Арбитражная практика

Решение от 17 января 2012 года № А54-4968/2011. По делу А54-4968/2011. Рязанская область.

Решение

г. Рязань Дело №А54-4968/2011

17 января 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 января 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 17 января 2012 года.

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Дучевой *.*. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области (г. Рязань) к Государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования Рязанский аграрный техникум (Рязанская область, Рязанский район, п. Варские)

о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов в сумме 8663268 руб. 86 коп.

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Богомолова *.*. , специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность от 10.01.2012 г., личность представителя установлена на основании предъявленного паспорта.

от ответчика - Муравьев *.*. , представитель по доверенности от 28.11.2011 г., личность представителя установлена на основании предъявленного паспорта.



Установил:

в Арбитражный суд Рязанской области обратилась Межрайонная ИФНС России № 6 по Рязанской области с заявлением о взыскании с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Рязанский аграрный техникум задолженности в общей сумме 9042644 руб. 01 коп.

В последующем заявитель уменьшил заявленное требование, в связи с чем, просил арбитражный суд взыскать с ответчика задолженность в общей сумме 8663268 руб. 86 коп.

Данное уменьшение заявленного требования принято арбитражным судом к рассмотрению по существу.

Кроме того, Межрайонная ИФНС России № 6 по Рязанской области ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока для взыскания указанной задолженности.

Указанное ходатайство арбитражным судом рассмотрено при принятии настоящего судебного акта по делу и в его удовлетворении отказано, по основаниям, изложенным в мотивировочной части решения.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование с учетом уменьшения его размера поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании требование заявителя отклонил.

Из материалов настоящего дела следует, что по данным Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области за Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования Рязанский аграрный техникум числится задолженность в общей сумме 8663268 руб. 86 коп., в том числе:

По налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет на 01.01.2005 г. - 762 руб. 89 коп.;



По налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет на 01.01.2005 г. - 1719 руб. 52 коп. пени;

По налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет на 01.01.2005 г. - 200 руб. 09 коп. штраф;

По налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ на 01.01.2005 г.- 1583 руб. 11 коп. налог;

По налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ на 01.01.2005 г. - 3142 руб.79 коп. пени;

По налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ на 01.01.2005 г. - 345.91 руб. штраф;

По налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке на 01.01.2005 г.- 40312 руб.;

По налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке на 01.01.2005 г. - 158488 руб.12 коп. пени;

По налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке на 01.01.2005 г. - 8062 руб. 40 коп. штраф;

По налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на 01.01.2005 г.-1237349 руб. 88 коп. налог;

По налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на 01.01.2005 г.-1711824 руб. 70 коп. пени;

По налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на 01.01.2005 г.- 45546 руб. штраф;

По налогу на имущество организаций, не входящему в Единую систему газоснабжения с 31.12.2005 г. по 01.01.2009 - 13057210 руб. пени;

По транспортному налогу с организаций на 01.01.2005 г. - 8673 руб. налог;

По транспортному налогу с организаций на 01.01.2005 г. - 2258 руб. 83 коп. пени;

Транспортный налог с организаций на 01.01.2005 г. - 1215 руб. штраф;

По земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной пп.1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса с 01.01.2008 г. по 01.09.2008 г.- 2625 руб. 49 коп. пени;

По водному налогу на 01.01.2005 г. - 34560 руб. налог;

По водному налогу на 01.01.2005 г.-55117 руб. 66 коп. пени;

По водному налогу на 01.01.2005 г. - 351 руб. штраф;

По платежам за добычу подземных вод на 01.01.2005 г. - 36740 руб. 78 коп. налог;

По платежам за добычу подземных вод на 01.01.2005 г. - 60358 руб. 73 коп. пени;

По платежам за добычу подземных вод на 01.01.2005 г. - 122 руб. 75коп. штраф;

По отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые федеральный бюджет на 01.01.2005 г. - 14153 руб. 67 коп. налог;

По отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые федеральный бюджет на 01.01.2005 г. - 55605 руб. 98 коп. пени;

По отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые бюджеты субъектов РФ на 01.01.2005 г. - 3302523 руб. налог;

По отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые бюджеты субъектов РФ на 01.01.2005 г. - 129746 руб. 98 коп. пени;

