Арбитражная практика

Решение от 16 января 2012 года № 2-23/2012. Решение от 16 января 2012 года № 2-23/2012. Тверская область.

Зубцовский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Козловой А.А., при секретаре Плакидовой О.В., с участием помощника прокурора Зубцовского района Тверской области Родина Н.Н.,

представителя Администрации Зубцовского сельского поселения Николаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Зубцове 16 января 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Зубцовского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по непринятию мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности и возложении обязанности устранить указанные нарушения, Установил:

Прокурор Зубцовского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по непринятию мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности и возложении обязанности устранить указанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В своем заявлении прокурор указал, что прокуратурой Зубцовского района проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности при содержании и использовании пожарных водоемов, расположенных на территории Зубцовского сельского поселения и обслуживающих <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения правил пожарной безопасности государственным инспектором по пожарному надзору отделения надзорной деятельности по г. Зубцов и Зубцовскому району выявлены нарушения правил пожарной безопасности.

В ходе обследования границ территорий населенных пунктов д<адрес> установлено, что к пожарным водоемам со стороны дороги общего пользования подъехать не представляется возможным в связи с тем, что отсутствуют соответствующие подъезды и указатели:

в нарушение п. 90 ППБ 01-03 РФ у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;

в нарушение п. 94 ППБ 01-03 РФ не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ “О пожарной безопасности“, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В нарушение требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» администрацией Зубцовского сельского поселения не принимаются меры по надлежащему содержанию пожарных водоемов поселения, что нарушает права жителей населенных пунктов <адрес> Зубцовского сельского поселения на охрану жизни и здоровья и в случае возникновения пожароопасной ситуации, создаёт реальную угрозу их жизни и здоровью.

Учитывая изложенные обстоятельства, в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан прокурор Зубцовского района Тверской области в заявлении просил: признать незаконным бездействие Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по непринятию мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности и возложить на Администрацию Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области обязанность устранить указанные нарушения правил пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Зубцовского района Тверской области Родин Н.Н., заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, конкретизировав требования, просил:

признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по непринятию мер к устранению нарушений правил пожарной безопасности;



возложить на администрацию Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области обязанность устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ года нарушения правил пожарной безопасности при содержании и использовании пожарных водоёмов в д. <адрес> Зубцовского района Тверской области, а именно:

устроить подъезд к пожарным водоёмам с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 м х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

у пожарных водоёмов, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника.

Представитель Администрации Зубцовского сельского поселения Николаева Е.А. в судебном заседании требования прокурора признала частично. Николаева Е.А. суду пояснила, что часть нарушений правил пожарной безопасности устранено.

Т <адрес> произведены работы по оборудованию подъезда к пожарному водоему. С этой целью с ОАО «Зубцовское ДРСУ» был заключен договор на устройство подъезда к противопожарному водоему и оплачена выполненная работа. Кроме того, установлены указатели по направлению движения к водоему, указывающие расстояние до водоисточника.

В д<адрес> имеются два пруда: вблизи базы ООО «Охотресурс» и возле дома №. К пруду, находящемуся вблизи базы ООО «Охотресурс» ведет дорога с твердым покрытием, имеется возможность подъезда пожарной техники. Силами ООО «Охотресурс» выполнены работы по очистке береговой полосы и углублению пруда. К этому пруду установлены указатели.

Подъезд ко второму водоему не обозначен соответствующими указателями и не устроен в соответствии с правилами пожарной безопасности. Для устранения нарушений необходимо около <данные изъяты>. Однако расходы на финансирование работ по устранению нарушений пожарной безопасности в бюджете поселения на 2012 год не предусмотрены. Кроме того, в настоящее время устранить нарушения не представляется возможным в связи с погодными условиями.

Представитель Администрации Зубцовского сельского поселения Николаева Е.А. заверила суд, что нарушения правил пожарной безопасности в <адрес> будут устранены в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора Родина Н.Н., представителя Администрации Зубцовского сельского поселения Николаевой Е.А., суд пришел к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу нормативных положений ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 90 ППБ 01-03 РФ у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.



Согласно требованиям п. 94 ППБ 01-03 РФ при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления).

Доводы прокурора подтверждаются представленными доказательствами.

Согласно акту совместной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования границ территорий населенных пунктов Зубцовского сельского поселения, проведенного прокуратурой Зубцовского района с участием государственного инспектора по пожарному надзору отделения надзорной деятельности по г. Зубцов и Зубцовскому району выявлены нарушения правил пожарной безопасности в д<адрес>. В ходе обследования установлено, что в указанных населенных пунктах к пожарным водоемам со стороны дороги общего пользования подъехать не представляется возможным в связи с тем, что отсутствуют соответствующие подъезды и указатели.

Представитель администрации Зубцовского сельского поселения Николаева Е.А. в судебном заседании подтвердила, что на момент проверки указанные в заявлении прокурора нарушения правил пожарной безопасности по устройству пожарных водоемов в д. <адрес> имели место.

Таким образом, на день проверки в <адрес> Зубцовского сельского поселения имело место нарушение п. 90 ППБ 01-03 РФ: у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не были установлены соответствующие указатели с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;

и нарушение п. 94 ППБ 01-03 РФ: не были устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Вместе с тем, доводы представителя Администрации Зубцовского сельского поселения Николаевой Е.А. о частичном устранении выявленных нарушений правил пожарной безопасности (<адрес>) подтверждены письменными доказательствами: договором на производство работ и счетами-фактурами на оплату работ по устройству подъездов к пожарным водоемам.

Поэтому суд считает необходимым отказать в удовлетворении части требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации Зубцовского сельского поселения по непринятию мер к устранению нарушений правил пожарной безопасности в д. Аполево.

Поскольку Администрацией Зубцовского сельского поселения до настоящего времени не приняты меры по устройству надлежащим образом подъездов к водоему, расположенному в <адрес>, суд считает обоснованными доводы прокурора о том, что несоблюдение требований пожарной безопасности нарушает права жителей <адрес> Зубцовского района на охрану жизни и здоровья и в случае возникновения пожароопасной ситуации создаёт реальную угрозу их жизни и здоровью.

Поэтому требования прокурора об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности по устройству пожарного водоёма в д. Слабцово подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 20, 34, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Требования прокурора Зубцовского района Тверской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по непринятию мер к устранению нарушений правил пожарной безопасности;

возложить на администрацию Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области обязанность устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения правил пожарной безопасности при содержании и использовании пожарных водоёмов в д. <адрес> Зубцовского района Тверской области, а именно:

устроить подъезд к пожарному водоёму с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 м х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

у пожарного водоёма, а также по направлению движения к нему установить соответствующие указатели с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А. А. Козлова

Мотивированное Решение изготовлено 23 января 2012 года.

Судья А. А. Козлова