Арбитражная практика

Решение от 24 января 2012 года № А62-9/2011. По делу А62-9/2011. Смоленская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

проспект Гагарина, д. 46, г. Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

город Смоленск Дело № А62-9/2011

24.01.2012

Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2012 года

Полный текст решения изготовлен 24 января 2012 года

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Яковенковой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой *.*. ,



рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Прокуратуры Смоленской области

(ОГРН 1036758306419, ИНН 6730017030)

к 1) Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области (ОГРН 1026700538578, ИНН 6704003961)

Обществу с ограниченной ответственностью «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Струково»

(ОГРН 1076726000900, ИНН 6704009748)

третьи лица: 1) Департамент Смоленской области по лесному хозяйству

(ОГРН 1076731007143, ИНН 6730069856)

Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Смоленской области (ОГРН 1026701442283, ИНН 6729016458),

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области



(ОГРН 1096731006855, ИНН 7710542402)

о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Павленко *.*. , прокурор отдела, удостоверение ТО № 103167 выдано 02.12.2010,

от Администрации – Светлакова *.*. , начальник отдела по управлению имуществом, доверенность от 25.01.2011 № 117, Сосонкина *.*. , главный специалист по юридическим вопросам, доверенность от 28.02.2011 № 25;

от Общества - не явились, извещены надлежащим образом,

от Департамента – Корнеев *.*. , представитель, доверенность от 06.07.2010 № 1-9630,

от Кадастровой палаты – Айваржи *.*. , начальник юридического отдела, доверенность от 10.01.2012 № 01,

от Территориального управления – Гавриченко *.*. , главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения, доверенность от 12.01.2012 № 04-57/ГИ,

Установил:

Прокуратура Смоленской области (далее – истец, Прокуратура) обратилась в арбитражный суд с исковыми требованиями к Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области (далее – ответчик-1, Администрация) и Обществу с ограниченной ответственностью «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Струково» (далее – ответчик-2, Общество) о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Смоленской области по лесному хозяйству (далее – Департамент).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.04.2011 в удовлетворении заявленных требований Прокуратуре отказано в полном объеме.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 Решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Прокуратуры без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.09.2011 судебные акты по делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области. Основанием для отмены судебных актов явилось неполное исследование судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, неправильное применение норм материального права, а именно: по мнению суда кассационной инстанции, ответчиками признавались обстоятельства вхождения в спорный земельный участок участков лесного фонда, однако судами первой и апелляционной инстанции вышеуказанные обстоятельства не приняты в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Кроме того, в разделе 16 (особые отметки) представленного в материалы дела кадастрового паспорта от 24.08.2010 земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, указано «площадь и местоположение границ земельного участка соответствуют материалам межевания. На данном земельном участке имеется 678 га земель, отнесенных распоряжением Главы администрации Смоленской области от 05.12.2007 № 1035-р к категории земель лесного фонда». По мнению суда кассационной инстанции, из совокупности вышеприведенных обстоятельств может следовать, что в составе отчужденного 11.08.2008 с торгов в пользу ООО «КСП «Струково» земельного участка находились земли лесного фонда, являющиеся федеральной собственностью.

При новом рассмотрении дела в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Смоленской области (далее – Кадастровая палата) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (далее – Территориальное управление).

Доводы и исковые требования Прокуратуры при новом рассмотрении дела не изменились.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Главы администрации Дорогобужского района от 16.11.2000 № 844 из земель энергетики и электрификации ОАО «Смоленскэнерго» изъят земельный участок общей площадью 1911 га, в том числе 1161 га сельхозугодий, из них 1035 га пашни, 121 га сенокосов, 5 га пастбищ, 693 га леса, 56 га кустарников и 1 га болот, с кадастровым номером 67:0615 21:00:0000, расположенный по адресу: Дорогобужский район, Фрунзенская сельская администрация, отделение Струково, и предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование ОАО «Струково» (л.д. 27-29, том 1).

9 января 2001 года земельный участок общей площадью 1911 га, находящийся в государственной собственности, зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за ОАО «Струково», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 67-01-11-2а-2000-0476 (л.д. 30, том 1).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 № 660 «Об утверждении правил кадастрового деления территории и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» и приказа Росземкадастра от 15.06.2001 № ПУ/117 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» изменена структура кадастрового номера, в результате чего данному земельному участку присвоен кадастровый номер 67:06:0000000:0176.

Постановлением Главы муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области от 19.03.2007 № 143 на основании заявления ОАО «Струково» прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 67:06:00000 00:0176, площадью 19110000 кв. м, расположенным по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, Фрунзенское сельское поселение, отделение «Струково». Данный земельный участок зачислен в фонд перераспределения земель (л.д. 32, том 1).

В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:0176 (предыдущий кадастровый номер 67:06:15 21:00:0000), площадью 1911 га, в 2007 году были образованы и поставлены на кадастровый учет: земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, общей площадью 18132917 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером 67:06:0030102:41, общей площадью 976953 кв.м.

