Арбитражная практика

Решение от 08 декабря 2011 года № А26-8804/2011. По делу А26-8804/2011. Республика Карелия.

Решение

г. Петрозаводск

Дело №

А26-8804/2011

08 декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2011 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Цыба *.*. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеенко *.*. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Северное“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Карелия о признании незаконными действий по выдаче справки от 18.10.2011 №10535, содержащей сведения о задолженности перед бюджетом

при участии представителей:

заявителя, общества с ограниченной ответственностью “Северное“, - Волосюк *.*. , директора,

ответчика, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Карелия, - не явился,



Установил:

общество с ограниченной ответственностью “Северное“ (далее – заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Карелия (далее – ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий по выдаче справки от 18.10.2011 №10535, содержащей сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой Инспекцией утрачена, и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности.

В предварительном судебном заседании представитель Общества поддержал заявленное требование. Не возражал против завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению спора по существу.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, уведомил суд о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленном в суд отзыве Инспекция заявленное требование не признала, указав, что статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации и утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 №100 «Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» предусматривают исчерпывающий перечень оснований для списания задолженности и такое основание, как истечение сроков на взыскание задолженности, не предусмотрено.

Предварительное судебное заседание проведено в отсутствие представителя Инспекции в порядке, установленном частью 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что от Инспекции не поступило возражений относительно завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела по существу, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.

В судебном заседании представитель Общества настаивал на удовлетворении заявленного требования.

Выслушав представителя заявителя и изучив представленные документы, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Северное» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021000860726.

В целях сбора пакета документов, необходимого для получения лицензии на право торговли алкогольной продукцией, Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам и сборам.



Инспекция 18.10.2011 выдала налогоплательщику справку №10535 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (л.д.9-11), согласно которой Общество с 2000 года имеет перед бюджетом неисполненную обязанность по налоговым санкциям в сумме 14 993,48 руб.

Указанная задолженность возникла в связи с принятием налоговым органом 28.09.2000 по итогам выездной налоговой проверки решения №1884 (л.д.12-14), которым Общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе на основании пункта 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за отсутствие первичных документов в виде штрафа в сумме 15000 руб. Указанная задолженность не была погашена Обществом в добровольном порядке. С заявлением о взыскании данной суммы в судебном порядке Инспекция не обращалась.

Полагая, что установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) срок для обращения налогового органа с заявлением о взыскании в суд истек и налоговый орган утратил возможность взыскания штрафной санкции как во внесудебном, так и в судебном порядке, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции по выдаче справки от 18.10.2011 №10535, содержащей сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой Инспекцией утрачена, и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности.

Суд считает, что заявленное требование является необоснованным исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Приказом Федеральной налоговой службы России от 19.08.2010 №ЯК-7-8/393@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее – Порядок) и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее – Перечень).

В соответствии с пунктом 2 Порядка он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае:

ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ - в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам;

наличия сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Согласно пункту 4 Перечня при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка, документами, подтверждающими обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, являются:

копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда;

справка налогового органа по месту учета организации (месту жительства физического лица) о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Таким образом, нормативная база по вопросу о применении статьи 59 НК РФ в данном случае определена Порядком списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию и Перечнем документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Как следует из материалов дела, Инспекция не обращалась в суд с заявлением о взыскании указанной задолженности. Таким образом, отсутствует судебный акт, содержащий указание на утрату налоговым органом возможности взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания.

Судом также учтено следующее.

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 НК РФ).

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

В справке от 18.10.2011 №10535, выданной Обществу, содержатся сведения о задолженности по налоговым санкциям без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

Между тем, Обществом заявлено требование о признании незаконными действий по выдаче справки от 18.10.2011 №10535, содержащей сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой Инспекцией утрачена, и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности.

Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. В качестве устранения допущенного нарушения Общество просит обязать Инспекцию выдать справку, не содержащую сведения о наличии задолженности, возможность взыскания которой утрачена. Исключение спорной задолженности из лицевого счета налогоплательщика и выдача такой справки означала бы фактическое списание налоговым органом по своей инициативе данной задолженности. Учитывая изложенное, у Инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, отсутствуют основания для списания задолженности по штрафам и выдаче справки, не содержащей сведения об указанной задолженности, а у суда отсутствуют основания понуждать налоговый орган совершить такие действия.

Поскольку суд ограничен предметом заявленного требования и не может выйти за его пределы, в удовлетворении требования Общества о признании незаконными действий по выдаче справки от 18.10.2011 №10535, содержащей сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой Инспекцией утрачена, и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности, следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

Решил:

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший Решение.

Судья

Цыба *.*.