Арбитражная практика

Постановление от 08 декабря 2011 года № А63-2108/2011. По делу А63-2108/2011. Российская Федерация.

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А63-2108/2011 8 декабря 2011 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2011 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 8 декабря 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой *.*. , судей Дорогиной *.*. и Трифоновой *.*. , в отсутствие в судебном заседании заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания “Жилищно-эксплуатационный участок-15«“ (ИНН 2634069969, ОГРН 1062635102903), заинтересованного лица – Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации г. Ставрополя (ИНН 2635084575, ОГРН 1052604287625), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания “Жилищно-эксплуатационный участок-15«“ на Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2011 (судья Быкодорова *.*. ) и Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 (судьи Белов *.*. , Цигельников *.*. , Мельников *.*. ) по делу № А63-2108/2011,

Установил:

ООО «Управляющая компания “Жилищно-эксплуатационный участок-15«“ (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации г. Ставрополя (далее – управление) о признании недействительными распоряжения от 17.01.2011 № 38 и акта проверки от 17.01.2011 № 1.

Решением от 10.06.2011, оставленным без изменения Постановлением апелляционного суда от 30.08.2011, обществу отказано в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения от 17.01.2011 № 38 в связи с отсутствием в материалах дела доказательств нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. В части признания недействительным акта проверки от 17.01.2011 № 1 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку акт проверки не отвечает критериям ненормативного правового акта, который может быть обжалован в арбитражном суде.

В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, суды неправомерно применили к спорным отношениям постановления главы г. Ставрополя от 21.11.2005 № 4746 «О создании управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации г. Ставрополя» и от 27.07.2007 № 2153 «Об утверждении Положения о контроле в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории г. Ставрополя», поскольку указанные акты не опубликованы в установленном порядке. Судебные инстанции не учли, что полномочия по контролю за соблюдением законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности являются исключительными полномочиями органов государственного власти. Суды пришли к неправильному выводу о том, что наличие данных полномочий у управления установлены Федеральными законами от 21.12.1994 № 169-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Вывод судов о том, что акт проверки не подлежит обжалованию в судебном порядке, является неправильным, поскольку частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 294-ФЗ) результаты проверки подлежат отмене судом на основании заявления юридического лица.

В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.



Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, управление вынесло распоряжение от 17.01.2011 № 38 о проведении проверки деятельности общества в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Распоряжение вручено обществу 17.01.2011.

По результатам проверки управление составило акт от 17.01.2011 № 1, согласно которому обществу рекомендовано до 15.02.2011 назначить работника, уполномоченного на Решение задач в области гражданской обороны; до 05.02.2011 подать заявку в управление на обучение руководителя общества на курсах гражданской обороны; до 01.03.2011 направить работника, уполномоченного на Решение задач в области гражданской обороны, в управление для получения консультативной помощи по вопросам организации мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации.

Общество, ссылаясь на незаконность распоряжения и акта проверки, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Порядок организации плановых проверок деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлен статьей 9 Закона № 294-ФЗ.

При проверке соблюдения управлением порядка вынесения распоряжения о проведении проверки суды не Установили нарушений. Распоряжение принято уполномоченным лицом в соответствии с планом основных мероприятий г. Ставрополя в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011 год, утвержденным в установленном порядке главой г. Ставрополя и согласованным начальником Главного управления МЧС по Ставропольскому краю, а также на основании Постановления главы города Ставрополя от 27.07.2007 № 2153 «Об утверждении Положения о контроле в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Ставрополя».

Довод общества об отсутствии у управления полномочий на проведение проверки в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, отклоняется.

В статье 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определены полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны: органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа.

Управление создано на основании постановления главы города Ставрополя от 21.11.2005 № 4746 «О создании управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Ставрополя» для реализации полномочий, возложенных на орган местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Федеральными законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Ставрополя. Согласно пункту 4.1 Положения об управлении оно вправе проводить проверки в целях исполнения установленных функций и задач органа местного самоуправления в области гражданской обороны.



Довод общества о неправомерном применении судами к спорным отношениям постановлений главы города Ставрополя от 21.11.2005 № 4746 и от 27.07.2007 № 2153, поскольку они не опубликованы в установленном порядке, отклоняется. Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.06.2011 по делу № А63-2109/2011 обществу отказано в признании недействительным постановления главы города Ставрополя от 21.11.2005 № 4746. Ссылка в решении суда первой инстанции на Постановление главы города Ставрополя от 27.07.2007 № 2153 не привела к принятию неправильного решения по существу спора, поскольку полномочия управления проводить проверки по вопросам гражданской обороны предусмотрены также и в постановлении от 21.11.2005 № 4746.

Довод общества о нарушении при принятии распоряжении законодательства о пожарной безопасности отклоняется, поскольку распоряжение выдано на проведение проверки в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций на предприятиях учреждениях и организациях г. Ставрополя.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной соответствующим органом с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Согласно статье 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами соответствующего органа, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Прекращая производство по делу в части признания акта проверки незаконным, суды правомерно исходили из того, что этот акт не является ненормативным правовым актом, поскольку не носит властно обязывающее предписание для лица, в отношении которого он составлен, следовательно, не может быть признан недействительным в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Акт, которым оформлены результаты проверки, не содержит отдельных предписаний, распоряжений, влекущих какие-либо обязанности заявителя или создающих препятствия для его деятельности, поскольку в акте описаны установленные управлением обстоятельства и даны обществу рекомендации. Общество не обосновало нарушение актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционной инстанции по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2011 и Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 по делу № А63-2108/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий *.*. Калашникова

Судьи *.*. Дорогина

Трифонова