Арбитражная практика

Решение от 02 декабря 2011 года № А55-14835/2011. По делу А55-14835/2011. Самарская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации Решение

г. Самара

02 декабря 2011 года

Дело №

А55-14835/2011

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 02 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ягудиным У.А.,

рассмотрев в судебном заседании 22-29 ноября 2011 года (в соответствии во ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв) дело по заявлению



Открытого акционерного общества «САМКОН», г. Самара

От 02 августа 2011 года №

к Департаменту охоты и рыболовства Самарской области, г. Самара

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя:

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области,

ЗАО «Самкон» в лице конкурсного управляющего Нужных Т.А.

о признании незаконным отказа, выраженного в письме № ДОР-04-04/1387 от 19.07.2011

при участии в заседании

от заявителя – Бубнов Р.Г. по доверенности от 04.10.2011, после перерыва – Сычев М.В. по доверенности от 24.08.2011,



от заинтересованного лица – Коробова Г.И. по доверенности от 18.01.2011,

от иных лиц – не явились, извещены

Установил:

Открытое акционерное общество «САМКОН» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Департаменту охоты и рыболовства Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным отказа, содержащегося в письме исх. №ДОР-04-04/1387 от 19.07.2011 в переоформлении долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира серии XX №2636 от 22.04.2004 и серии XX №6712 от 24.03.2005 с ЗАО «САМКОН» на ОАО «САМКОН» и заключении с ОАО «САМКОН» охотохозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, в рамках указанных в долгосрочных лицензиях границ, без проведения аукциона, обязании Департамента охоты и рыболовства Самарской области по вступлении в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения с ОАО «САМКОН» охотохозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, в рамках указанных в долгосрочных лицензиях границ, без проведения аукциона в порядке, предусмотренном ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, дополнительных пояснениях.

Заинтересованное лицо в отзыве (л.д.115-120), пояснениях, данных в судебных заседаниях, просит отказать в удовлетворении требований.

Определением суда от 01.09.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, которые позицию изложили в отзывах (л.д.124-125, 126-128).

Определением суда от 11.10.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя привлечено ЗАО «САМКОН» в лице конкурсного управляющего Нужных Т.А., которое в отзыве считает требования заявителя обоснованными.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ с 22 ноября 2011 года объявлялся перерыв до 29 ноября года до 11 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: http://www.samara.arbitr.ru.

В соответствии со ст. ст. 156, 163 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, оценив их доводы, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «САМКОН» (прежнее наименование ОАО «Паллада») учреждено по решению собрания кредиторов должника ЗАО «САМКОН» от 27.07.2010 и Решением единственного учредителя от 12.01.2011 о создании Общества путем замещения активов должника ЗАО «САМКОН» (л.д. 10-12, 13).

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 21.01.2011 Инспекцией ФНС по Октябрьскому району г. Пензы за основным государственным регистрационным номером 1115835000368 (л.д. 51-53).

Решение о создании Общества путем замещения активов должника - ЗАО «САМКОН» принято кредиторами последнего в порядке ст.ст. 115, 141 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» в рамках процедуры конкурсного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ЗАО «САМКОН» № А55-8649/2009, которое находится в производстве Арбитражного суда Самарской области.

Указанным Решением собрания кредиторов от 27.07.2010 утвержден план замещения активов должника - ЗАО «САМКОН», согласно которому определен порядок создания акционерного общества на базе имущества должника, которое подлежит передаче вновь созданному юридическому лицу в оплату уставного капитала.

Впоследствии предусмотрено замещение имущества должника на акции вновь созданного акционерного общества, которые были реализованы путем проведения аукциона в целях получения денежных средств, направляемых в погашение требований кредиторов в рамках процедуры банкротства.

В качестве вклада в уставной капитал Общества было внесено право аренды участка лесного фонда пл. 4746 га, местоположение: Самарская область, Клявлинское лесничество, Бор-Игарское участковое лесничество квартала № 1-44, 45, 46, 85-88, которое принадлежало должнику на основании договора аренды лесного участка № 1/06 от 22.12.2008, заключенного с Департаментом лесного хозяйства Самарской области на срок до 10.01.2030 для ведения охотничьего хозяйства (л.д. 14-17).

Передача прав аренды лесного участка в уставной капитал Общества была согласована Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, что подтверждается Решением № 55 от 17.05.2011 и приказом № 174 от 02.06.2011 (л.д. 18, 19).

