Арбитражная практика

Постановление от 09 декабря 2011 года № А55-13122/2011. По делу А55-13122/2011. Российская Федерация.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aac.arbitr.ru

Постановление апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

09 декабря 2011 года Дело №А55-13122/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2011 года

Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2011 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:



председательствующего Захаровой *.*. , судей Драгоценновой *.*. , Семушкина *.*. ,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой *.*. ,

с участием в судебном заседании:

представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – не явился, извещен,

представителя Открытого акционерного общества междугородней и международной электрической связи «Ростелеком» – Плотниковой *.*. (доверенность от 20.07.2011 №512),

рассмотрев в открытом судебном заседании 07.12.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

на Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2011 по делу №А55-13122/2011 (судья Черномырдина *.*. ), принятое по заявлению Открытого акционерного общества междугородней и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Самарского филиала (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767), г.Санкт-Петербург,

к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара,

об оспаривании акта, предписания,

Установил:



Открытое акционерное общество междугородней и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Самарского филиала (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды Самарской области (далее - министерство) с заявлением о признании незаконным акта проверки соблюдения лесного законодательства от 18.04.2011 №04/В-02, предписания об устранении нарушения лесного законодательства от 18.04.2011 (т.1, л.д.4-12).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2011 по делу №А55-13122/2011 заявленные требования удовлетворены (т.2, л.д.69-72).

В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит отменить Решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2, л.д.75-83).

Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил Решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания, о чем свидетельствует почтовое уведомление, имеющееся в материалах дела.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 01.04.2011 №147 проведена проверка соблюдения заявителем лесного законодательства (т.1,л.д.128-129).

По результатам проверки составлен акт №04/В-02 и вынесено предписание от 18.04.2011 об устранении нарушений лесного законодательства (т.1,л.д.131-133, 134-135).

Оспариваемое предписание от 18.04.2011 содержит ссылку на ст.ст.9, 45, 94 ЛК РФ, а также обязывает общество заключить договор аренды участков лесного фонда для эксплуатации линий связи в качестве конкретного мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Согласно ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81 - 83 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.3 ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.

В силу п.14 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 №394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» приказом Министерства природных ресурсов от 30.08.2007 №225 утверждены формы документов, составляемых по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору, том числе форма предписания.

В утвержденной форме предписания в графе «содержание» указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка, в графе «основания вынесения предписания» указываются ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность.

Однако в оспариваемом предписании не указано в чем конкретно выразилось нарушение заявителем положений ст.ст.9, 21, 45 Лесного кодекса Российской Федерации, а также какие конкретно мероприятия должно выполнить ОАО «Ростелеком».

Согласно п.3 ст.45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных ст.9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Ст.21 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а так же сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

В соответствии с п.1 ст.24 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

4 ст.45 Лесного кодекса Российской Федерации указывает, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

Следовательно, положения Лесного кодекса предусматривают возможность использования лесных участков для эксплуатации линейных объектов без их предоставления.

Согласно ч.1. ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

Нормативно-правовыми актами в Российской Федерации не предусмотрена обязанность по заключению договора аренды лесного участка при условии нахождения в земле кабеля связи.

Расположение кабеля под поверхностью земли подтверждается справками, контрольными картами, паспортом трассы, архитектурно-планировочным заданием №39, актом обследования от 13.09.2011, соглашениями от 2010 года, 08.08.2011, информацией о привязке муфт, ведомостью проложенных строительных длин ВОК, картограммами глубины залегания кабеля и сигнальной ленты, схемами расположения и границы лесного участка, реестром линий связи, (т.1,л.д.179,180, 181, 188-192, 193-194, 205-210, 211, 212-213, 214, 215, 216-242, 243, 244-246, 247-251, 252, 253-257, 258-259).

Согласно п.4 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее - правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 №578 в целях охраны линий и сооружений связи на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации создаются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.

15 указанных Правил предусматривает порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.10 Правил границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии.

Согласно п.40 Правил техническому персоналу предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, предоставляется право беспрепятственного прохода, а при проведении ремонтно-восстановительных работ право беспрепятственного проезда в охранные зоны независимо от формы собственности на землю.

Если линии связи и линии радиофикации проходят по территориям запретных пограничных) полос и специальных объектов, а также по землям собственников землевладельцев, землепользователей, арендаторов), то они должны выдавать техническому персоналу пропуска (разрешения) для проведения осмотров и работ в любое время суток без взимания платы за право прохода (проезда).

Таким образом, законом не разрешено препятствовать организации-собственнику линий связи в выполнении им работ по обслуживанию и ремонту объектов связи, в связи с чем, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что требование заинтересованного лица заключить договор аренды, либо освободить лесной участок нарушает нормы постановления Правительства Российской Федерации.

В п.3 ст.27 ЗК РФ указано, что содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным Кодексом, федеральными законами.

Согласно п.2 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом.

Положения Лесного кодекса Российской Федерации прямо не запрещают, а Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 №578, предусматривают возможность предоставления земельных участков, на которых расположены линии связи, иным лицам, не владельцам линий связи, но с учетом ограничений в использовании.

То есть, действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает оборотоспособность лесных участков путем предоставления их только владельцам линий связи.

Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции правомерно отклонёны как необоснованные и незаконные доводы министерства о том, что согласно п.2 ст.45, ст.9 ЛК РФ, на общество возложена обязанность получить в аренду участки лесного фонда в границах охранной зоны линии электропередачи.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для понуждения общества к заключению договора аренды лесных участков отсутствуют. (Определение Высшего Арбитражного суда от 05.07.2010 №ВАС-8514/10, Постановление Федерального арбитражного гуда Волго-Вятского округа от 20.05.2010 по делу №А29-8729/2009, Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2011 по делу №А55-19967/2010, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.06.2011 №ВАС-7339/11 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации»).

Производство по делу в части признания акта проверки от 18.04.2011 №04/В-02 незаконным подлежит прекращению, поскольку акт проверки не является ненормативно-правовым актом, влекущим определённые последствия, в связи с чем, в силу ч.1 ст.150 АПК РФ, указанное требование не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Таким образом, обжалуемое судебное Решение от 19.10.2011 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2011 по делу №А55-13122/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий *.*. Захарова

Судьи *.*. Драгоценнова

*.*. Семушкин