По данным межевания 15.10.2007 начальником территориального (межрайонного) отдела № 3 Управления Роснедвижимости по Смоленской области Малининой *.*. был выдан кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:0191 (выписка из государственного земельного кадастра) от 15.10.2007 № 06/07-02-1274. Согласно данной выписке указанный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, состоит из трех самостоятельных земельных участков, каких-либо сведений о правах и обременениях этого земельного участка в выписке не содержится.

В связи с этим Администрацией 26.05.2008 принято Решение о продаже земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:0191 на торгах. Проведение торгов было поручено ГУ «Долговой центр при Администрации Смоленской области». Торги в форме конкурса открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений по цене состоялись 11.07.2008, победителем торгов было признано ООО «КСП «Струково».

По результатам торгов между Администрацией и Обществом 11.07.2008 заключен договор купли-продажи земельного участка № 114/0 8ДЦ (л.д. 11-12, том 1).

Согласно условиям договора продавец передает покупателю в собственность за плату в размере 3 395 761, 56 рубля земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, общей площадью 18132917 кв.м., расположенный по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, с/п Фрунзенское, отделение «Струково». Земельный участок передан Обществу по акту приема-передачи от 17.07.2008.

Право собственности Общества на указанный земельный участок зарегистрировано Дорогобужским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области 15.08.2008.

Прокуратура, в обоснование заявленных требований, указывает на то, что на спорном земельном участке имеются участки, относящиеся к землям лесного фонда. Согласно распоряжению Администрации Смоленской области от 05.12.2007 № 1035-р/адм «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроительных участков земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций» лесоустроенные участки земель, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, отнесены к землям лесного фонда, в том числе площадью 39 927 га на территории Дорогобужского района; согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.09.2001 на участок лесного фонда общей площадью 399270000 кв.м., в том числе ОАО «Струково» - 6930000 кв.м., зарегистрировано право Российской Федерации (л.д. 31, 36, том 1). Из плана лесонасаждений Дорогобужского межхозяйственного лесхоза, таксационного описания, ведомостей поквартальных итогов распределения площадей по категориям земель и общих запасов насаждений Дорогобужского межхозяйственного лесхоза, ответов Департамента Смоленской области по лесному хозяйству, ОГУ «Смоленское управление лесничествами» усматривается, что спорный земельный участок включает земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Начальником территориального отдела № 3 Управления Роснедвижимости по Смоленской области Малининой О.С 08.02.2008 и 22.05.2008 в адрес главы муниципального образования «Дорогобужский район» Ерастенкова *.*. и и.о. главы администрации Власова *.*. направлялись уведомления о том, что земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:0191 по виду угодий имеет земли под лесными насаждениями, которые согласно распоряжению Администрации Смоленской области от 05.12.2007 № 1035-р/адм отнесены к категории земель лесного фонда, в связи с чем, необходимо учесть данные государственного кадастрового учета при предоставлении вышеуказанного земельного участка. Однако от Администрации ни на одно уведомление ответов не последовало. Таким образом, оспариваемый договор купли-продажи заключен в нарушение требований земельного и лесного законодательства и является ничтожной (недействительной) сделкой, так как Администрация незаконно распорядилась спорным земельным участком, в состав которого входят земли лесного фонда, превысив предоставленные ей законом полномочия и нарушив тем самым права и законные интересы Российской Федерации.

Администрация представила отзыв на исковое заявление, с заявленными требованиями не согласна по следующим основаниям. На основании заявления ОАО «Струково» Постановлением Главы муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области от 19.03.2007 № 143 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 67:06:00000 00:0176, площадью 19110000 кв. м, расположенным по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, Фрунзенское сельское поселение, отделение «Струково». Данный земельный участок зачислен в фонд перераспределения земель. Какие - либо ограничения или обременения данного земельного участка отсутствовали, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.01.2001 серии 67 № 026900, а также выпиской из Единого государственного реестра земель по состоянию на 21.11.2000 (л.д. 28-30, том 1). Указанный земельный участок был разделен на два самостоятельных земельных участка, в 2007 году были выполнены работы по межеванию земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 18132917 кв. м и осуществлен его кадастровый учет. По данным межевания 15.10.2007 начальником территориального (межрайонного) отдела № 3 Малининой *.*. был выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 15.10.2007 № 06/07-02-1274. Данная выписка из государственного земельного кадастра содержит информацию о земельном участке с кадастровым номером 67:06:000 00 00:0191, в которой указана категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. В предоставленной выписке в строке 15 формы В.1 (сведения о правах) какие-либо отметки отсутствуют. В строке 16 формы В.1 (особые отметки) указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания. Форма В.3 также содержит сведения только о частях земельного участка и не содержит сведений об обременениях. Данный кадастровый план послужил основанием для принятия Администрацией решения о продаже указанного земельного участка, так как не содержал сведений, ограничивающих его оборотоспособность. По результатам состоявшихся 11.07.2008 торгов между Администрацией и Обществом заключен договор купли-продажи земельного участка № 114/0 8ДЦ.