По лесным податям в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (обяз. до 2005 г.) на 01.01.2005 г. - 1114 руб. штраф;

По земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 г.) мобилизуемый на межселенных территориях на 01.01.2005 г. - 24525 руб. 23 коп. налог;

По земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 г.) мобилизуемый на межселенных территориях на 01.01.2005 г. - 55557 руб. 31 коп. пени;

По прочим налогам и сборам на 01.01.2005 г. - 5017 руб. 88 коп. налог;

По прочим налогам и сборам на 01.01.2005 г. - 33201 руб. 96 коп. пени;

По прочим налогам и сборам на 01.01.2005 г. - 2670 руб. 80 коп. штраф;

По сборам на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц на 01.01.2005 г. - 2687 руб. 29 коп. пени;

По сборам на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц на 01.01.2005 г. - 1324 руб. 80 коп. штраф;

По целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции на 01.01.2005 г. - 473232 руб. пени;

По целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции на 01.01.2005 г. - 47 руб. штраф;

По прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях муниципальных районов на 01.01.2005 г. - 83 руб. 02 коп. налог;

По прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях муниципальных районов на 01.01.2005 г. - 357 руб. 91 коп. пени;

По прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях муниципальных районов на 01.01.2005 г. - 50 руб. штраф;

По пени и штрафам по взносам в Пенсионный фонд на 2002 г. - 390160 руб. налог;

По пени и штрафам по взносам в Пенсионный фонд на 2002 г. - 2405811 руб. 31 коп. пени;

По пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд на 2002 г. - 52 руб. штраф;

По пеням и штрафам по взносам в Фонд социального страхования РФ на 2002 г. - 79987.00 руб. налог;

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ на 2002 г. - 94629.78 руб. пени;

По пеням и штрафам по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на 2002 г. - 1614 руб. налог;

По пеням и штрафам по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на 2002 г. - 37959 руб. 62 коп. пени;

По пеням и штрафам по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на 2002 г. - 30325 руб. налог;

По пеням и штрафам по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на 2002 г. - 687592 руб. 09 коп. пени;

По пеням и штрафам по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ на 2002 г. - 38042 руб. налог;

По пеням и штрафам по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ на 2002 г. - 142722 руб. 19 коп. пени;

По единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет с 06.12.2007 г. по 08.06.2008 г. - 529140 руб. налог;

По единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет с 01.01.2005 г. по 01.01.2009 г.-259271 руб. 90 коп. пени;

По единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ с 01.01.2005 г. по 01.01.2007 г.- 9918 руб. 03 коп. пени;

По единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2005 г. по 01.01.2009 г.- 13010 руб. 65 коп. пени;

По единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования с 01.01.2005 г. по 01.01.2009 г. - 36199 руб. 16 коп. пени;

По денежным взысканиям (штрафам) за административные правонарушения в области налогов и сборов на 01.01.2005 г. - 1000 руб. штраф.

Вышеуказанная задолженность в сумме 8663268 руб. 86 коп. Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования Рязанский аграрный техникум до настоящего времени не уплачена.

В связи с чем, Межрайонная ИФНС России № 6 по Рязанской области обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с соответствующим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы сторон, Арбитражный суд Рязанской области считает, что в удовлетворении заявленного инспекцией требования следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Указанная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии с положениями статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

По данным заявителя за ответчиком числиться следующая задолженность: задолженность в общей сумме 8663268 руб. 86 коп., в том числе:

По налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет на 01.01.2005 г. - 762 руб. 89 коп.;

По налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет на 01.01.2005 г. - 1719 руб. 52 коп. пени;

По налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет на 01.01.2005 г. - 200 руб. 09 коп. штраф;

По налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ на 01.01.2005 г.- 1583 руб. 11 коп. налог;

По налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ на 01.01.2005 г. - 3142 руб.79 коп. пени;

По налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ на 01.01.2005 г. - 345.91 руб. штраф;

По налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке на 01.01.2005 г.- 40312 руб.;

По налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке на 01.01.2005 г. - 158488 руб.12 коп. пени;

По налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке на 01.01.2005 г. - 8062 руб. 40 коп. штраф;

По налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на 01.01.2005 г.-1237349 руб. 88 коп. налог;

По налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на 01.01.2005 г.-1711824 руб. 70 коп. пени;

По налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на 01.01.2005 г.- 45546 руб. штраф;

По налогу на имущество организаций, не входящему в Единую систему газоснабжения с 31.12.2005 г. по 01.01.2009 - 13057210 руб. пени;

По транспортному налогу с организаций на 01.01.2005 г. - 8673 руб. налог;

По транспортному налогу с организаций на 01.01.2005 г. - 2258 руб. 83 коп. пени;

Транспортный налог с организаций на 01.01.2005 г. - 1215.00 руб. штраф;

По земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной пп.1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса с 01.01.2008 г. по 01.09.2008 г.- 2625 руб. 49 коп. пени;

По водному налогу на 01.01.2005 г. - 34560 руб. налог;

По водному налогу на 01.01.2005 г.-55117 руб. 66 коп. пени;

По водному налогу на 01.01.2005 г. - 351 руб. штраф;

По платежам за добычу подземных вод на 01.01.2005 г. - 36740 руб. 78 коп. налог;

По платежам за добычу подземных вод на 01.01.2005 г. - 60358 руб. 73 коп. пени;

По платежам за добычу подземных вод на 01.01.2005 г. - 122 руб. 75коп. штраф;

По отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые федеральный бюджет на 01.01.2005 г. - 14153 руб. 67 коп. налог;

По отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые федеральный бюджет на 01.01.2005 г. - 55605 руб. 98 коп. пени;

По отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые бюджеты субъектов РФ на 01.01.2005 г. - 3302523 руб. налог;

По отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые бюджеты субъектов РФ на 01.01.2005 г. - 129746 руб. 98 коп. пени;

По лесным податям в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (обяз. до 2005 г.) на 01.01.2005 г. - 1114 руб. штраф;

По земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 г.) мобилизуемый на межселенных территориях на 01.01.2005 г. - 24525 руб. 23 коп. налог;

По земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 г.) мобилизуемый на межселенных территориях на 01.01.2005 г. - 55557 руб. 31 коп. пени;

По прочим налогам и сборам на 01.01.2005 г. - 5017 руб. 88 коп. налог;

По прочим налогам и сборам на 01.01.2005 г. - 33201 руб. 96 коп. пени;

По прочим налогам и сборам на 01.01.2005 г. - 2670 руб. 80 коп. штраф;

По сборам на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц на 01.01.2005 г. - 2687 руб. 29 коп. пени;

По сборам на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц на 01.01.2005 г. - 1324 руб. 80 коп. штраф;

По целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции на 01.01.2005 г. - 473232 руб. пени;

По целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции на 01.01.2005 г. - 47 руб. штраф;

По прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях муниципальных районов на 01.01.2005 г. - 83 руб. 02 коп. налог;

По прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях муниципальных районов на 01.01.2005 г. - 357 руб. 91 коп. пени;

По прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях муниципальных районов на 01.01.2005 г. - 50 руб. штраф;

По пени и штрафам по взносам в Пенсионный фонд на 2002 г. - 390160 руб. налог;

По пени и штрафам по взносам в Пенсионный фонд на 2002 г. - 2405811 руб. 31 коп. пени;

По пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд на 2002 г. - 52 руб. штраф;

По пеням и штрафам по взносам в Фонд социального страхования РФ на 2002 г. - 79987.00 руб. налог;

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ на 2002 г. - 94629.78 руб. пени;

По пеням и штрафам по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на 2002 г. - 1614 руб. налог;

По пеням и штрафам по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на 2002 г. - 37959 руб. 62 коп. пени;

По пеням и штрафам по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на 2002 г. - 30325 руб. налог;

По пеням и штрафам по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на 2002 г. - 687592 руб. 09 коп. пени;

По пеням и штрафам по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ на 2002 г. - 38042 руб. налог;

По пеням и штрафам по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ на 2002 г. - 142722 руб. 19 коп. пени;

По единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет с 06.12.2007 г. по 08.06.2008 г. - 529140 руб. налог;

По единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет с 01.01.2005 г. по 01.01.2009 г.-259271 руб. 90 коп. пени;

По единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ с 01.01.2005 г. по 01.01.2007 г.- 9918 руб. 03 коп. пени;

По единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2005 г. по 01.01.2009 г.- 13010 руб. 65 коп. пени;

По единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования с 01.01.2005 г. по 01.01.2009 г. - 36199 руб. 16 коп. пени;

По денежным взысканиям (штрафам) за административные правонарушения в области налогов и сборов на 01.01.2005 г. - 1000 руб. штраф.

