Арбитражная практика

Решение от 22 ноября 2011 года № 12-933/11. Решение от 22 ноября 2011 года № 12-933/11. Республика Коми.

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Попова *.*. , рассмотрев жалобу Белых *.*. на Постановление Государственной инспекции труда в Республике Коми от 02 сентября 2011 года о привлечении к административной ответственности,

Установил:

Постановлением Государственной инспекции труда в РК от 02 сентября 2011 года Белых *.*. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 ч. 1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ... руб.

Не согласившись с указанным Постановлением, Белых *.*. обратился в суд с жалобой, в которой просит Постановление отменить, указывая, что имеется правовая неопределенность в вопросе применения размера районного коэффициента при разъездном характере работы и отличном от места работы месте жительства работников.

В судебное заседание Белых *.*. не явился, его представитель доводы жалобы поддержал.

Государственный инспектор труда РК Некучаева *.*. с доводами жалобы не согласилась.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Установлено, что на основании письменного обращения Воркутинского Совета председателей профсоюзных организаций и проводников пассажирского вагона Воркутинского резерва на основании распоряжения заместителя руководителя государственной инспекции труда государственным инспектором труда (правовой) Некучаевой *.*. с ** ** ** по ** ** ** в отношении Вагонного участка Сыктывкар СП Северного филиала - ОАО «...», находящегося в г.Сыктывкаре, по ул...., была проведена внеплановая выездная проверка.

Согласно акту проверки, были выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:

Приказом ... «Об изменении существенных условий труда» для проводников пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г...., с ** ** ** местом работы определена станция .... Указанные изменения внесены в трудовые договоры работников, в том числе *.*. , *.*. , *.*. При этом заработная плата указанным работникам, начиная с ** ** ** начислялась без учета работы в местностях с особыми климатическими условиями и в размере ниже установленных трудовым законодательством, а именно, районный коэффициент к заработной плате начисляется в размере меньше ...%, чем нарушены требования ст.148, ч.6 ст.136 Трудового кодекса РФ, ст.10 Закона РФ от 19 февраля 1993 гола № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных местностях».

В трудовые договоры проводников пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г...., которым с ** ** ** местом работы определена станция ..., в том числе ... *.*. , ... *.*. , ... *.*. , не внесены изменения в части оплаты труда, а именно не дополнены условиями выплаты районного коэффициента в размере ...%, чем нарушены требования ч.3 ст.57 ТК РФ.



Согласно ст.362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу ст.419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правов Ф.И.О. ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.

Как следует из представленных документов, приказом ... начальника вагонного участка г. Сыктывкара в связи с изменениями в графике движения пассажирских поездов ... сообщением «...», ... сообщением «...», ... сообщением «...» с ** ** ** и вводом закольцованного маршрута пассажирского поезда ... сообщением «...», ... сообщением «...», а также в целях единого оперативного руководства и контроля за работой проводников пассажирского вагона Резерва проводников пассажирских вагонов (...), соблюдения режима труда и отдыха работников проездных бригад, введен в действие график работы и отдыха проводников в поезде ... сообщением «...», для проводников пассажирских вагонов резерва проводников пассажирских вагонов (...), проживающих в г. ..., ..., ..., с явкой к постоянному месту сбора (ст. ..., ..., ...) и проезду пассажиром до места работы (ст. ...) и обратно.

Таким образом, для проводников данных пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г. ..., г. ..., г. ... с ** ** ** местом работы определена станция «...». Изменения внесены в трудовые договоры работников, в том числе, *.*. , *.*. , *.*. , однако заработная плата указанным работникам, начиная с ** ** ** выплачивается не в полном объеме, а именно: районный коэффициент начисляется в меньшем, чем ... процентов, размере.

В нарушение ч. 3 ст. 57 ТК РФ в трудовые договоры проводников пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г. ..., ..., ..., местом работы которых с ** ** ** определена станция ..., в том числе, *.*. , *.*. , *.*. , не внесены изменения в части оплаты труда, а именно не внесены сведения об установлении им районного коэффициента в размере ...%.

В соответствии со ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.



В соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

По смыслу ч. 1 ст. 313 Трудового кодекса РФ соответствующие гарантии и компенсации устанавливаются этим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Статьями 10, 11 вышеуказанного Закона предусмотрено, что районный коэффициент и процентные надбавки за работу в местностях Крайнего Севера устанавливаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Аналогичному толкованию подлежат и нормы Трудового кодекса РФ, на что указывает положение ч. 1 ст. 316 ТК РФ, в соответствии с которым размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ предусмотрено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент заработной платы, устана Ф.И.О.

Следует отметить, что до настоящего времени правового акта, устанавливающего единый районный коэффициент заработ Ф.И.О. в РФ не принято. В связи с этим продолжают действовать нормативные акты СССР, а также отдельные правовые акты в отношении отдельных регионов РФ, принятые в новейшее время. Кроме того, Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. “О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера“ было предоставлено право региональным органам власти устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

На основании ч. 1 ст. 423 ТК РФ до принятия соответствующего акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РФ или бывшего СССР.

Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006г. № 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.

До 28 июня 2011г. действовало Постановление Совмина РСФСР от 04.02.1991г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера». В силу абз. 1 п. 13 этого постановления Совета Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомы, облисполкомы и исполкомы Советов народных депутатов автономных округов наделялись правом по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

С 28 июня 2011г. данное Постановление отменено в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 14.06.2011 № 466.

Согласно п. 4 информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995 определены районы, где к заработной плате работников, работающих в г. Воркуте применяется коэффициент 1,6, в г. Печоре – 1,3, в г. Инте - 1,5, в г. Усинске – 1,3.

Довод Белых *.*. о том, что работникам правомерно установлен размер районного коэффициента по месту их жительства, суд находит не состоятельным, поскольку исходя из приведенных выше правовых норм следует, что именно работа работах в местностях с тяжелыми климатическими условиями должна быть оплачена в повышенном размере и реализуется это через введение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в отношении лиц, работающих в этих климатических регионах.

Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» учитывается место проживания лиц, это необходимо для определения стажа, социального страхования, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и других льгот и гарантий, связанных именно с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Также не обоснован и довод Белых *.*. о том, что проводники пассажирских вагонов имеют разъездной характер работы, в связи с чем, им должен быть установлен размер районного коэффициента по месту их проживания, поскольку с ** ** ** работодателем для них было определено место работы - станция ..., именно по нахождению места их работы и должен исчисляться размер районного коэффициента.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в трудовые договоры работников внесены изменения (ст. 57 ТК РФ) относительно определения их места работы, однако как следует из расчетных листков, работникам выплачивается районный коэффициент, предусмотренный для места их жительства (Печора – 1,3; Инта - 1,5; Усинск - 1,3), тогда как подлежит расчету и выплате районный коэффициент, предусмотренный для г. Воркуты, отнесенного к районам Крайнего Севера – 1,6, соответственно работодателем не в полном объеме выплачивается заработная плата работникам, местом работы которых определена станция Воркута, что является нарушением требований ст. 148 ТК РФ, ч. 6 ст. 136 ТК РФ, ст. 10 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, соответственно в трудовые договоры проводников пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г. Печора, г. Инта, г. Усинск, которым с 09 октября 2010г. местом работы определена станция Воркута, работодателем должны были быть внесены изменения относительно установления размера районного коэффициента в размере 60 %.

Согласно Положению вагонный участок является структурным подразделением Северного филиала ОАО «...». Начальник структурного подразделения и уполномоченные им лица вправе осуществлять права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками структурного подразделения в соответствии с нормативными документами ОАО «...» и филиала, в том числе, в отношении работников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности генеральным директором ОАО «...» и начальником филиала.

Приказом ... Белых *.*. назначен начальником вагонного участка с ** ** ** до указанного времени он исполнял обязанности начальника данного участка, приказ ... подписан Белых *.*.

Таким образом, Белых *.*. , являясь должностным лицом, ответственным за соблюдение трудового законодательства, нарушил законодательство о труде в части выплаты работникам в полном объеме заработной платы, оформления трудовых отношений, его действия правильно квалифицированы по ст. 5.27 ч. 1 КоАП РФ.

Вина подтверждается: Положением, правилами внутреннего трудового распорядка, приказом ... трудовыми договорами с работниками, платежными документами: расчетными листками, представлением, актом проверки.

При назначении наказания государственным инспектором труда учтены все значимые обстоятельства дела, наказание определено в пределах санкции статьи.

С учетом изложенного, Постановление государственного инспектора труда (правового) Некучаевой *.*. от 02 сентября 2011 года следует оставить без изменения, жалобу Белых *.*. – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

Решил:

Постановление государственного инспектора труда (правового) Некучаевой *.*. от 02 сентября 2011 года о привлечении Белых *.*. к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Белых *.*. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение десяти дней с момента вручения или получения копии решения.

Судья *.*. Попова