Арбитражная практика

Решение от 29 декабря 2011 года № А53-16844/2011. По делу А53-16844/2011. Ростовская область.

Решение

г. Ростов-на-Дону

29 декабря 2011 года Дело № А53-16844/2011

Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2011 года

Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2011 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи *.*. Ширинской

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания *.*. Гладковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Брокер-Юг» (ОГРН 1086161756306, ИНН 6161053580)

к Ростовской таможне (ОГРН 1056102011943, ИНН 6102020818)

о признании незаконными действий;



при участии:

от заявителя – представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление №63294);

от Ростовской таможни – главный государственный таможенный инспектор Гуреев *.*. по доверенности от 24.06.2011;

Установил:

общество с ограниченной ответственностью «Брокер-Юг» (далее – ООО «Брокер-Юг») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании не соответствующими требованиям законодательства действий должностного лица, выразившихся в неправомерном отказе в регистрации ДТ №10313140/260811/0000015 к декларации на товары, поданной ООО «Брокер-Юг».

Заказная корреспонденция, направленная по известному суду адресу ответчика с извещением о времени и месте проведения судебного заседания, получена ответчиком, имеется почтовое уведомление о вручении судебного извещения. Таким образом, ответчик считается уведомленным о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

23.12.2011 через канцелярию суда заявителем представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Рассмотрев ходатайство, суд, совещаясь на месте, Определил данное ходатайство удовлетворить, о чем вынесено протокольное определение.

В отношении указанных лиц спор рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика с учетом правил статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения заявленных требований и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве.



Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд

Установил:

Из материалов дела следует, 26 августа 2011 года в 15:18 в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» ООО «Брокер-Юг» была подана декларация на товары №10313140/260811/0000015.

Должностным лицом Ростовского таможенного поста 26 августа 2011 года в 16:22 оформлен лист отказа в регистрации ДТ с указанием причины отказа «В соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса таможенного союза в отношении декларируемых товаров не совершены действия, а именно: указанное транспортное средство в зоне таможенного контроля отсутствует.

Заявитель указал, что по информации, переданной водителем транспортного средства, на момент подачи декларации товары находились в зоне таможенного контроля Несветайского таможенного поста Ростовской области.

Посчитав действия должностного лица, выразившиеся в отказе в регистрации ДТ №10313140/260811/0000015 к декларации на товары, поданной ООО «Брокер-Юг», незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя таможни, суд пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с положениями статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента дачи таможенной декларации в порядке, определяемом Решением Комиссии таможенного юза.

Согласно подпункту 5 части 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или повременно с подачей таможенной декларации.

В соответствии со статьей 206 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 311) таможенный орган обязан фиксировать дату и время подачи декларации на товары в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При декларировании товаров в электронной форме фиксирование даты и времени дачи декларации на товары и направление декларанту электронного сообщения, содержащего сведения об указанных дате и времени, осуществляются автоматически при поступлении такой декларации в электронную систему таможенных органов.

Согласно статьи 207 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ декларация на товары при таможенном декларировании в электронной форме подписывается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проверка документов и сведений, содержащихся в подаваемой декларации на товары, так же соблюдение положений таможенного законодательства, осуществляется должностными лицами таможенного органа в порядке, предусмотренном положениями приказа ГТК РФ 01 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».

Действия должностных лиц таможенного органа в ходе приема декларации на товары в электронном виде регламентированы Порядком совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при декларировании и выпуске товаров и транспортных средств, размещаемых на складах временного хранения, расположенных в пестах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, который утвержден приказом ФТС РФ от 10.12.2009 № 2233.

Частью 2 поименованного Порядка регламентированы особенности совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций.

Так, уполномоченное должностное лицо таможенного органа, в который подается таможенная декларация в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» (далее - внутренний таможенный орган) в отношении товаров и транспортных средств, находящихся складе временного хранения, который расположен в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее - приграничный СВХ), при приеме таможенной декларации в электронной форме, поданной с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» (далее - ЭГТД) выполняет следующие действия:

осуществляет анализ сведений, заявленных в ЭГТД, с целью проверки условий возможности ее принятия;

формирует в электронном виде запрос информации о прибытии товаров в приграничный таможенный орган (далее - запрос) на основании сведений, заявленных в графах 27 и 30 ЭГТД, а также сведений о приграничном таможенном органе (код таможенного орг восьми знаков), полученных от лица, декларирующего товары ( далее - декларант). Запрос подписывается электронно-цифровой подписью (далее - ЭЦП) должностного лица, сформировавшего запрос;

направляет запрос по электронным каналам связи в таможенный орган, расположенный на приграничном СВХ (далее - приграничный таможенный орган).

Информационное взаимодействие между таможенными органами осуществляется в

соответствии со Спецификацией интерфейса взаимодействия между автоматизированной системой «Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров» и автоматизированными системами таможенного оформления.

