администрации Эльтаркачского сельского поселения и Усть-Джегутинского муниципального района в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Разъяснить, что в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР в течение десяти дней через Усть-Джегутинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме, на что потребуется срок не более пяти дней, то есть после 18 ноября 2011 года.

Мотивированное Решение отпечатано на компьютере в единственном экземпляре 18 ноября 2011 года.

Председательствующий судья подпись *.*. Айбазова

Копия верна:

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской республики *.*. Айбазова

Решение в законную силу не вступило на 19 ноября 2011 года

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской республики *.*. Айбазова