Из материалов дела следует, что ранее пользование территорий лесного участка осуществлялось ЗАО «САМКОН» на основании договоров о предоставлении в пользование территории, акватории, необходимой для осуществления пользованием объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, не находящимися в федеральной собственности от 17.05.2004 и от 24.03.2005 (л.д.20-25, 26-32, 33-35).

На основании указанных договоров, а также согласно Распоряжению Правительства Самарской области № 45-р от 22.04.2004 и Приказа Минсельхозпрода Самарской области № 49 от 24.03.2005 должнику ЗАО «САМКОН» в целях реализации указанных прав, Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Самарской области были предоставлены долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира серии XX № 2636 от 22.04.2004 на срок до 22.04.2029 (л.д. 41-44), серии XX № 6712 от 24.03.2005 на срок до 24.03.2030 (л.д.45-48).

Согласно части 4 статьи 115 и части 3 статьи 141 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» при замещении активов документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подлежит переоформлению на документ, подтверждающий наличие соответствующей лицензии у открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ, в порядке, установленном федеральным законом.

Судом установлено, что общество обратилось в Департамент охоты и рыболовства Самарской области с заявлением о переоформлении долгосрочных лицензий на пользование животным миром с ЗАО «САМКОН» на ОАО «САМКОН» и заключении охотхозяйственного соглашения, предусмотренного действующим ФЗ РФ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ «Об охоте...») (л.д.54-55).

Письмом исх. № ДОР-04-04/1387 от 19.07.2011 заинтересованное лицо отказало в удовлетворении указанного заявления общества (л.д. 56-57). По мнению Департамента, замещение активов не порождает у заявителя права на пользование животным миром (права по долгосрочным лицензиям не переходят к вновь созданному ОАО), а также на то, что выдача долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, ранее предусмотренных частью 5 статьи 35 ФЗ «О животном мире» отменена. Указанные правила, как и иные связанные с ними нормативные акты Минсельхоза РФ, предусматривающие порядок выдачи и переоформления долгосрочных лицензий, в настоящее время утратили свою силу с принятием ФЗ РФ «Об охоте...» (пп.«г», п. 10 ст. 60 данного закона). Вместо выдачи лицензии, новым ФЗ РФ «Об охоте...» предусмотрено заключение охотхозяйственных соглашений посредством проведения аукциона. Таким образом, переоформление долгосрочной лицензии с ЗАО «САМКОН» на общество не возможно, а заключение охотхозяйственного соглашения с обществом возможно только посредством аукциона.

Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Согласно положениям статей 115, 141 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» замещение активов должника проводится на основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ.

При этом при замещении активов должника должник является единственным учредителем открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ.

Акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и подлежат продаже на открытых торгах в порядке, установленном ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

Продажа акций созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ должна обеспечить накопление денежных средств для восстановления платежеспособности должника.

При этом, при замещении активов должника все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, а права и обязанности работодателя переходят к созданным открытому акционерному обществу или открытым акционерным обществам.

Вместе с тем документы, подтверждающие наличие лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, подлежат переоформлению на документы, подтверждающие наличие соответствующих лицензий у созданных открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ» в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, законодательством о банкротстве предусмотрен особый порядок создания юридического лица - открытого акционерного общества в результате замещения активов должника. Вместе с тем, для этой процедуры, законодателем предусмотрен частный случай обязательного переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии для осуществления определенного вида деятельности. При этом данные положения согласуются с нормой статьи 11 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», которая имеет отсылочный характер и предусматривает общие правила переоформления лицензий.

Указанный вывод нашел подтверждение в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.08.2006 по делу № А19-9551/06-35-Ф02-3894/06-С1.

При таких обстоятельствах, суд считает, что имущественные права должника ЗАО «САМКОН», основанные на долгосрочных лицензиях, перешли к заявителю в порядке статьи 141 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» посредством замещения активов вместе с иными правами и имуществом, в том числе и правом аренды лесного участка, составившими уставной капитал вновь образованного общества, акции которого были реализованы с торгов в целях погашения требований кредиторов ЗАО «САМКОН».

Утверждение заинтересованного лица о том, что поскольку с принятием Федерального закона «Об охоте...», которым отменены или изменены соответствующие положения статей 33, 35, 36 и 37 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», предусматривающие выдачу долгосрочных лицензий на право пользования животным миром, утратил силу и Приказ Минсельхоза РФ от 26.06.2000 № 569 «Об утверждении Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий», предусматривающий порядок переоформления долгосрочных лицензий, в связи с чем у заявителя не возникло права пользования объектами животного мира в порядке замещения активов должника ЗАО «САМКОН», обладавшего такими правами по долгосрочной лицензии, является необоснованным.

