Арбитражная практика

Решение от 25 января 2012 года № А74-414/2012. По делу А74-414/2012. Республика Хакасия.

Решение

г. Абакан

25 января 2012 года Дело № А74-414/2012

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2012 года.

Решение в полном объёме изготовлено 25 января 2012 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи *.*. Тутарковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания *.*. Феоктистовой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия

о привлечении индивидуального предпринимателя Биннатова Акифа Аджиахмед оглы (ОГРНИП 304191105000012, ИНН 101100016341)

к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.



В судебном заседании принимали участие

от заявителя: Алахтаев *.*. на основании доверенности от 10 января 2012 года № 63;

индивидуальный предприниматель Биннатов *.*. - паспорт.

Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Биннатова Акифа Аджиахмед оглы (далее – предприниматель) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией).

В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленное требование, пояснив, что при проведении внеплановой выездной проверки с 01 по 31 декабря 2011 года установлены факты осуществления Предпринимателем перевозок пассажиров с нарушением условий лицензирования, установленных подпунктами «а», «б», «в», «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок пассажиров более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637 (далее – Положение о лицензировании), а именно:

не обеспечивается заполнение обязательных реквизитов путевых листов;

не обеспечено соответствие автобуса, используемого для перевозок пассажиров, требованиям Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 (на правой стороне кузова по ходу автобуса и на заднем окне автобуса ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954 21 декабря 2011 года отсутствовали указатели маршрута регулярных перевозок; внутри транспортного средства отсутствовала информация о наименовании, адресе и номере телефона перевозчика, о водителе, наименовании, адресе и контактных телефонах органа, осуществляющего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, указателях мест для пассажиров с детьми и инвалидов, указатели мест расположения огнетушителей, о стоимости проезда, о правилах пользования аварийным выходом);

автобус ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954, используемый для перевозок пассажиров по маршруту № 526 мт «Абакан-Новомарьясово» не оснащён аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

не обеспечено наличие на автобусе ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных пунктом 2.1.1. Правил дорожного движения Российской Федерации (для перевозки используется автобус, не имеющий лицензионную карточку);

в салоне автобуса ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954, используемом для перевозок пассажиров в междугородном сообщении, четыре пассажирских места для сидения не оборудованы ремнями безопасности.



Учитывая вышеизложенное, представитель заявителя просил привлечь Предпринимателя к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 4 000 руб.

Предприниматель требование Управления признал в полном объёме, факт вменяемых правонарушений не оспаривал.

Пояснения представителя Управления, предпринимателя, предоставленные доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.

Биннатов Акиф Аджиахмед оглы зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 19 мая 1997 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия и внесён в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за номером 304191105000012 (свидетельство серии 19 № 0634508).

Биннатов *.*. осуществляет маршрутные пассажирские перевозки автобусами на основании стандартной лицензии №АСС-19-561, выданной Управлением госавтонадзора по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 30 апреля 2002 года на срок по 08 мая 2012 года.

На основании распоряжения от 21 ноября 2011 года №2108/19р, выданного начальником Управления Приедитис *.*. , с целью проведения профилактики административных правонарушений и пресечения противоправной деятельности субъектов транспортного комплекса, в период с 01 по 31 декабря 2011 года была проведена проверка автотранспортных средств, оборудованных для перевозок более 8 человек.

21 декабря 2011 года в 14 часов 35 минут в г. Абакане, ул. Т. Шевченко, 62, на территории ОАО «Автовокзал» при проверке автобуса ГАЗ-32213 г/н АВ 954 19, принадлежащего предпринимателю Биннатову *.*. (свидетельство о регинстрации транспортного средства 19 ТУ 478127), под управлением водителя Шифмана *.*. , были выявлены нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией.

В ходе проверки были установлены нарушения Предпринимателем требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности пассажирских перевозок, которые зафиксированы в сообщении об обнаружении административного правонарушения от 21 декабря 2011 года, подписанном Предпринимателем.

Извещением о составлении протокола об административном правонарушении от 21 декабря 2011 года предпринимателя уведомили о необходимости явки в 13 час. 22 декабря 2011 года в Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия для составления протокола об административном правонарушении. Указанное извещение вручено лично предпринимателю 21 декабря 2011 года, о чем свидетельствует его подпись.

22 декабря 2011 года в присутствии Предпринимателя государственным инспектором Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Алахтаевым *.*. составлен протокол серии КЯК №054006 об административном правонарушении, в котором отражено, что Предпринимателем для перевозки пассажиров по маршруту № 526 мт «Абакан-Новомарьясово» выявлены следующие нарушения:

не обеспечивается заполнение обязательных реквизитов путевых листов;

не обеспечено соответствие автобуса, используемого для перевозок пассажиров, требованиям Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, (на правой стороне кузова по ходу автобуса и на заднем окне автобуса ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954 21 декабря 2011 года отсутствовали указатели маршрута регулярных перевозок; внутри транспортного средства отсутствовала информация о наименовании, адресе и номере телефона перевозчика, о водителе, наименовании, адресе и контактных телефонах органа, осуществляющего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, указателях мест для пассажиров с детьми и инвалидов, указатели мест расположения огнетушителей, о стоимости проезда, о правилах пользования аварийным выходом);

автобус ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954, используемый для перевозок пассажиров по маршруту № 526 мт «Абакан-Новомарьясово», не оснащён аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

не обеспечено наличие на автобусе ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных пунктом 2.1.1. Правил дорожного движения Российской Федерации (для перевозки используется автобус, не имеющий лицензионную карточку);

в салоне автобуса ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954, используемом для перевозок пассажиров в междугородном сообщении, четыре пассажирских места для сидения не оборудованы ремнями безопасности.

