Арбитражная практика

Решение от 24 января 2012 года № А46-13541/2011. По делу А46-13541/2011. Омская область.

Решение

г. Омск № дела А46-13541/2011

24 января 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 17.01.2012 г. Полный текст решения изготовлен 24.01.2012 г.

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Баландина В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником Чернушкиной В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Гарантия» (ИНН 5527000023, ОГРН 1095515000162) к Администрации Оконешниковского городского поселения (ИНН 5527007307, ОГРН 1055527016489) о взыскании 16 932 руб. 67коп. В заседании приняли участие: от истца, после перерыва - Федянина О.А. по доверенности от 01.01.2010; от ответчика – Кучеренко И.В., по доверенности от 05.09.2011;

Установил:

иск заявлен обществом с ограниченной ответственностью «Гарантия» (далее – ООО «Гарантия», истец) к Администрации Оконешниковского городского поселения Оокнешниковского муниципального района Омской области (далее – Администрация, ответчик) о взыскании задолженности за содержание мест общего пользования в многоквартирных домах и водоотведение в размере 16932 руб. 67 коп.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 11.01.2012 г. по 17.01.2012 г.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд

Установил:

Согласно Решения Совета депутатов Оконешниковского городского поселения №83 от 27 апреля 2007 года передано из казны Оконешниковского муниципального района в муниципальную собственность Оконешниковского городского поселения, объекты жилищного фонда, в том числе квартиры №7( 65,57кв.м.) по ул. Октябрьская 56, №6 (40,9кв.м.) по ул. Пролетарская 56а, №7(16,4 кв.м.) по ул. Степная 39а. №№16 (17,28кв.м), 5(17,1кв.м), 5а (14кв.м), 8а(16,3кв.м) по ул. Гагарина 40, расположенных в р.п. Оконешниково.



Согласно протоколов собрания собственников помещений в жилых домах: № 56 по ул. Октябрьская; № 56а по ул. Пролетарская; № 39а по ул. Степная; № 40 по ул. Гагарина, избран способ управления – управляющей компанией, ООО «Гарантия».

Факт осуществления деятельности по управлению домами № 56 по ул. Октябрьская; № 56а по ул. Пролетарская; № 39а по ул. Степная; № 40 по ул. Гагарина, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права № 55АГ 164717 от 01.04.2010 г. квартира №7 по ул. Октябрьская, д. 56 в р.п. Оконешниково принадлежит Администрации Оконешниковского городского поселения Оокнешниковского муниципального района Омской области, на остальные квартиры (согласно справок о принадлежности объекта недвижимости) право собственности не оформлено.

Представлены в материалы дела договора социального найма жилого помещения, заключенные между Администрацией (наймодатель) и гражданином (наниматель):

№ 53 от 01.11.2007 г., квартира № 5 дома № 40 по ул. Гагарина в р.п. Оконешниково;

№ 23 от 01.01.2007 г., квартира № 7 дома № 56 по ул. Октябрьская в р.п. Оконешниково;

№ 36 от 01.02.2007 г., № 93 от 24.12.2009 г., квартира № 8 дома № 40 по ул. Гагарина в р.п. Оконешниково;

№ 69 от 01.01.2007 г., № 118 от 01.02.2011 г., квартира № 16 дома № 40 по ул. Гагарина в р.п. Оконешниково;

№ 28 от 18.03.2010 г., квартира № 6 дома № 56 «А» по ул. Пролетарская в р.п. Оконешниково;

Истцом представлен расчет задолженности:

Сумма задолженности по оплате за содержание мест общего пользования в доме №56 по ул. Октябрьская с 01 января 2010 года по 01 июля 2011 года составляет 10771 руб. 86коп..

Сумма задолженности по оплате за содержание мест общего пользования в доме 56а по ул. Пролетарская с 01 января 2010 года по 18 марта 2010 года составляет 806 руб. 04 коп.

Сумма задолженности по оплате за содержание мест общего пользования в доме № 39а по ул. Степная с 01 декабря 2010 года по 01 апреля 2011 года составляет 679 руб. 28 коп.

Сумма задолженности по оплате за содержания мест общего пользования в доме № 40 по ул. Гагарина (жилое помещение №16) с 04 ноября 2010 года по 31января 2011 года составляет 396 руб. 05 коп.

Согласно п. 4.13. трехстороннего договора на содержание, управления и текущего ремонта многоквартирного дома, заключенного между ООО «Гарантия», Администрацией городского поселения р.п. Оконешниково и Абонентом (проживающих по договору найма) Администрация городского поселения р.п. Оконешниково, обязуется производить оплату за услуги и работу по управлению, содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома в случае не исполнения Абонентом обязательств по настоящему договору. В связи с тем, что Абоненты жилых помещений №5,5а,8а,16 дома №40 по ул. Гагарина нарушили свои обязательства в части оплаты за услуги согласно п.4.1 трехстороннего договора на управление и содержания многоквартирного дома, образовалась задолженность 4 279 руб. 44 коп.



В связи с тем, что ответчиком не произведена оплата за содержание мест общего пользования в многоквартирных домах и водоотведение, истец обратился с настоящим иском в суд.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.

Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1). Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункт 2). Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.

Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В силу ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

В силу ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

По условиям ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу п.1 ст. 9 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований, в частности, относятся осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами.

В соответствии с п.2 ст. 100 БК РФ долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по: ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям). Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», публично-правовое образование может обязываться нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, обязательства по которой в силу положений статей 98-100 БК РФ включаются в состав государственного (муниципального) долга.

Трехсторонние договора на содержание, управления и текущего ремонта многоквартирного дома, заключенные между ООО «Гарантия», Администрацией городского поселения р.п. Оконешниково и Абонентом, в части обязывающие Администрацию отвечать по долгам абонента, сверх определенного ст. 155 ЖК РФ, то есть фактически являлся поручителем по исполнению обязательства по оплате абонентом, ничтожно. Вместе с тем необходимо учитывать, что из толкования условий совершенной сделки может следовать, что фактически в рассматриваемом случае имело место не поручительств, а предоставление с соблюдением порядка, установленного бюджетным законодательством, государственной (муниципальной) гарантии.

Согласно п.2 ст. 117 БК РФ от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Из представленных материалов не следует, что Советом депутатов Оконешниковского городского поселения принято Решение о предоставлении муниципальной гарантии, для оплаты задолженности за содержание мест общего пользования в многоквартирных домах и водоотведение.

Анализируя представленные доказательства суд полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, собственником спорных жилых помещений (за исключением квартиры № 7 дома № 56 по ул. Октябрьская) является Оконешниковское городское поселение Оконешниковского муниципального района Омской области, в лице его уполномоченного органа, но иск предъявлен непосредственно к Администрации, которое является самостоятельным юридическим лицом, и несет бремя исполнения только своих обязательств. Так же Администрация не может являться гарантом исполнения обязательств по оплате нанимателями за содержание мест общего пользования в многоквартирных домах и водоотведение, ввиду того, что данное условие противоречит нормам БК РФ. Квартира № 7 дома № 56 по ул. Октябрьская, по договору социального найма передана гражданину, и на нем лежит обязанность по оплате коммунальных платежей и расходов по содержанию общего имущества дома. Истец не представил доказательств того, что имеются обязательства (по данной квартире) в большем размере, чем обязан оплачивать наниматель по договору социального найма, и необходимо, по правилам ч. 4 ст. 155 ЖК РФ, возлагать обязанность по оплате на наймодателя.

руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья В.А. Баландин