Положениями главы 4 ФЗ РФ «Об охоте...» вместо выдачи долгосрочных лицензий предусмотрено заключение охотхозяйственных соглашений только посредством проведения аукциона.

Согласно положениям части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте...» юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу ФЗ РФ «Об oxoтe», вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

В связи с тем, что общество не располагает долгосрочной лицензией, заинтересованное лицо отказало в заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона.

Между тем согласно заключительным положениям, приведенным в части 1 статьи 71 Федерального закона «Об охоте...» право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте...», сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Федерального закона «Об охоте…» долгосрочные лицензии не подлежат продлению, но органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, обладающими долгосрочными лицензиями, в течение трех месяцев с даты обращения данньх лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте охоты и рыболовства Самарской области, утвержденного Правительством Самарской области от 13 февраля 2008 № 26 (в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 11.06.2008 № 213, от 18.02.2009 № 40, от 06.08.2009 № 383, от 16.12.2009 № 645, от 03.03.2010 № 84, от 09.06.2010 № 224 (ред. 23.06.2010) (далее - Положение) Департамент охоты и рыболовства Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим государственную политику и государственное управление в области охоты, рыболовства, сохранения и использования охотничьих и водных биологических ресурсов, а также среды их обитания.

Согласно п. 2.2 Положения Департамент в рамках установленных предметов ведения осуществляет полномочия, в том числе по заключению охотохозяйственных соглашений.

С учетом указанных положений закона о сохранении действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром, выданных пользователям до дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте...», при отсутствии иных запретов, в силу положений статей 115 и 141 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» о замещении активов от ЗАО «САМКОН» к заявителю перешли все права по долгосрочным лицензиям, поэтому общество вправе, а заинтересованное лицо обязано заключить с заявителем охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона, так как отсутствует процедура переоформления лицензии.

Ссылка заинтересованного лица на отсутствие договора о предоставлении территории или акватории, является несостоятельной, так как право на долгосрочное пользование животным миром возникает на основании долгосрочной лицензии в отношении охотничьих ресурсов, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа от 19.07.2011 по делу №А57-9320/2010.

При таких обстоятельствах, отказ заинтересованного лица в данном случае является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, которое приобретая активы должника ЗАО «САМКОН» в виде имущественных прав аренды и прав пользования животным миром, подтвержденных имеющимися у должника долгосрочными лицензиями, которые не прекратили свое действие в связи с принятием Федерального закона «Об охоте...» в силу его прямого указания, не имеет возможности реализовать свои права.

Установленные судом по рассматриваемому делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что отказ заинтересованного лица в переоформлении долгосрочных лицензий и в заключении охотхозяйственных соглашений в порядке части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте...», противоречит положениям части 4 статьи 115 и части 3 статьи 141 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» и фактически делает невозможным завершение процедуры замещения активов и причиняет вред правам общества, его акционерам, а также кредиторам ЗАО «САМКОН», поэтому является незаконным.

Согласно положениям частей 2, 5 и 6 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При этом, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности заинтересованным лицом принятия оспариваемого отказа, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из того, что заявитель вправе по своему усмотрению формулировать заявленные требования.

В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просит обязать Департамент заключить с ОАО «САМКОН» охотохозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, в рамках указанных в долгосрочных лицензиях границ, без проведения аукциона в порядке, предусмотренном ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Суд считает, что заявленный обществом способ защиты в рамках рассмотрения его заявления соответствует целям восстановления нарушенных прав общества.

Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ. Как указано в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 117 от 13.03.2007 (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ № 139 от 11.05.2010), в случае, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, то расходы заявителя подлежат возмещению этим органом. Государственная пошлина, оплаченная заявителем в сумме 2000 рублей, должна быть компенсирована ему заинтересованным лицом.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента охоты и рыболовства Самарской области, содержащийся в письме исх. №ДОР-04-04/1387 от 19.07.2011 в переоформлении долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира серии XX №2636 от 22.04.2004 и серии XX №6712 от 24.03.2005 с ЗАО «САМКОН» на ОАО «САМКОН» и заключении с ОАО «САМКОН» охотохозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, в рамках указанных в долгосрочных лицензиях границ, без проведения аукциона.

Обязать Департамент охоты и рыболовства Самарской области по вступлении в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения с ОАО «САМКОН» охотохозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, в рамках указанных в долгосрочных лицензиях границ, без проведения аукциона в порядке, предусмотренном ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Взыскать с Департамента охоты и рыболовства Самарской области в пользу Открытого акционерного общества «САМКОН», г. Самара расходы по уплате государственной пошлине в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Е.В. Черномырдина