Арбитражная практика

Решение от 19 января 2012 года № А03-19463/2011. По делу А03-19463/2011. Алтайский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ 656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.(3852) 61-92-78, факс 61-92-93 http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru Именем Российской Федерации Решение

г. Барнаул Дело № А03-19463/2011

19 января 2012 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Сайчука А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шитовым О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества “Волчихинский маслосырзавод“, с. Волчиха Волчихинского района Алтайского края, о признании незаконными действий налогового органа, признании налогового органа утратившим возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, с участием в деле в качестве заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Алтайскому краю, р.п. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края,

без участия в заседании представителей сторон,

Установил:

В арбитражный суд обратилось закрытое акционерное общество “Волчихинский маслосырзавод“, ОГРН 1022202576274, ИНН 2238000160 (далее по тексту – общество), с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Алтайскому краю (далее по тексту – налоговый орган), выразившихся в выставлении требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа №201275 по состоянию на 21.10.2011 года, признании налогового органа утратившим возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам на общую сумму 429 038 руб. 78 коп.

Определением от 20 декабря 2011 года суд назначил по делу предварительное судебное заседание на 19 января 2012 года на 09 час. 30 мин. и судебное заседание арбитражного суда первой инстанции на 19 января 2012 года на 09 час. 35 мин.

О месте и времени вышеуказанных судебных заседаний лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены, что подтверждается уведомлениями о вручении заказных почтовых отправлений, однако эти лица явку своих представителей не обеспечили, возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие не представили.

Принимая это во внимание, суд, руководствуясь ч.4 ст. 137 и ч.2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся представителей сторон.

Исследовав материалы дела суд



Установил:

Как следует из материалов дела, обществу налоговым органом направлено требование №201275 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.10.2011 года, которым обществу было предложено в добровольном порядке в срок до 12.11.2011 года уплатить недоимку в сумме 0 руб. 88 коп., задолженность по пене в сумме 428 754 руб. 77 коп., и задолженность по штрафу в сумме 283 руб. 13 коп., всего на общую сумму 429 038 руб. 78 коп.

Оценивая действия налогового органа по направлению вышеуказанного требования суд исходит из того, что положения п.1 ст. 45 Налогового кодекса РФ предусматривают, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которым в соответствии с ч.1 и 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ признается письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, направляемое налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с п.4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии с п. 8 ст. 69 Налогового кодекса РФ правила, предусмотренные указанной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Таким образом, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа должно соответствовать фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, пеней, штрафа и иных обязательных платежей.

Содержание требования №201275 по состоянию на 21.10.2011 года свидетельствует о том, что установленным сроком уплаты недоимки, в том числе на которую произведено начисление пеней, указана календарная дата 17.10.2011 года, которая не предусмотрена в качестве установленной законодательством о налогах и сборах датой уплаты указанных в этом требовании обязательных платежей. Кроме того, предлагая обществу к уплате этим требованием задолженность по пене, налоговый орган не указал суммы недоимки, на которые произведено начисление пеней.

В представленном по делу отзыве на заявление налоговый орган указал на то обстоятельство, что недоимка, задолженность по пене и штрафам образовалась у учреждения более 3 лет назад. Из приложенных к отзыву на заявление выписок из лицевого счета и расчетов пени следует, что недоимка по налогам, взносам, в том числе на которую произведено начисление пени, а также задолженность по штрафам, предложенным обществу к уплате требованием №201275 по состоянию на 21.10.2011 года образовались по состоянию на календарные даты: 01.01.2005 года, 01.03.2005 года, 31.03.2005 года, 01.01.2006 года и 26.07.2008 года.



Принимая это во внимание суд исходит из того положения статьи 70 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ, действовавшей в период до 01.01.2007, устанавливали, что требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, сбора в установленный срок, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Положения этой же статьи в редакции Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2007 года, предусматривали, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, регламентирующей порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога по результатам налоговой проверки. Аналогичный порядок установлен п.3 ст. 70 Налогового кодекса РФ для направления налогоплательщику требования об уплате пеней. Требование об уплате недоимки (пени, штрафа), выявленного по результатам мероприятий налогового контроля должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Положения п.2 ст. 45 Налогового кодекса РФ предусматривают, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 46 и 47 Налогового кодекса РФ, то есть в бесспорном порядке, путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банке или путем обращения взыскания на его имущество на основании соответствующих решений налогового орана, а в случае пропуска срока на принятие соответствующих решений (до 01.01.2007 года – не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а с 01.01.2007 года – не позднее двух месяцев после истечения указанного срока) – в судебном порядке.