Выявленные при проверке нарушения квалифицированы как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, Предприниматель был ознакомлен, о чём свидетельствует его подпись в протоколе от 22 декабря 2011 года серии КЯК № 054006.

При ознакомлении с протоколом Предпринимателем даны объяснения о том, что он с выявленными нарушениями согласен.

Составленный Управлением в отношении Предпринимателя протокол об административном правонарушении от 22 декабря 2011 года серии КЯК № 054006, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами параграфа 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно пункту 5.1.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе, международных договоров Российской Федерации о транспортной безопасности.

Пунктом 6.1. данного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

В соответствии с Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённым приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 октября 2007 года № ГК-938-ФС, в территориальных органах Ространснадзора в перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, включены, в том числе: государственные инспекторы и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами.

Должностным регламентом государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (Алахтаев *.*. ), утверждённым и.о. начальника управления-главного государственного инспектора госавтодорнадзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Приедитис *.*. , предусмотрено, что в должностные обязанности Алахтаева *.*. входит осуществление в установленном порядке контроля и надзора за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности на автомобильном транспорте юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, находящимися на территории Республики Хакасия, а также оформление протоколов об административном правонарушении при выявлении нарушений требований нормативных правовых актов в ходе проверки хозяйствующих субъектов.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом – государственным инспектором Территориального отдела Управления Алахтаевым *.*.

Протокол от 22 декабря 2011 года серии КЯК № 054006 составлен с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Предпринимателя, которому разъяснены права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией) влечёт административную ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа.

Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Статьёй 2 названного закона определено, что лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров, установленным подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании и частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», является соблюдение установленных статьёй 20 указанного Федерального закона основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Согласно пункту 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Минтранса Российской Федерации от 08 января 1997г. №2 и зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 14.05.1997г. № 1302 (далее – Положение №2 об обеспечении безопасности перевозок пассажиров), индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров, обязан обеспечить надёжность водителей автобусов путём обеспечения водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами.

Обязанность индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозочную деятельность на автомобильном транспорте, по оформлению и заполнению путевых листов предусмотрена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 года №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Приказ № 152).

В разделе II Приказа №152 установлены обязательные реквизиты путевого листа, к ним относятся: номер путевого листа (подпункт 1 пункта 3 Приказа № 152); показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо) (подпункт 3 пункта 6 Приказа № 152).

В разделе III Приказа № 152 установлен порядок заполнения путевого листа. Согласно пунктам 12, 14 Приказа № 152 номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на указанную стоянку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя.

В соответствии с пунктом 17 Приказа № 152 собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.

Как следует из представленного в материалы дела путевого листа от 21 декабря 2011 года, в нём не указаны почтовый адрес, учётный номер путевого листа, время проведения предрейсового медицинского осмотра водителя, инициалы и фамилия медицинского работника, показания одометра (полные км пробега) при выезде автобуса из гаража.

Факт ненадлежащего оформления и заполнения путевых листов подтверждается представленными в материалы дела копией путевого листа от 21 декабря 2011 года, объяснительной предпринимателя от 21 декабря 2011 года, копией расписания маршрутного автобуса предпринимателя Биннатова *.*.

Индивидуальный предприниматель не представил суду доказательств обратного и не оспаривает данное правонарушение.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом является соблюдение установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктом 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 (далее – Правила), транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; на заднем окне транспортного средства.

На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок (пункт 33 Правил).

Пунктами 36, 37 Правил предусмотрено, что над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.

Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

указатели мест расположения огнетушителей;

указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

На момент проверки указанные требования предпринимателем не были соблюдены, поскольку на правой стороне кузова по ходу автобуса и на заднем окне автобуса ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954 21 декабря 2011 года отсутствовали указатели маршрута регулярных перевозок; внутри транспортного средства отсутствовала информация о наименовании, адресе и номере телефона перевозчика, о водителе, наименовании, адресе и контактных телефонах органа, осуществляющего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, указателях мест для пассажиров с детьми и инвалидов, указатели мест расположения огнетушителей, о стоимости проезда, о правилах пользования аварийным выходом.

Выявленные правонарушения подтверждены представленными в материалы дела документами: протоколом об административном правонарушении от 22 декабря 2011 года, сообщением об обнаружении административного правонарушения от 21 декабря 2011 года, объяснительной предпринимателя от 21 декабря 2011 года, фотоснимками автобуса ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954, являющимися приложением к протоколу от 22 декабря 2011 года серии КЯК № 054006,

Индивидуальный предприниматель не представил суду доказательств обратного и не оспаривает данное правонарушение.

