Арбитражная практика

О признании земельного участка землей общего пользования, о возложении обязанности произвести определенные действия. Решение от 26 октября 2011 года №. Республика Карелия.

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи: *.*. Антипиной,

при секретаре: *.*. Салаховой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филимоновой *.*., Карпина *.*. к администрации сельского поселения, администрации Прионежского муниципального района РК о признании земельного участка общего пользования, о возложении обязанности произвести определенные действия,

Установил:

Филимонова *.*., Карпин *.*., являясь собственниками смежных земельных участков, расположенных в... Прионежского района Республики Карелия, обратились в суд с названными исковыми требованиями, мотивируя тем, что их участки были образованы путем разделения земельного участка, ранее принадлежавшего Н., продавшей земельный участок истице Филимоновой *.*. Проезд к своему участку Н. осуществляла по дороге, по территории земли общего пользования: завозила
дрова, имущество и строительные материалы. После приобретения земельного участка, истица Филимонова *.*. разделила его, в результате чего было образовано два участка, находящихся (каждый в отдельности) в собственности истцов; при проведении землеустроительных и кадастровых работ был определен порядок доступа к образуемым новым участкам - тот же самый, что и существовал ранее (за счет земель общего пользования). Обратившись к ответчику администрации сельского поселения с соответствующим заявлением о закрепле нормативно-правового акта права свободно проходить и проезжать по вышеуказанному земельному участку, истцы получили отказ, в связи с чем, просят обязать ответчика администрацию сельского поселения определить проезд к участку истца Карпина *.*. - через земельный участок общего пользования, проезд к участку истицы Филимоновой *.*. - через участок истца Карпина *.*. ; обязать ответчика администрацию сельского поселения отразить проезд в схематической и графической частях Генерального плана.

В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истцами были уточнены, увеличены исковые требования и в окончательном варианте заявлены: признать земельный участок, образованный границами земельных участков с кадастровыми номерами №, территорией, посредством которой обеспечивается доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами №; обязать надлежащего ответчика определить проезд к участкам № по территории сельского поселения следующим образом: «Проезд к участку № через земельный участок, расположенный между участком с кадастровым номером № и участком с кадастровым номером №; к участку № -через участок №»; обязать администрацию сельского поселения включить в проект Генерального плана поселения дополнительный графический материал в масштабе 1:500, а именно схему проезда к участкам № с указанием границ смежных земельных участков, образующих проезд; обязать администрацию сельского поселения включить улицу в перечень
улиц, подлежащих уборке от снега в зимний период на 2011 год; обязать администрацию сельского поселения принять меры в отношении автомобиля с г.р.з. №, ограничивающего доступность свободного использования проезда к участкам №.

Истцы Карпин *.*., его представитель Молодцов *.*., действующий по доверенности, Филимонова *.*., ее представитель Гелахов *.*., действующий на основании ордера, поддержали уточненные исковые требования за исключением требования о возложении на администрацию сельского поселения обязанности принять меры в отношении автомобиля с г.р.з. №, ограничивающего доступность свободного использования проезда к участкам (по данному факту вынесено отдельное определение). По обстоятельствам иска пояснили, что земельным участком, являющимся землей общего пользования, площадью около... кв. метров, истцы желают пользоваться для проезда к своим участкам. О закреплении данного проезда (подъезда) указано во всех землеустроительных документах, также данные сведения должны быть отражены в Генеральном плане сельского поселения.

Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района РК в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Пронин *.*., действующий по доверенности, иск не признал и пояснил, что ему неизвестно, почему улица не включена в число улиц, подлежащих уборке от снега на 2011 год. Сведения о подъезде к участку, о которых заявляют истцы, не подлежат включению в Генеральный план поселения, так как данные сведения в нем не отображаются.

Третье лицо Филимонов *.*. пояснил, что истцы могут осуществлять заезды на свои участки только через земельный участок общего пользования, площадью около... кв. метров.

Третье лицо Кабанова *.*. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель третьего лица Кабановой *.*. Куроптев *.*., действующий по доверенности, считая иск не подлежащим удовлетворению, пояснил, что истцы могут оборудовать
проезд (заезд) на свои участки от другого поселкового проезда, а не от проезда, которым пользуется Кабанова *.*., хотя данный спорный земельный участок и является общественной землей.

Суд, заслушав стороны, представителей, свидетеля, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

Кабановой *.*. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью... кв. метр, с кадастровым номером №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от хх.хх.хх г.

Филимоновой *.*. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью... кв. метров, с кадастровым номером №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от хх.хх.хх г.

Карпину *.*. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью... кв. метра, с кадастровым номером №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от хх.хх.хх г.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (статья 3 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

На основании пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Свидетель Н. показала, что хх.хх.хх г. продала свой участок Филимоновой *.*. В период пользования своим участком первоначально беспрепятственно
проезжали к нему, пока Харламов *.*. не перегородил дорогу. Последнему разРешили временно построить на общественных землях дровяник.

