Арбитражная практика

Решение от 08 декабря 2011 года . Решение от 08 декабря 2011 года № . Краснодарский край.

Мостовской районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего судьи Сыроватской *.*. ,

при секретаре Черной *.*. ,

с участием помощника прокурора Мостовского район Кижаткина *.*. ,

представителя Администрации МО Мостовский район Лыхиной *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Мостовского района в интересах Гринькиной *.*. «...» к администрации муниципального образования Мостовский район, администрации Краснодарского края и департаменту семейной политики администрации Краснодарского края об обязанности предоставления жилья в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Установил:

Прокурор Мостовского района, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением в интересах Гринькиной *.*. к администрации муниципального образования Мостовский район, администрации Краснодарского края и департаменту семейной политики администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения Гринькиной *.*. в соответствии со списком очередности по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Мостовском районе, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», Закона Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании.

В судебном заседании помощник прокурора Мостовского района Кижаткин *.*. поддержал исковые требования и просил обязать администрацию МО Мостовский район и департамент семейной политики администрации Краснодарского края предоставить Гринькиной *.*. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель ответчика – администрация МО Мостовский район по доверенности Лыхина *.*. не возражала против удовлетворения требований прокурора в предоставлении Гринькиной *.*. жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Также, Лыхина *.*. суду пояснила, что Гринькина *.*. будет обеспечена жильем в порядке очередности по мере ее продвижения.



Представитель ответчиков администрации Краснодарского края и департамента семейной политики администрации Краснодарского края по доверенности Цыганкова *.*. просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В суд направила возражение относительно иска прокурора Мостовского района, в котором указывает, что с исковыми требованиями прокурора Мостовского района не согласна, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 №122 – ФЗ с 01.01.2005 полномочия в части обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. Для сокращения очередности губернатором Краснодарского края принято Решение обеспечивать жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа не только путем приобретения, но и строительства жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма.

В целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и для установления новых форм и порядка предоставления, указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 26 мая 2009 года прият Законодательным Собранием Краснодарского края новый Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней постановкой на учет. Жилое помещения предоставляется гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный

учет.

Гринькина *.*. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении в отдельный список с датой учета 30 апреля 2008 года. Учитывая, что данный учет категории граждан в муниципальном образовании Мостовского района ведется, начиная с 2004 года, Гринькина *.*. была поставлена на льготный учет в 2007 году, то предоставить ей жилое помещение вне очереди не предоставляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем тогда еще впереди стоящих очередников. Реализация прав Гринькиной *.*. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Так как, краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Гринькина *.*. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Мостовский район. Не возражает против признания права Гринькиной *.*. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилищном помещении. На 01 ноября 2011 года Гринькина *.*. состоит под №23 на льготном учете граждан.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Гринькина *.*. , в интересах которой прокурор Мостовского района подал настоящий иск, в соответствии с требованиями Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» бесспорно, относится к категории граждан «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением главы муниципального образования Мостовский район Краснодарского края №«...» от 14.05.2008 Гринькина *.*. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготному списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем очередь данной категории граждан в муниципальном образовании Мостовский район ведется с 2006 года, а Гринькина *.*. была поставлена на льготный учет в 2008 году. На 01 ноября 2011 года Гринькина *.*. состоит под №«...» на льготном учете граждан.

Суд, согласен с позицией прокурора, представителей ответчиков администрации Краснодарского края и департамента семейной политики администрации Краснодарского края, об обязанности предоставления Гринькиной *.*. жилья в соответствии со списком детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как внеочередным предоставлением жилого помещения Гринькиной *.*. будут нарушены права по обеспечению жильем впереди стоящих очередников по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекающие из принципа равенства, гражданам гарантирует защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод в соответствии со ст. 19 Конституции РФ.



Согласно п.п.2,3 ст. 8 Федерального закона РФ № 159 ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 1 закона Краснодарского края № 805-КЗ от 15 декабря 2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Согласно Закону Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.07.2009 №653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

В соответствии с п. 1.3 указанного постановления функции связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют перечисление субвенций бюджетом муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.

Согласно ч.5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ в Краснодарском крае», приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 ст. 5 указанного закона, осуществляется за счет средств краевого бюджета, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Как установлено в судебном заседании в Краснодарском крае действует краевая целевая программа «Дети Кубани», на реализацию этой программы в 2009 году выделено 339,2 миллиона рублей, на реализацию подпрограммы «Дети – сироты» в 2010 году выделено из краевого бюджета 275 932,0 тысяч рублей, из них

11 290,4 тыс. рублей из федерального бюджета.

В 2011 году в рамках вышеуказанной программы на обеспечение жильем выделено 484 600 тыс. рублей, за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек.

В 2011 году в Мостовском районе в рамках реализации краевой программы планируется приобретение (строительство) жилых помещений.

Гринькина *.*. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, и администрация Мостовского района, обосновано указанная прокурором ответчиком по делу, обязана предоставить ей жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Мостовский район, за счет средств бюджета Краснодарского края, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование муниципального образования Мостовский район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Гринькиной *.*. в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и с учетом прав других граждан данной категории, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании изложенного и руководствуюсь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление прокурора Мостовского района в интересах Гринькина *.*. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Мостовский район и департамент семейной политики администрации Краснодарского края предоставить Гринькиной *.*. «...» жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий