Арбитражная практика

О понуждении ликвидации несанкционированной свалки. Решение от 19 января 2012 года № 2-60. Республика Карелия.

Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Халецкой *.*.,

при секретаре Басовой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия к администрации Питкярантского городского поселения, администрации Питкярантского муниципального района о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

Установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обратилось с названным иском по тем основаниям, что 24.10.2011г. при патрулировании территории лесного фонда выявлено, что в 118 выделе 206 квартала Питкярантского участкового лесничества (рядом находится д. Ууксу) расположена несанкционированная свалка бытового и иного мусора, в связи с чем истцом в адрес администрации Питкярантского городского поселения 25.10.2011г. направлено предписание об устранении свалки
до 10.11.2011г., однако свалка не устранена, а ответчик выразил несогласие, указав в письме, что вывоз и сбор мусора организован и производится Управляющей компанией «Питкяранта». В иске указывается, что мусор с дачных кооперативов и близлежащих домов в д. Ууксу свозится на территорию лесного фонда, т.к. отсутствуют контейнеры для сбора мусора, в результате чего образовалась несанкционированная свалка. В связи с тем, что несанкционированный вывоз отходов на территорию лесного фонда свидетельствует о ненадлежащей организации и ненадлежащем контроле над процессами сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и иных отходов администрацией Питкярантского городского поселения и администрацией Питкярантского муниципального района, истец просит обязать ответчиков в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанную свалку.

В судебном заседании представители истца, действующие на основании доверенности Кяргиева *.*., Гаппоев *.*., исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель администрации Питкярантского городского поселения, действующий на основании доверенности Кириллов *.*., исковые требования не признал, пояснил, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов в д. Ууксу осуществляет МУП «Управляющая компания «Питкяранта», которое заключило соответствующие договоры с юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории деревни. Граждане обязаны самостоятельно заключать договоры на вывоз мусора, однако, данную обязанность исполняют не все, поэтому установка контейнеров и вывоз мусора производится только у тех, кто подал соответствующую заявку. Также пояснил, что истец является надзорным органом, поэтому в его задачу ставится обязанность по контролю и выявлению тех лиц, кто выбрасывает мусор в лес, кроме того, поскольку свалка образовалась на территории лесфонда, именно истец и обязан ее ликвидировать.

Представитель ответчика, администрации Питкярантского муниципального района, и третье лицо - муниципальное
унитарное предприятие «Управляющая компания «Питкяранта», в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на территории 118 выдела 206 квартала Питкярантского участкового лесничества образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, которая до настоящего времени не ликвидирована. Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра № 2П от 24.10.2011г., составленного лесничим Питкярантского лесничества, актом осмотра № 3П от 11.11.2011г., составленного государственным инспектором Питкярантского лесничества, из которых усматривается, что данная территория используется местным населением как место складирования бытовых отходов; служебной запиской от 10.01.2012г. от лесничего и государственного инспектора о том, что данная свалка до сих пор не убрана.

В судебном заседании установлено, что территория 118 выдела 206 квартала Питкярантского участкового лесничества входит в границы Питкярантского городского поселения, не арендована, граничит с д. Ууксу. Данные обстоятельства подтверждаются выкопировкой из материалов лесоустройства Питкярантского участкового лесничества, не отрицаются представителем ответчика.

В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Положениями ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза
бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

Таким образом, ответственность по ликвидации несанкционированной свалки на территории поселения лежит именно на администрации Питкярантского городского поселения, являющейся исполнительно-распорядительным органом поселения (ст. 36 Устава поселения).

Кроме того, в судебном заседании установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов в д. Ууксу осуществляется ненадлежащим образом.

Из материалов дела усматривается, что для осуществления данного вида деятельности администрацией Питкярантского городского поселения создано МУП «Управляющая компания «Питкяранта», что подтверждается уставом данного предприятия и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Однако, как следует из справки, представленной МУП, за 2011 год вывоз бытовых отходов в д. Ууксу был осуществлен только по улицам Спортивная и Молодежная, заключено три договора с юридическими лицами, когда, как установлено из объяснений сторон, в д. Ууксу пятнадцать улиц.

Довод представителя ответчика о том, что поскольку граждане, обязанные самостоятельно заключать соответствующие договоры, их не заключают, а администрация не может их понудить заключить договор на вывоз бытовых отходов, поэтому вины администрации нет, судом не принимается.

Согласно подпункту 3 пункта 16 Правил благоустройства Питкярантского городского поселения, утвержденных Решением Совета Питкярантского городского поселения 31.05.2006г. № 39 накопление твердых бытовых отходов производится в контейнерах, для этого на территории, прилегающей к зданиям, сооружениям или в иных местах оборудуются в соответствии с нормами накопления необходимое количество контейнерных площадок. Как пояснил представил ответчика, он не знает сколько
контейнеров находится в д. Ууксу, каковы нор Ф.И.О. директор МУП «Управляющая компания «Питкяранта» не представил такой информации, хотя согласно уставу предприятия директор подотчетен администрации.

Согласно подпункту 2 пункта 16 Правил благоустройства юридические и физические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений либо в пользовании которых находятся земельные участки, обязаны обеспечить вывоз мусора, в том числе и путем заключения договоров с предприятиями, имеющими специализированный автотранспорт. Однако то обстоятельство, что граждане не заключают такие договоры, не освобождает администрацию Питкярантского городского поселения от ответственности за возложенную на нее законом обязанность по организации по сбору и вывозу бытовых отходов.

Законом Республики Карелия «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность лиц за нарушение правил благоустройства. Контроль за соблюдением правил благоустройства возложена на администрацию Питкярантского городского поселения (пункт 84 Правил), однако, суду не представлено доказательств, каким образом ответчик осуществляет такой контроль, как и не представлено доказательств каким образом администрация поселения ведет работу с лицами по заключению соответствующих договоров.

В исковых требованиях к администрации Питкярантского муниципального района суд отказывает, поскольку считает данное лицо ненадлежащим ответчиком.

Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Из материалов дела следует, что администрация Питкярантского муниципального района надлежаще исполняет данную обязанность, на территории района организована свалка твердых бытовых отходов, расположенная в 8 км. восточнее г. Питкяранта, соответственно, имеется место, куда должен осуществляться вывоз отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию
Питкярантского городского поселения в месячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную на землях лесного фонда в квартале 206 выделе 118 Питкярантского участкового лесничества.

В исковых требованиях к администрации Питкярантского муниципального района отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.

Судья *.*. Халецкая

Мотивированное Решение вынесено 20 января 2012 года.

Судья *.*. Халецкая