Арбитражная практика

Решение от 02 февраля 2012 года № А67-6408/2011. По делу А67-6408/2011. Томская область.

Решение

г. Томск Дело № А67- 6408/2011

30.01.2012 дата объявления резолютивной части

02.02.2012 дата изготовления в полном объеме

Арбитражный суд Томской области

в составе судьи Афанасьевой Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.Н. Чащиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного Учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в Кожевниковском районе Томской области ОГРН 1027003152593

к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. ОГРН 308702634400011 ИНН 700801977171

о взыскании санкций в размере 1 039 руб. 20 коп.,

при участии в заседании - без участия,



Установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кожевниковском районе Томской области (далее по тексту – заявитель, управление) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Томской области к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. (далее – ответчик, предприниматель) о взыскании штрафных санкций в сумме 1 039 руб. 20 коп. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за 2010 год.

Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, ответчик отзывов и ходатайств не представил, заявитель представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. На основании ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в данном судебном заседании в отсутствие представителей извещенных надлежащим образом участвующих в деле лиц.

Требования мотивированы тем, что ответчиком не представлены в установленный срок сведения о застрахованных лицах, представление которых обязательно, за что он правомерно привлечен к ответственности. Кроме того, со ссылкой на реестр поступления платежей, настаивает на том, что в добровольном порядке штраф ответчиком не уплачен.

Отзыв ответчиком не представлен.

Как следует из материалов дела, Емельянова Л.Г. зарегистрирована в качестве предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Томской области, ОГРН 308702634400011, в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование состоит на учете в Управлении ПФ РФ в Кожевниковском районе Томской области. Согласно информации Федеральной миграционной службы Емельянова Л.Г. сменила фамилию на Терещенко Л.Г.

Проведена камеральная проверка ответчика по вопросу своевременности представления ответчиком сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 28.04.2011 №97, в котором указано на совершение ответчиком правонарушения, предусмотренного ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», - непредставление в установленный срок сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год (второе полугодие).

По результатам рассмотрения материалов проверки 30.05.2011 начальником управления вынесено Решение № 97 о привлечении индивидуального предпринимателя Емельяновой Л.Г. к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 1 039 руб. 20 коп. Ответчику было направлено требование от 17.06.2011 №252 о добровольной уплате штрафных санкций. Взыскание указанного штрафа является предметом требований заявителя.

Исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.15 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 №27-ФЗ, работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим законом.



В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), действующей с 01.01.2011) физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

В соответствии со ст.16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» органы пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных указанным Федеральным законом.

Согласно статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, к работодателям и гражданам, самостоятельно уплачивающим взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

В ходе проверки установлено, что ответчиком индивидуальные сведения о застрахованных лицах за отчетный период 2010 год (второе полугодие 2010 года) не представлены в установленный законом срок, в результате чего нарушен п.5 ст.11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», что нашло подтверждение при рассмотрении дела с учетом акта камеральной проверки № 97 от 28.04.2011, решения № 97 от 30.05.2011, иных представленных заявителем материалов, при этом от ответчика доказательств выполнения обязанности по представлению сведений в установленный срок не поступило.

С учетом изложенного, факт совершения ответчиком правонарушения в ходе заседания подтвержден, размер и расчет штрафа судом проверены.

Поскольку по сведениям управления уплата штрафа по требованию № 252 от 17.06.2011, направленному Управлением в адрес ответчика не произведена, ответчиком доказательств уплаты штрафа и несостоятельности доводов управления в арбитражный суд не представлено, требования заявителя являются обоснованными.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования предусмотрена в акте специального действия – части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Однако в силу того, что законодательством, действующим в сфере государственного пенсионного страхования, не урегулирован порядок привлечения к ответственности за указанное нарушение, за исключением указания на судебный порядок их взыскания, к указанным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из части 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (часть 4 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

При рассмотрении настоящего дела суд считает необходимым уменьшить размер начисленных штрафных санкций в два раза на основании статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и общего подхода, изложенного в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.99 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», с учетом смягчающих обстоятельств, в том числе совершения правонарушения впервые (иного из материалов дела не следует), отсутствия тяжких последствий в виде причинения существенного ущерба. При этом арбитражный суд исходит из необходимости соблюдения разумного баланса публичных интересов государства и частных интересов налогоплательщиков, конституционного принципа гуманности закона в правовом государстве, а также вытекающих из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критериев: справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам. Судом также учтены характер совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения и выявления.

В противном случае взыскание максимально исчисленных в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»» штрафных санкций за данное правонарушение при вышеизложенных обстоятельствах может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и частной собственности, что в силу статей 34, 35 части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.

Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по делу подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика в соответствующем размере.

Руководствуясь статьями 110, 168-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Взыскать с Ф.И.О. зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Томской области, ОГРН 308702634400011, проживающей по адресу: Томская область, Кожевниковский район, с. Новопокровка, ул. Садовая, 7, в Пенсионный Фонд РФ штрафные санкции в размере 519 руб. 60 коп. и в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 1 000 руб.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Е.В. Афанасьева