После получения запроса должностное лицо приграничного таможенного органа:

в течение 30 минут проводит проверку факта размещения товаров и транспортных средств на приграничном СВХ;

в течение 10 минут после завершения проверки направляет по электронным каналам связи во внутренний таможенный орган формализованное сообщение, содержащее (формацию о размещении товаров и транспортных средств на приграничном СВХ, проставляя отметку: «Указанное транспортное средство размещено в зоне таможенного контроля» либо «Указанное транспортное средство в зоне таможенного контроля отсутствует», подписанное ЭЦП должностного лица, осуществлявшего выполнение запроса.

В случае если запрашиваемое транспортное средство отсутствует на приграничном СВХ, должностное лицо внутреннего таможенного органа в электронном виде формирует извещение об отказе в принятии ЭГТД, в котором проставляет отметку: «Указанное транспортное средство в зоне таможенного контроля отсутствует». Указанное сообщение подписывается ЭЦП должностного лица таможенного органа и направляется в адрес декларанта.

Указанный приказ ФТС РФ от 10.12.2009 № 2233 применяется в связи с изданием телекса ФТС России от 19.07.2011 № 618, которым временно приостановлено действие Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, утвержденного приказом ФТС РФ от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования».

Однако и часть 2 нового Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования регламентирует особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Порядка уполномоченным должностным лицом таможенного органа, в который подается таможенная декларация в электронной форме с использованием Международной ассоциации сетей «Интернет» (далее - внутренний таможенный орган) в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации и размещенных на складе временного хранения (далее - СВХ) или прилегающей к нему зоне таможенного контроля (далее - ЗТК), расположенных в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, при приеме таможенной декларации в электронной форме, поданной с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», выполняются следующие действия:

осуществляется анализ сведений, заявленных в ЭДТ, с целью проверки условий возможности ее регистрации;

формируется в электронной форме формализованное сообщение в виде запроса формации о нахождении товаров на СВХ (ЗТК) в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен СВХ (ЗТК) (далее - запрос), на основании сведений, заявленных в графе 30 ЭДТ, а также сведений о таможенном органе (код таможенного орг восьми знаков), в регионе деятельности которого находится товар (далее – внешний таможенный орган), полученных от лица, декларирующего товары (далее - декларант); в запросе также указываются сведения о номерах и датах выдачи транспортных перевозочных) документов, указанных в графе 44 ЭДТ; запрос подписывается электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) лица, сформировавшего запрос;

направляется запрос по электронным каналам связи во внешний таможенный орган с использованием штатных программных средств.

Согласно пункту 5 Порядка после получения запроса уполномоченным должностным лицом внешнего таможенного органа:

подтверждается его получение с использованием штатных программных средств;

в течение 30 минут проводится проверка факта размещения товаров на СВХ (ЗТК) с использованием отчетной документации, представленной в электронном виде таможенному пну СВХ (ЗТК);

в течение 10 минут после завершения проверки направляется по электронным каналам связи во внутренний таможенный орган формализованное сообщение, подписанное ЭЦП (далее - авторизованное сообщение), содержащее информацию о размещении товаров на СВХ (ЗТК), проставляя отметку: «Указанные товары размещены на СВХ (ЗТК)» либо «Указанные товары на СВХ (ЗТК) отсутствуют».

В соответствии с положениями пункта 6 указанного Порядка в случае, если запрашиваемые товары отсутствуют на СВХ (ЗТК), уполномоченным должностным лицом внутреннего таможенного органа в электронном виде формируется авторизованное сообщение, содержащее информацию об отказе в регистрации ЭДТ, в котором проставляется отметка: «Указанные товары на СВХ (ЗТК) отсутствуют». Указанное сообщение подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица таможенного органа и направляется в адрес декларанта.

Приказами ФТС РФ от 18.02.2010 № 317 «Об утверждении перечня таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров в соответствии с Приказом ФТС России от 10 декабря 2009 № 2233» и от 24.01.2011 № 23 «О внесении изменений в Приказ ФТС России от 18 февраля 2010 г. № 317» утвержден перечень таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров в соответствии с приказом ФТС России от 10 декабря 2009 № 33.

Согласно нормам данных приказов утвержден перечень таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров оформляемых посредством подачи деклараций в электронном виде. В число таких таможенных органов входит Ростовский таможенный пост (центр электронного декларирования) Ростовской таможни ЮТУ с утвержденным кодом подразделения № 10313140.

Судом установлено, что ООО «Брокер-Юг» 25.08.2011 на центр электронного декларирования Ростовской таможни подана таможенная декларация в электронном виде.

Таможенный орган представил сведения, из которых усматривается, что в ходе осуществления контроля в течение часа было установлено отсутствие транспортного средства с товаром в зоне таможенного контроля, что и явилось причиной отказа в регистрации ДТ на основании положений статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также пункта 5 приказа ФТС России от 10 декабря 2009 № 2233.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующие в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушение указанной нормы, заявитель не представил суду доказательства того, что в момент подачи таможенной декларации в электронном виде декларируемые товары находились в зоне действия Несветайского таможенного поста Ростовской таможни.

Тем самым, заявитель не представил доказательства нарушения Ростовской таможней требований закона при отказе в регистрации таможенной декларации, представленной в электронном виде.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что требование заявителя удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший Решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший Решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья *.*. Ширинская