Арбитражная практика

Решение от 13 января 2012 года № А55-20501/2011. По делу А55-20501/2011. Самарская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации Решение

13 января 2012 года

Дело №

А55-20501/2011

Резолютивная часть объявлена 11 января 2012 года

Полный текст решения изготовлен 13 января 2012 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Гордеевой С.Д.



при ведении протокола заседания помощником судьи Рябовой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании 13 января 2012 года дело по заявлению

Государственного Учреждения-Управление Пенсионного Фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти

От 14 октября 2011 года

к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Тольятти

о взыскании 119 512,80 руб.

при участии в заседании

от заявителя – Энгель А.А, доверенность от 20.05.2011

от заинтересованного лица- Бурцев С.В., доверенность от 10.01.2012

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Тольятти штрафа в сумме 119512,80 руб.



Учреждение 11.01.2012 г. в заседании сообщил суду об изменении своего наименования на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Тольятти.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Учреждение зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного Фонда РФ.

В соответствии со ст. 5, 28 Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212 – ФЗ учреждение является страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию и обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212 – ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователем отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен статьей 57 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а порядок и сроки уплаты страховых взносов предусмотрены статьей 15.

Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Пунктом 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течении более 180 календарных дней по истечении установленного Федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.

02.11.2010 года Страхователем по электронным каналам связи представлен расчетет по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее РСВ-1) за период полугодие 2010 года.

Срок представления РСВ за период полугодие 2010 года до 01.08.2010 года.

11.01.2011 года проведена камеральная проверка. В ходе камеральной проверки выявлено, что страхователем представлен РСВ-1 с нарушением установленного Законом срока на 3 полных и 1 неполный месяц.

После завершения камеральной проверки составлен АКТ камеральной проверки от 11.01.2011 года №07701130000009.

Акт камеральной проверки и уведомление о рассмотрении акта камеральной проверки вручены главному бухгалтеру страхователя лично, о чем имеется отметка в Акте.

09.02.2011 года Заместитель Начальника Управления ПФР в Автозаводском районе г. Тольятти рассмотрел Акт и вынес по нему Решение от 09.02.2011 года 07701100РК0000790 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности предусмотренной п.2 ст. 46 Федерального Закона №212-ФЗ за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и Решил привлечь к ответственности в виде штрафа в размере 20% начисленных страховых взносов в сумме 119512,80 руб.

Рассмотрение акта производилось в присутствии представителя страхователя.

Решение вручено главному бухгалтеру страхователя лично, о чем имеется отметка в решении.

Ответчику по почте направлено требование от 14.03.2011 года № 0770114002371 в котором предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций в срок до 02.04.2011 года.

Учреждение в своем отзыве просит уменьшить размер штрафа, ссылаясь на совершение правонарушения впервые, бюджетное финансирование учреждения, отсутствие ущерба, причиненного интересам государства, несвоевременным представлением расчета по страховым взносам реального ущерба Пенсионному Фонду Российской Федерации причинено не было, персонифицированные данные по каждому работнику были представлены, социальную значимость деятельности ответчика, отсутствие задолженности по страховым взносам и уменьшить размер штрафа.

Суд исходит из доказанности факта вменяемого Учреждению правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за полугодие 2010 года.

Исследовав и оценив конкретные обстоятельства данного дела в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, которые позволяют уменьшить сумму взыскиваемого штрафа.

В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Поэтому нормативно-правовые положения, изложенные в Законе N 27-ФЗ, не могут применяться без учета правового регулирования, содержащегося в Законе N 167-ФЗ.

Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ (далее - Закон N 212-ФЗ), поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная названным законом.

Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.12.2010 по делу N А65-16221/2010.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.06.2011 N Ф03-2879/2011 по делу N А73-11859/2010.

Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Исходя из пункта 1 статьи 44 названного Закона, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Суд, исследовав и оценив характер правонарушения, обстоятельства его совершения, признаёт в качестве смягчающих ответственность несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения, отсутствие негативных последствий как таковых, осуществление Учреждением социально значимой деятельности, поскольку Учреждение является государственным учреждением, его имущественное положение не позволяет уплатить столь значительный штраф в размере 119512,80 Ф.И.О. деятельности.

Законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании не предусмотрено ограничение права суда на уменьшение размера штрафа каким-либо пределом.

Суд принимает во внимание также то, что совершенное им правонарушение не повлекло каких-либо неблагоприятных последствий в регулируемой сфере правоотношений для Управления и застрахованных лиц поскольку Учреждением 02.11.2011 года были представлены необходимые сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.

Исходя из общих принципов права, установление конкретной санкции должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом изложенного суд полагает, что признание вышеуказанных обстоятельств смягчающими и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа до 1000 рублей является правом суда, не противоречит нормам указанного законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, способствует выполнению превентивной функции, является достаточной мерой для профилактики аналогичных нарушений со стороны Учреждения в будущем.

Таким образом, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в части взыскания с заинтересованного лица штрафной санкции в сумме 1000 руб.

В остальной части заявленных требований следует отказать в связи с уменьшением судом размера штрафа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.

Учитывая, что Учреждение является государственным учреждением, в смету его расходов не заложены средства на уплату пошлины, суд снижает размер подлежащей уплате по делу пошлины до 100 руб.

Руководствуясь ст. ст. 110,167-170,176, 180-181, 212-216

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Решил:

Заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Тольятти (ОГРН 1036301005795, 445028, Самарская область, г.Тольятти, пр-кт Московский, 37) штраф за непредставление в установленные сроки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в сумме 1000 руб. 00 коп.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Тольятти (ОГРН 1036301005795, 445028, Самарская область, г.Тольятти, пр-кт Московский, 37) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Гордеева