Указанная задолженность ответчиком не уплачена.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (как в ранее действующей редакции, так и в редакции, действующей на момент обращения в суд с настоящим требованием) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса.

Так, исходя из анализа совокупности положений статей 45-47 Налогового кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции), выставление налоговым органом требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа расценивается как первая стадия принудительного взыскания налогов и пеней.

Со сроком направления требования, установленным статьей 70 Кодекса, связано исчисление сроков принудительного взыскания недоимки и пеней, истечение которых препятствует принудительному взысканию задолженности с налогоплательщика.

В силу положений статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога (пункты 1-3 данной статьи).

Таким образом, из содержания статей 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что процедура принудительного взыскания налога и пеней состоит из нескольких обязательных этапов, начиная с выставления требования, решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика путем направления в банк инкассового поручения и заканчивая взысканием налога за счет имущества налогоплательщика. При этом для каждого этапа Налогового кодекса Российской Федерации установлен соответствующий порядок и конкретные сроки, по истечении которых налоговые органы лишаются права на взыскание суммы задолженности в бесспорном порядке.

Помимо бесспорного порядка взыскания задолженности Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность взыскания задолженности по налоговым обязательствам в судебном порядке, которое также ограничено сроком. Так, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогового органа в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться за судебной защитой, если пропущены сроки на взыскание задолженности в бесспорном порядке.

Пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 28.02.2001 № 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ содержит следующие разъяснения по вопросам применения положений статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в применяемой судом редакции. Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В то же время пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

В отношении сумм штрафов, порядок их взыскания в спорный период ограничивался лишь первой стадией взыскания - выставлением требования. В силу пункта 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые санкции взыскивались с налогоплательщиков только в судебном порядке (данная норма утратила силу с 1 января 2007 года в связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ).

При этом статья 115 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливала, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Указанный в статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок являлся пресекательным и восстановлению не подлежал.

Имея в виду, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Это означает, что применяемые судом нормы Налогового кодекса Российской Федерации (до 01.01.2007 г.) не содержали положений, дающих возможность восстановления пропущенного по уважительное причине срока судом.

Таким образом, оснований для удовлетворения ходатайства налогового органа о восстановлении пропущенного срока для взыскания с ответчика задолженности по обязательным платежам (налогам (сборам), пени, штрафам) в общей сумме 8663268 руб. 86 коп., в рамках настоящего дела не имеется.

Кроме того, заявителем не представлены документы, подтверждающие основания возникновения недоимки, в том числе послужившей основанием как для начисления пеней, так и для наложения штрафа.

Арбитражный суд считает необходимым отметить, что представленные в материалы настоящего дела выписки из лицевого счета налогоплательщика такими доказательствами не являются, поскольку лицевой счет является внутренним документом налогового органа и служит средством контроля со стороны инспекции за уплатой налогоплательщиком налогов и сборов, а также соответствующих пени, штрафа.

В силу статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации документом о полученных доходах, произведенных расходах, исчисленной сумме налога является налоговая декларация. Именно в декларации определяется сумма налога, в отношении которой в налогоплательщика возникает обязанность по ее уплате в установленный законом срок.

В определении от 11.10.2011 г., 01.12.2011 г. арбитражный суд предложил заявителю представить документальные доказательства наличия задолженности, заявленной ко взысканию (налоговые декларации, материалы налоговых проверок и т.д.); документы, подтверждающие принятия мер к взысканию задолженности, а также иные дополнительные документы.

Документы, затребованные арбитражным судом, заявитель в материалы настоящего дела не представил.

В силу положений статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

При данных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленного Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области требования отсутствуют.

Вместе с тем арбитражный суд полагает необходимым отметить следующее.

В настоящее время вступили в законную силу положения Федерального закона от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования“, согласно которым статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации действует в следующей редакции: “безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам“.

Примененные арбитражным судом положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации указывают на наличие оснований для признания задолженности в общей сумме 8663268 руб. 86 коп. безнадежной к взысканию.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относятся на заявителя. Однако в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию не подлежит, поскольку налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

На Решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.

Судья *.*. Шуман