Арбитражная практика

Решение от 21 ноября 2011 года № 2-4199/2011. Решение от 21 ноября 2011 года № 2-4199/2011. Республика Марий Эл.

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Нечаевой *.*. ,

при секретаре судебных заседаний Чимаевой *.*. ,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Всеволодовой *.*. к КУМИ администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании отказа в согласовании местоположения границ земельного участка

Установил:

Всеволодова *.*. обратилась в суд с вышеуказанным иском к КУМИ администрации ГО «Город Йошкар-Ола» (далее КУМИ), просит признать незаконным Решение КУМИ от ДД.ММ.ГГГГ №, выразившееся в отказе согласования местоположения границ земельного участка, расположенного в <адрес>, восточнее позиции № и обязать подписать акт согласования границ земельного участка, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее позиции №. Обратившись в КУМИ за согласованием границ и площади земельного участка, ей было отказано ввиду того, что в межевом плане отсутствуют сведения о конкретном местоположении земельного участка в <адрес>, а также документы об идентификации земельного участка.

В судебном заседании истец Всеволодова *.*. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика КУМИ Петрова *.*. согласна с исковыми требованиями, поскольку идентифицировать земельный участок возможно, так как земельный участок истца находится восточнее позиции №, то есть земельного участка, границы которого определены.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации МО «Сидоровское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО3 является собственником земельного участка, общей площадью 1200 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, восточнее позиции №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.



С целью согласования местоположения границ принадлежащего ей земельного участка она обратилась в КУМИ, предоставив межевой план земельного участка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в согласовании местоположения границ вышеуказанного земельного участка в связи с тем, что отсутствуют сведения о конкретном местоположении данного земельного участка в <адрес>, а также не представлены какие-либо документы об идентификации данного земельного участка из администрации МО «Сидоровское сельское поселение».

Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления права распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Таким образом, действующее земельное законодательство возлагает осуществление правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся на территории тех или иных муниципальных образований и не прошедших процедуру разграничения государственной собственности на землю, на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и городских округов, в пределах которых располагаются данные земельные участки.

В соответствии со ст.38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Если в соответствии со ст.39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.



Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определен порядок согласования местоположения границ земельных участков, согласно которому местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч.3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Предметом указанного в ч.1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

пожизненного наследуемого владения;

постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью6 настоящей статьи случаев.

В соответствии со ст.40 вышеназванного ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согла Ф.И.О. подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Исходя из приведенных норм закона, КУМИ, осуществляющий управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, является заинтересованным лицом, с которым необходимо произвести согласование местоположения границ земельного участка, принадлежащего Всеволодовой *.*.

Истицей в КУМИ был представлен межевой план, в котором имеются сведения о характерных точках границ уточняемого земельного участка.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем ФИО5, местоположение его земельного участка определено – <адрес> <адрес> <адрес>, позиция №, имеется описание местоположения границ земельного участка, описание поворотных точек границ, схема земельного участка. Указанный участок является смежным земельным участком земельного участка, принадлежащего Всеволодовой *.*. с кадастровым номером №, что следует из межевого плана.

В свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ адрес земельного участка с кадастровым номером №, определен <адрес>, восточнее позиции №, то есть земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего ФИО5

Из схем вышеуказанных земельных участков следует, что у них имеются общие точки №.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ в согласовании местоположения границ земельного участка был необоснован, так как сведения о местоположении земельного участка Всеволодовой имелись, а также возможна идентификация данного земельного участка, с учетом кадастровой выписки земельного участка участке с кадастровым номером №, принадлежащем ФИО5

При таких обстоятельствах, суд находит возможным удовлетворить заявленные требования истицы, в связи с чем на основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным отказ КУМИ администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в согласовании местоположения границ земельного участка и возложить на него обязанность согласовать местоположение границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, восточнее позиции №, принадлежащего Всеволодовой *.*. , подписав соответствующий акт.

Взыскать с КУМИ администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» государственную пошлину в пользу Всеволодовой *.*. в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Судья *.*. Нечаева

Мотивированное Решение составлено 25 ноября 2011 года.