Статья 262 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

К землям общего пользования относятся земли, предоставленные под охранные зоны, дороги, проезды, другие сооружения и объекты общего пользования.

Из кадастрового паспорта земельного участка от хх.хх.хх г. (кадастровый номер №) следует, что проход к земельному участку Филимоновой *.*. осуществляется через земельный участок Карпина *.*., в связи с чем, на его земельном участке в порядке ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ установлен сервитут для прохода (проезда); подъезд к участку Карпина *.*. согласно кадастровому паспорту земельного участка осуществляется через земли общего пользования (л.д. №). Данное обстоятельство подтверждено Решением Прионежского районного суда РК от хх.хх.хх г. по гражданскому делу № (л.д. №), кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от хх.хх.хх г. (л.д. №).

Согласно части 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о
соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Из межевого плана, выполненного хх.хх.хх г. в отношении земельного участка Карпина *.*. и хх.хх.хх г. в отношении земельного участка Филимоновой *.*., следует, что проезд к их участкам осуществляется через земли общего пользования (земельный участок, приблизительной площадью... кв. метров). В соответствии с разРешением на строительство индивидуального жилого дома, утвержденным администрацией сельского поселения хх.хх.хх г. Карпину *.*., проезд к участку и пешеходная дорожка предусмотрены от существующего поселкового проезда, образованного границами земельных участков с кадастровыми номерами №.

С учетом установления вышеуказанных юридически значимых обстоятельств суд считает необходимым признать земельный участок, образованный границами земельных участков с кадастровыми номерами №, территорией, посредством которой обеспечивается доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами №.

Поскольку в вышеназванных документах уполномоченными лицами в соответствии с действующим законодательством уже определен проезд (подъезд, проход) к участкам № (к участку № через земельный участок, расположенный между участком с кадастровым номером № и участком с кадастровым номером №; к участку № через участок №), принятия судебного решения в данной части не требуется.

Постановлением администрации сельского поселения от хх.хх.хх г. № на 2011 год утвержден перечень улиц сельского поселения на очистку дорожного полотна от снега согласно утвержденного перечня (л.д. №). В данном перечне отсутствует улица..., тогда как данная улица существует с хх.хх.хх г. (Постановление администрации сельского поселения от хх.хх.хх г. №
(л.д. №).

В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на администрацию сельского поселения должна быть возложена обязанность включить улицу... в перечень улиц, подлежащих уборке от снега в зимний период на 2011 год.

Исковое требование о возложении на администрацию сельского поселения обязанности включить в проект Генерального плана поселения дополнительный графический материал в масштабе 1:500, а именно схему проезда к участкам № с указанием границ смежных земельных участков, образующих проезд, суд находит не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 9.1 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 года № 244 (далее - Методические рекомендации), генеральный план - документ территориального планирования, который может являться пространственным отображением программ (стратегий) социально-экономического развития, программных документов развития поселения. Генеральный план является градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, установление и изменение границ населенных пунктов в составе поселений, функциональное зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

В проектах генеральных планов следует учитывать положения программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных
монополий, организаций коммунального комплекса, положения утвержденной градостроительной документации Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также схем территориального планирования муниципальных районов (в случае наличия указанной документации) (пункт 9.2 Методических рекомендаций).

Пункт 9.6 Методических рекомендаций предусматривает, что в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в утверждаемую часть генерального плана следует включать следующие графические материалы: карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. До утверждения законами субъектов Российской Федерации видов объектов местного значения поселения, городского округа, в проекты генеральных планов можно включать карты планируемого размещения объектов местного значения, необходимых для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа, в том числе: объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; автомобильных дорог местного значения; объектов физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа.

В соответствии с пунктом 9.7 Методических рекомендаций на картах в утверждаемой части проекта генерального плана соответственно отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, иные области в связи с Решением вопросов местного значения поселения; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения
(за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

На основании пункта 9.11 Методических рекомендаций карты утверждаемой части проекта генерального плана могут выполняться в масштабах 1:50000; 1:25000, 1:10000; 1:5000, 1:2000.

Таким образом, Генеральный план поселения не предусматривает внесение в него частных сведений - сведений о подъездах к личным земельным участкам граждан. При принятии решения по данному исковому требованию суд также учитывает, что согласно пункту 5.12 Методических рекомендаций проекты генеральных планов рассматриваются на публичных слушаниях с участием населения муниципального образования.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

иск Филимоновой *.*., Карпина *.*. удовлетворить частично.

Признать земельный участок, образованный границами земельных участков с кадастровыми номерами №, территорией, посредством которой обеспечивается доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами №.

Обязать администрацию сельского поселения включить улицу... в перечень улиц, подлежащих уборке от снега в зимний период на 2011 год.

Остальные исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение 10 дней через Прионежский районный суд Республики Карелия со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья *.*. Антипина

Решение принято судом в окончательной форме 02 ноября 2011 года.