Арбитражная практика

Решение от 15 декабря 2011 года № 2-1833(1)/2011. Решение от 15 декабря 2011 года № 2-1833(1)/2011. Ростовская область.

Вольский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Лёвкин *.*. ,

при секретаре Николаеве *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

Установил:

Администрация муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на сооружение - Литер I наземный газопровод низкого давления от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> по 2-му Рабочему переулку до кранов у жилых домов № по 2-му Рабочему переулку, № по 1-му Рабочему переулку протяжённостью 54 метра.

В обоснование своих требований заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации Вольского муниципального района управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> был поставлен на учёт бесхозяйный объект недвижимости, имеющий наименование: сооружение - Литер I наземный газопровод низкого давления от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> по 2-му Рабочему переулку до кранов у жилых домов № по 2-му Рабочему переулку, № по 1-му Рабочему переулку протяжённостью 54 метра.

В настоящее время установленный законодательством годичный срок нахождения на учёте бесхозяйной вещи истек. Заявитель, выступая в защиту общественных интересов, желает признать за муниципалитетом право собственности на данный бесхозяйный объект как на объект инженерно-социальной инфраструктуры, обеспечивающий граждан природным газом. Признание права собственности на газопровод позволит органам местного самоуправления выделять средства на обслуживание и ремонт газопровода как на объект муниципальной собственности.

Заявитель также указал, что администрация муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> была создана на основании решения Совета муниципального образования <адрес> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация администрации как юридического лица имела место ДД.ММ.ГГГГ. До 2009 года бюджет муниципального образования <адрес> не формировался, финансирование органов местного самоуправления поселения осуществлялось по утверждённым сметным назначениям консолидированного бюджета Вольского муниципального района. Первый бюджет поселения был утвержден на 2009 год на основании решения Совета муниципального образования <адрес> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. В 2010 году после внесения изменений в <адрес> №-ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении муниципального имущества между Вольским муниципальным районом <адрес> и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» было осуществлено разграничение прав собственности на имущество и передача части имущества администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>. Для осуществления полномочий по содержанию, учету имущества в администрации поселения создано Управление муниципальным имуществом и природными ресурсами и заложены финансовые средства в бюджет, которое начало осуществление своих полномочий только с ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи (при отсутствии у поселения уполномоченного на распоряжение муниципальным имуществом органа и при отсутствии финансирования) выявление бесхозяйных объектов и постановка их на учёт в 2009 году осуществлялась администрацией Вольского муниципального района.

С 2010 года полномочия по организации в границах <адрес> газоснабжения населения исполняются муниципальным образованием <адрес> муниципального района <адрес>. Поселение, будучи вновь образованным муниципальным образованием, в силу Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является правопреемником Вольского муниципального района в части реализации полномочий по решению вопросов местного значения.



В судебное заседание представитель заявителя, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, от главы администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Саратовоблгаз», надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, подав заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и указав, что ОАО «Саратовоблгаз» каких-либо притязаний на указанный газопровод не имеет.

Привлечённые в качестве заинтересованных лиц Вайгель *.*. , Ярулина *.*. и Ярулин *.*. не возражали против удовлетворения заявления.

Привлечённые в качестве заинтересованных лиц Мельникова *.*. , Ярулина *.*. , Наумов *.*. , Малюгина, Фокин, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, каких-либо возражений по заявленным требованиям в суд не направили.

Суд, принимая во внимание позицию лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Статья 218 ГК РФ предусматривает возможность приобретения права собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался.

В соответствии со ст.225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:



выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Как видно из представленных документов, сооружение - Литер I наземный газопровод низкого давления от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> по 2-му Рабочему переулку до кранов у жилых домов № по 2-му Рабочему переулку, № по 1-му Рабочему переулку протяжённостью 54 метра, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как бесхозяйный объект недвижимого имущества за номером 64-64-29/027/2009-080. Объект поставлен на учёт ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Вольским отделом управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>).

Согласно выписке из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Вольским филиалом ГУП «Саратовской областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», сооружение - Литер I наземный газопровод низкого давления от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> по 2-му Рабочему переулку до кранов у жилых домов № по 2-му Рабочему переулку, № по 1-му Рабочему переулку протяжённостью 54 метра, зарегистрирован в реестре за номером 63:413:003:000037970. Инвентаризационная стоимость объекта с учётом износа составляет 8061 рубль. В разделе о принадлежности объекта в графе «субъект права» сведения отсутствуют.

В соответствии с исполнительно-технической документацией, представленной ОАО «Саратовоблгаз», заказчиком прокладки газопровода выступали граждане Фокин и Малюгина, проживавшие по адресам: Фокин - <адрес>, 1-й <адрес>, Малюгина - <адрес>, 2-й <адрес>. Привлечённые в качестве заинтересованных лиц собственники указанных домовладений Яруллина *.*. , Ярулина *.*. не заявили о своих правопритязаниях на объект недвижимого имущества.

В силу п.10 ст.85 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий.

Указанный закон (ст. 83) устанавливал переходный период, в течение которого законом субъекта Российской Федерации должен был определяться порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. Законами субъектов Российской Федерации могло быть предусмотрено Решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.

Положение об администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>, утвержденное Решением Совета муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает, что администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, одной из функций которого является управление муниципальной собственностью, осуществление прав собственника имущества Вольского муниципального образования. В пунктах 3.2 и 3.3 Положения указано, что в переходный период порядок и сроки реализации полномочий администрации <адрес> определяются в соответствии с законодательством <адрес>.

Таким образом, после создания муниципального образования <адрес> в январе 2006 года законом был предусмотрен переходный период, когда отдельные полномочия по решению вопросов местного значения (из-за отсутствия у вновь образованного муниципального образования самостоятельного бюджета) могли осуществляться органами Вольского муниципального района. В частности, администрацией Вольского муниципального района выявлялись и инвентаризировались бесхозяйные объекты, расположенные на территории <адрес>.

В настоящее время (после окончания переходного периода) администрация муниципального образования <адрес> вправе самостоятельно осуществлять полномочия по управлению муниципальным имуществом в интересах муниципального образования <адрес>, в том числе и полномочия, связанные с приобретением права собственности на бесхозяйные недвижимые объекты. При этом действия по инвентаризации и учёту бесхозяйных объектов, совёршенные администрацией Вольского муниципального района в переходный период, являются обязательными для администрации муниципального образования <адрес> в силу правопреемства.

Исследованные доказательства позволяет суду сделать вывод о том, что заявителем были соблюдены все требования закона, установленные для признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в рамках особого производства: сооружение проинвентаризировано, поставлено на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества Вольским отделом управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, с момента постановки бесхозяйной вещи на учёт прошло более одного года, за истекший период времени кто-либо о правах на данных объект недвижимости не заявил.

Учитывая изложенное, сооружение-газопровод низкого давления относится к числу бесхозяйных вещей, собственник которой неизвестен, в связи с чем требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 293 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать за муниципальным образованием <адрес> муниципального района <адрес> право муниципальной собственности на сооружение - Литер I наземный газопровод низкого давления от места врезки в существующий газопровод у жилого <адрес> по 2-му Рабочему переулку до кранов у жилых домов № по 2-му Рабочему переулку, № по 1-му Рабочему переулку протяжённостью 54 метра, и зарегистрированный в Едином государственном реестре объектов капитального строительства под инвентарным номером 63:413:003:000037970.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда в течение десяти дней через Вольский районный суд.

Судья *.*. Лёвкин