Арбитражная практика

По гражданскому делу № 2-34/11 от 30.01.2012 года. Решение от 01 февраля 2012 года № 2-34/11. Тульская область.

Заокский районный суд <адрес> в составе председательствующего Никулиной Н.С.,

при секретаре Харыбиной Г.А.,

с участием

истца: Герасимчук Д.В.

представителя ответчика: Лисаевой М.Б.

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Герасимчук Д.В. к Государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату,

Установил:

истец Герасимчук Д.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату. В обоснование иска указал, что согласно ст. 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда».

Считает незаконным отказ Государственного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» в назначении ему ежемесячной денежной выплаты в соответствие со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» поскольку действующее законодательство не содержит указаний на необходимость достижения истцом возраста, дающего право на назначение пенсии по старости для получения ежемесячных денежных выплат.

Просит суд обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» назначить ежемесячную денежную выплату с момента обращения с соответствующим заявлением.

Ответчик – Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» направило в суд возражения относительно заявленного иска, указав следующее. В соответствии со ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральным пенсионным законодательством.

В соответствии со ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» ветеранам труда назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией <адрес> (Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер 201 «О мерах по реализации закона <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>») ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).

В результате изменений, внесённых в действующее законодательство Федеральным законом номер 122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств).

В данном случае возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним.

Таким образом, правоотношения по предоставлению льгот согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно статьям 3 и <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», в связи с чем субъектный состав и объём правоотношений остались прежними (как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после ДД.ММ.ГГГГ).

Одна из мер социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в региональном законе выделена в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством. Однако, нельзя руководствоваться ст. 7 без учета ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, следовательно, как указывалось выше, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по ст. 7 в совокупности со ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по статье 22 Федерального закона «О ветеранах».



Не имея права на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», истец не имеет права и на меры социальной поддержки по ст. 7 данного закона. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Истец Герасимчук Д.В. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил иск удовлетворить, уточнив, что просит суд признать его право на получение ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» по доверенности Лисаева М.Б. в судебном заседании иск не признала, по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Выслушав мнение сторон, суд исследовал доказательства и Установил следующее.

В соответствии с удостоверением серии Т-II № от ДД.ММ.ГГГГ Герасимчук Д.В. является ветераном труда и имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».

Извещением от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» Герасимчук Д.В. отказано в предоставлении мер социальной поддержки в соответствие со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» в виде назначения ЕДВ. Мотивом к отказу послужило то обстоятельство, что Герасимчук Д.В. не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, то есть 60 лет, поэтому и оснований для назначения и выплаты ЕДВ в соответствие с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», не имеется.

С учетом норм действующего законодательства суд находит исковые требования Герасимчук Д.В. законными и обоснованными по следующим основаниям.

До внесения изменений ДД.ММ.ГГГГ в Федеральный закон РФ «О ветеранах» статья 22 указанного закона предусматривала в качестве мер социальной защиты ветеранов труда: бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплату в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов; оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (п.п. 6 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ); оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

При этом предоставление данных льгот допускалось лишь лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности. А ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, право на льготы гарантировалось только при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В силу статей 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение этого, ДД.ММ.ГГГГ был принят <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>». В статье 1 данного закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством <адрес>. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО, от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО); 2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО, от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО).

Федеральным законом № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ были обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Ранее действующим федеральным законодательством предоставление мер социальной защиты в виде льгот по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг также предусматривалось с учетом ограничений, а именно ветеранам труда при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что положения ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» не подлежат применению без учета положений ст. 3 данного закона, и только в данном случае для предоставления вышеуказанных льгот, закон предусматривает обязательное условие – достижение пенсионного возраста, отсутствие которого исключает предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги.



Вместе с тем, ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Статья <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» предусматривает ограничения (достижение возраста) по предоставлению ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги. Указаний о том, что такое ограничение подлежит распространению на иные меры социальной поддержки, закон не содержит.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <адрес>, утвержденным Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В силу п. 4 указанного порядка граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства. К заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность, место жительства гражданина; копия удостоверения (свидетельства установленного образца), дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Как следует из копии заявления Герасимчук Д.В., он ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. Данное заявление в этот же день было принято ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>». Из указанного заявления усматривается, что одновременно с ним Герасимчук Д.В. предоставил копию паспорта и удостоверения ветерана труда, что представителем ответчика в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривалось.

На основании вышеизложенного, учитывая, что Герасимчук Д.В. в установленном порядке было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства, а иных документов, кроме копий документов, удостоверяющих личность, место жительства гражданина и копии удостоверения, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты, для обращения с таким заявлением не требуется, суд признает незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» в назначении Герасимчук Д.В. ежемесячной денежной выплаты и считает требования истца в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С заявлением о назначении и выплате ЕДВ истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в силу п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <адрес>, утвержденного Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», суд считает, что ежемесячная денежная выплата должна быть назначена Герасимчук Д.В. органами социальной защиты населения с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

исковые требования Герасимчук Д.В. к Государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» назначить и выплачивать Герасимчук Д.В. ежемесячную денежную выплату как ветерану труда в соответствие со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд путем подачи апелляционной жалобы в <адрес> районный суд <адрес> в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Н.С. Никулина

Копия верна.

Судья: Н.С. Никулина