Другим лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров, установленным подпунктами «а» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании и частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 года № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» предусмотрено, что в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.

В силу пункта 1 «г» Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» в целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, а также совершенствования геодезических и кадастровых работ Правительство Российской Федерации постановило, что автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Виды транспортных, технических средств и систем, указанных в подпунктах «г» – «е» пункта 1 настоящего Постановления и подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности (пункт 2 Постановления).

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технически х средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GP» и в целях повышения безопасности и эффективности перевозки автомобильным транспортом пассажиров и опасных грузов приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09 марта 2010 года №55 утверждён прилагаемый Перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Проверкой установлено, что автобус ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954, используемый для перевозок пассажиров по маршруту № 526 мт «Абакан-Новомарьясово», не оснащен аппаратурой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, позволяющей круглосуточно, в режиме реального времени, определить скорость транспортного средства, его уклонение от установленного маршрута и графика движения, а также поддерживать голосовую связь с водителем. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 22 декабря 2011 года, сообщением об обнаружении административного правонарушения от 21 декабря 2011 года.

Тем самым предприниматель допустил нарушения указанных требований законодательства.

Индивидуальный предприниматель не представил суду доказательств обратного и не оспаривает данное правонарушение.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - ПДД), является требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров.

Пунктом 2.1.1. ПДД определено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

В нарушение указанного требования автобус ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954, используемый для перевозок пассажиров по маршруту № 526 мт «Абакан-Новомарьясово», лицензионной карточки не имеет, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 22 декабря 2011 года, сообщением об обнаружении административного правонарушения от 21 декабря 2011 года, объяснительной предпринимателя от 21 декабря 2011 года.

Индивидуальный предприниматель не представил суду доказательств обратного и не оспаривает данное правонарушение.

В соответствии с подпунктами «а» и «в» Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении, а также соблюдение лицензиатом установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Основные положения), в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.

Согласно пункту 7.9 Приложения к указанным Основным положениям запрещается эксплуатация транспортных средств, если отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями.

Кроме того, следует учитывать, что наличие ремней безопасности на транспортном средстве предусмотрено Техническим регламентом о безопасности колёсных транспортных средств, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720.

Объяснительной предпринимателя от 21 декабря 2011 года, фотоснимками, являющимися приложением к протоколу от 22 декабря 2011 года серии КЯК № 054006, протоколом об административном правонарушении от 22 декабря 2011 года, сообщением об обнаружении административного правонарушения от 21 декабря 2011 года подтверждён факт отсутствия в салоне автобуса ГАЗ-32213 государственный номер АВ 954, используемом для перевозок пассажиров в междугородном сообщении, ремней безопасности на четырёх пассажирских сидениях.

Индивидуальный предприниматель не представил суду доказательств обратного и не оспаривает данное правонарушение.

Поскольку материалами дела подтверждён факт осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, то привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует закону.

Арбитражный суд пришёл к выводу, что Предприниматель, осуществляя перевозки пассажиров, не обеспечил соблюдение вышеперечисленных требований, что является основанием для констатации в его действиях нарушения условий, предусмотренных в выданной ему лицензии. Между тем в выданной Предпринимателю лицензии предусмотрено в качестве лицензионного условия соблюдение установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

С учётом предусмотренных статьёй 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от индивидуального предпринимателя не зависящих.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд считает, что вина Предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, поскольку невозможность исполнения, а также наличие объективной невозможности соблюдения установленных правил и норм законодательства о лицензировании не доказаны.

Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод, что у арбитражного суда имеются основания для привлечения Предпринимателя к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку состав спорного правонарушения доказан заявителем.

Установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истёк.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией) влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от трёх до четырёх тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

При назначении размера штрафа арбитражный суд полагает необходимым учесть следующее.

Судом установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность предпринимателя: вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 апреля 2011 года по делу № А74-857/2011 и от 01 августа 2011 года по делу № А74-2108/2011. Данными решениями индивидуальный предприниматель Биннатов *.*. привлекался к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий, предусмотренных в лицензии.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отягчающим административную ответственность обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истёк срок, предусмотренный статьёй 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учётом вышеизложенного арбитражный суд, приняв во внимание то, что на момент рассмотрения данного спора не истёк срок, предусмотренный статьёй 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (1 год со дня окончания исполнения судебного акта о привлечении к административной ответственности), полагает возможным назначить предпринимателю наказание в виде административного штрафа в размере четырёх тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 169, 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Привлечь Биннатова Акифа Аджиахмед оглы к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией).

Назначить индивидуальному предпринимателю Биннатову Акифу Аджиахмед оглы, с. Соленоозерное, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя 19.05.1997 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (свидетельство серия 19 № 0634508), административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Уплата штрафа производится по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Республике Хакасия (МУГАДН, л/с 04801W01320),

расчётный счёт: 401 0181 02 000 000 10001,

ИНН 246 321 64 98,

КПП 246 301 001,

банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Хакасия Банка России,

БИК 040 407 001,

ОКАТО 954 01 000 000,

код бюджетной классификации - 106 116 900 4004 0000 140.

В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу № А74-414/2012.

Заверенную копию документа об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия *.*. Тутаркова