Положения ст.ст. 46 и 47 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей до 01.01.2007 года, не предусматривали какого-либо специального срока, в течение которого налоговый орган мог обратиться с заявлением в суд о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога и пеней, однако в данном случае, с учетом универсальности воли законодателя, подлежал применению срок, установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, предусматривающий возможность обращения в суд с заявлением о взыскании суммы налога, в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данный срок являлся пресекательным.

С 01.01.2007 года положения п.3 ст. 46 Налогового кодекса РФ предусматривали возможность обращения налогового орана в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающихся к уплате сумм налогов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, при этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В то же время, при рассмотрении настоящего дела налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о реализации им до обращения общества с настоящем заявлением в арбитражный суд права, предусмотренного п.9 ст. 31 Налогового кодекса РФ в отношении спорной задолженности, правоотношения по уплате которой возникли после 31.12.2006 года..

В п. 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Пунктом 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам, сборам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.

Согласно п. 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном статьями 46 – 48 Налогового кодекса РФ, то есть в порядке, аналогичном порядку взыскания недоимки.

При определении предельных сроков взыскания недоимок по налогам необходимо учитывать совокупность сроков, установленных статьями 46, 47, 48 и 70 Налогового кодекса РФ, с учетом толкования, которое дано в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, а также пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 №71.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 Налогового кодекса РФ, не должен влечь за собой изменения совокупности сроков, установленных ст.ст. 46, 47, 48 и 70 Налогового кодекса РФ. Иное применение названных норм позволило бы налоговому органу самостоятельно увеличивать срок взыскания недоимок и пеней при наличии законодательно установленного ограничения этого срока.

Положения п.1 ст. 115 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ, предусматривали, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Положения этой же статьи в редакции Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ (и последующими редакциями) устанавливают порядок взыскания штрафных санкций, аналогичный порядку взыскания недоимки.

Таким образом, исходя из анализа статей 46, 47, 48, 70 и 115 Налогового кодекса РФ следует, что порядок взыскания задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам четко регламентирован законодательством и не может носить произвольный характер. Данный порядок ограничен определенными сроками, по истечении которых соответствующие органы утрачивают право на принудительное взыскание налога, сбора и пени, штрафа, как в бесспорном, так и в судебном порядке.

Вышеизложенное в своей совокупности свидетельствует о том, что действия налогового органа по направлению обществу требования №201275 по состоянию на 21.10.2011 года с предложением уплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам на общую сумму 429 038 руб. 78 коп. не отвечают принципу законности, поскольку эти действия не соответствуют условиям, предусмотренным п.2 и 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ и следствием таких действий является возложение на общество, как на налогоплательщика, дополнительных обязательств по уплате в бюджет недоимки и задолженности по пене и штрафам, возможность взыскания которых налоговым органом утрачена.

При принятии решения по настоящем делу арбитражный суд учитывает то обстоятельство, что в силу положений п.п.4 п.1 ст. 59 Налогового кодекса РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в частности, случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Установленные при рассмотрении дела обстоятельства, позволяют арбитражному суду применить положения п.п.4 п.1 ст. 59 Налогового кодекса РФ и признать налоговый орган утратившим возможность взыскания с общества недоимки, задолженности по пеням и штрафам на общую сумму 429 038 руб. 78 коп.

Таким образом, требования общества о признании действий налогового органа по выставлению вышеуказанного требования незаконными, а также признании налогового органа утратившим возможность взыскания недоимки, задолженности по пене и штрафам, предложенным к уплате этими же требованием, подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на налоговый орагн.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167 – 170, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Алтайскому краю, выразившиеся в направлении закрытому акционерному обществу “Волчихинский маслосырзавод“, ОГРН 1022202576274, ИНН 2238000160, требования №201275 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21 октября 2011 года с предложением к уплате недоимки, задолженности по пеням и штрафам на сумму 429 038 руб. 78 коп.

Признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №8 по Алтайскому краю утратившей возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам на сумму 429 038 руб. 78 коп., предложенных к уплате закрытому акционерному обществу “Волчихинский маслосырзавод“ вышеуказанным требованием, в связи с истечением установленных сроков взыскания такой недоимки и задолженности.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Алтайскому краю в пользу закрытого акционерного общества “Волчихинский маслосырзавод“ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, и в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья А.В. Сайчук