Арбитражная практика

Решение от 28 декабря 2011 года № А65-12790/2011. По делу А65-12790/2011. Республика Татарстан.

Решение г. Казань Дело № А65-12790/2011

Резолютивная часть решения объявлена «22» декабря 2011 года.

Полный текст решения изготовлен «29» декабря 2011 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Мартынова *.*. , при ведении протокола судебного заседания секретарем Беловой *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов РТ к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство», пгт. Васильево о взыскании 13650 руб. вреда, причиненного окружающей среде.

с участием: от истца - Тукташев *.*. , доверенность от 27.12.2010г., от ответчика - не явился, извещен,

Установил:

Министерство экологии и природных ресурсов РТ (в лице Центрального территориального управления) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство», пгт. Васильево о взыскании 13650 руб. вреда, причиненного окружающей среде.

В представленном отзыве на иск ответчик с требованиями истца не согласен, просит в удовлетворении иска отказать.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2011 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда РТ по делу №А65-12474/2011.

В судебное заседание 22.12.2011г. ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, посредством факсимильной связи представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

В порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.



Истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы истца, суд находит правовые основания для удовлетворения иска в силу следующего.

Как усматривается из материалов дела, начальником Зеленодольского отделения специализированной инспекции Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Хамидуллиной *.*. выявлен факт причинения вреда окружающей среде в результате несанкционированного размещения на почве отходов потребления, отходов из жилых помещений несортированный (исключая крупногабаритный) на почву земель общего пользования по ул.Школьная у дома №48 на площади 20кв.м в объеме 4 куб.м., со стороны дома №44 на площади 40 кв.м. в объеме 8 куб.м.

17 мая 2011 года в отношении ответчика начальником Зеленодольского отделения специализированной инспекции Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Хамидуллиной *.*. был составлен протокол № 020185 об административном правонарушении, из которого следует, что Общество с ограниченной ответственностью “Благоустройство“, совершило административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ, ст.42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 №136-Ф3 ответственность за которое, предусмотрено ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно ООО «Благоустройство» допустило сброс отходов потребления, отходы из жилых помещений несортированный (исключая крупногабаритный) на почву земель общего пользования по ул.Школьная у дома №48 на площади 20кв.м в объеме 4 куб.м., со стороны дома №44 на площади 40 кв.м. в объеме 8 куб.м.

На основании протокола об административном правонарушении от 17.05.2011г. № 020185, Центральное территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 26.05.2011г. вынесло Постановление № 716 о назначении административного наказания Обществу с ограниченной ответственностью “Благоустройство“, предусмотренному ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками в арбитражный суд в защиту публичных интересов (ч.1 ст.53 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Статьей 65 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 5 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено и предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №400 и п.6.3 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан, истец наделен правом заявлять иски о возмещении ущерба (вреда) причиненного недрам, водным объектам, лесам, землям, окружающей среде.

В силу статьи 12 Земельного кодека Российской Федерации от 25. 10.2001 № 136-ФЗ, целями охраны земель являются:



предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Исходя из статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

сохранению почв и их плодородия;

защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

сохранению достигнутого уровня мелиорации;

рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

При этом, под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды (статья 4 Закона).

В силу статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред, окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (статья 1082 названного Кодекса).

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей природной среды, согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ осуществляется добровольно либо по решению арбитражного суда.

Расчет суммы вреда в размере 13650 руб. 00 коп., произведен истцом на основании акта проверки природоохранной деятельности в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной приказом министра природных ресурсов и экологии РФ №238 от 08.07.2010г., зарегистрированном Минюстом РФ 07.09.2010г. за №18364.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2011г. по делу №А65-12474/2011 Решение Арбитражного суда РТ от 16.08.2011г. об отказе в удовлетворении заявления общества о признании постановления №716 от 26.05.2011г. незаконным оставлено без изменения.

Указанным Постановлением суда апелляционной инстанции установлен вмененного ответчику факт порчи земель, выразившийся в захламлении отходами потребления.

Наличие у ответчика обязанности по содержанию придомовой территории домов №48 и 44 по ул.Школьная пгт. Васильево РТ также установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу №А65-12474/2011.

Допустимых доказательств, опровергающих доводы истца по делу, ответчиком в материалы дела не представлены.

Учитывая, что факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства и причинения вреда окружающей среде подтвержден материалами дела, требование истца о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, правомерно и подлежит удовлетворению.

В силу ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Благоустройство“, п. Васильево (ОГРН 1101673001033, ИНН 1648028576) в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1021603473616, ИНН 1659036508) 13650 руб. 00 коп ущерба, причиненного окружающей среде.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Благоустройство“, п. Васильево (ОГРН 1101673001033, ИНН 1648028576) в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья *.*. Мартынов