Арбитражная практика

Решение от 09 февраля 2012 года № А56-62890/2011. По делу А56-62890/2011. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

09 февраля 2012 года Дело № А56-62890/2011

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовской *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шинкаревой *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Государственное унитарное предприятие “Водоканал Санкт-Петербурга“



заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

о признании незаконным постановления от 11.11.2011 № 05/12587

при участии

от заявителя - Белов *.*. , дов. от 23.11.2011; Лебедев *.*. , дов. от 05.12.2011;

от заинтересованного лица – не явился, извещен;

Установил:

Государственное унитарное предприятие “Водоканал Санкт-Петербурга“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 11.11.2011 № 05/12587 о назначении административного наказания.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, ссылаются на отсутствие законных оснований для привлечения к административной ответственности.

Управление ФАС по Санкт-Петербургу, извещенное надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, сообщило о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя, позицию по заявлению изложило в отзыве, просит отказать в удовлетворении требований Предприятия.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд Установил следующие обстоятельства.



Комиссия УФАС в результате рассмотрения дела № К10-205/10 о нарушении антимонопольного законодательства Решением от 27.10.2010 признала в действиях ГУП «Водоканал СПб» наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2008 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения и водоотведения путем незаключения договора с альтернативными расчетно-коммунальными сервисами (в том числе с ООО «РКЦ»).

На основании решения Комиссия УФАС выдала Предприятию предписание от 27.10.2011 о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и определением от 20.10.2011 № 05/11468 возбудила в отношении Предприятия дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ (совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации).

28.10.2011 должностным лицом Управления был составлен протокол об административном правонарушении, а 11.11.2011 вынесено Постановление № 05/12587 о назначении ГУП «Водоканал СПб» административного наказания, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100000 руб.

Не согласившись с Постановлением, Предприятие оспорило его в судебном порядке.

Статьей 14.31 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в момент вынесения постановления) установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка других хозяйствующим субъектам.

При рассмотрении дела № К10-205/10 о нарушении Закона «О защите конкуренции» Комиссией УФАС был сделан вывод о том, что в результате злоупотребления ГУП «Водоканал СПб» доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения и водоотведения путем незаключения договора с альтернативными РКЦ (в том числе ООО «РКЦ») созданы неравные (дискриминационные) условия на рынке услуг по расчетам и начислению платы за услугу водоснабжения и канализации (водоотведения), созданы препятствия доступу на указанный рынок услуг, а следовательно, ограничена конкуренция на указанном рынке услуг, то есть в действиях Предприятия имеется нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Указанные выводы явились основанием для возбуждении в отношении Предприятия дела об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.

Решение УФАС по Санкт-Петербургу от 12.11.2010 по делу № К10-205/10 и предписание от 12.11.2010 были оспорены Предприятием в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Решением от 18.04.2011 по делу № А56-1232/2011 Решение и предписание были признаны недействительными.

Суды апелляционной и кассационной инстанций постановлениями от 02.08.2011 и от 22.11.2011 оставили Решение суда первой инстанции без изменения.

Таким образом, имеется вступивший в законную силу судебный акт Арбитражного суда, принятый с участием тех же лиц, о недействительности решения антимонопольного органа о наличии в действиях Предприятия нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления № 05/12587 отсутствовали законные основания для привлечения Предприятия к административной ответственности, поскольку в его действиях не было события административного правонарушения.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое Решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании вышеизложенного оспариваемое Постановление не может быть признано правомерным и обоснованным и подлежит отмене, а требование заявителя подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11.11.2011 №05/12587 о назначении административного наказания ГУП “Водоканал Санкт-Петербурга“.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Ресовская *.*.