Действительно, начальником территориального (межрайонного) отдела № 3 Управления Роснедвижимости по Смоленской области Малининой *.*. в адрес Главы муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области были направлены письма от 08.02.2008 № 5 и от 22.05.2008 № 41. Данные письма носили уведомительный характер. Сведения о том, что кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра от 15.10.2007 № 06/07-02-1274) содержит недостоверные сведения, не представлялись; какие-либо изменения в кадастровый план земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не внесены до настоящего времени; другой кадастровый план, содержащий точные сведения о данном земельном участке, в адрес Администрации не направлялся. Кроме того, распоряжение Администрации Смоленской области от 05.12.2007 № 1035-р/адм отсутствует в правовых базах и опубликовано не было. Таким образом, Администрация муниципального района на момент предоставления земельного участка действующее законодательство не нарушала. Земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, площадью 18132917 кв. м, используется ООО «КСП «Струково» для сельскохозяйственного производства. По результатам подведения итогов работы сельхозпредприятий муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области за 2010 год ООО «КСП «Струково» заняло первое место. Кроме того, Общество согласно внести изменения в сведения земельного кадастра, исключив из общей площади земельного участка 18132917 кв. м с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, площади, отнесенные к категории земель лесного фонда согласно проведенному межеванию.

В письменных пояснениях по делу от 22.11.2011 Администрация дополнительно указала, что она считает выводы суда кассационной инстанции о том, что ответчик признал факт включения земель лесного фонда в состав реализованного земельного участка, безосновательными, так как представители ответчика лишь поясняли суду, что на участке имеется незначительная растительность в виде олешника, который мог произрастать в связи с неиспользованием спорного земельного участка длительное время.

Ответчик-2 отзыв на исковое заявление не представил, в судебные заседания при повторном рассмотрении дела его представители не являлись; при первоначальном рассмотрении дела он поддерживал доводы ответчика-1, заявлений о признании исковых требований не делал.

Департамент представил отзыв на исковое заявление, в судебном заседании представитель поддержал доводы истца.

Кадастровая палата представила отзыв на исковое заявление, в судебном заседании представитель поддержал доводы истца.

Территориальное управление представило отзыв на исковое заявление, в судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для пр Ф.И.О. переработки сельскохозяйственной продукции (пункту 2 статьи 77 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Как следует из пункта 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (пункт 3 статьи 6 Кодекса).

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Свой довод о том, что спорный земельный участок включает в себя участки лесного фонда и, следовательно, Администрация не вправе им распоряжаться, истец обосновывает материалами лесоустройства, а также письмами начальника территориального (межрайонного) отдела № 3 Управления Роснедвижимости по Смоленской области Малининой *.*. от 08.02.2008 № 5, от 22.05.2008 № 41, от 22.02.2010 № 10, письмом начальника Дорогобужского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 23.09.2010 № 287, письмом Департамента Смоленской области по лесному хозяйству от 29.09.2010 № 01-10-1118, письмом ОГУ «Смоленское управление лесничествами» от 06.10.2010 № 551 (л.д. 37-39, 43-60, том 1).

Однако судом установлено и подтверждается материалами дела, в графах 8.1 и 8.2 кадастрового плана спорного земельного участка от 15.10.2007, от 17.08.2009, от 10.09.2009, от 15.10.2009, от 22.03.2010, от 24.08.2010, от 03.02.2011 указана категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения»; в строке 15 формы В.1 кадастровых планов от 15.10.2007, от 17.08.2009, от 22.03.2010, от 03.02.2011 (сведения о правах), выданных как ранее совершения сделки купли-продажи земельного участка, так и значительно позднее, какие-либо отметки отсутствуют (л.д. 38, 57, 62, 131, том 3), в строке 16 формы В.1 (особые отметки) указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания; форма В.3 кадастровых паспортов от 15.10.2007, от 17.08.2009, от 10.09.2009, от 15.10.2009, от 24.08.2010 и от 03.02.2011 содержит сведения только о частях земельного участка и не содержит сведений об обременениях земельного участка. Следовательно, спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, а относится к землям сельскохозяйственного назначения, поэтому довод истца о том, что Администрация не вправе распоряжаться указанным земельным участком является ошибочным.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В статье 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указаны случаи отказа в проведении государственной регистрации прав.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав на недвижимое имущество может быть отказано в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Как следует из материалов дела, право собственности ООО «КСП «Струково» на спорный земельный участок зарегистрировано Дорогобужским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области 15.08.2008; право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 399270000 кв.м. в границах Дорогобужского района Смоленской области зарегистрировано 20.04.2001, то есть значительно ранее (л.д. 7, том 4).

Из заключения от 08.10.2010 Комиссии Управления Росреестра по Смоленской области, созданной для проверки соблюдения законодательства при отчуждении земельных участков в Дорогобужском районе, следует, что в связи с отсутствием в делах правоустанавливающих документов сведений о нахождении в составе земель сельскохозяйственного назначения лесных участков и обращения начальника территориального отдела № 3 Управления Роснедвижимости у государственных регистраторов не возникли сомнения в законности проведения государственной регистрации, в связи с чем в уполномоченные органы не были направлены соответствующие запросы. Комиссия рекомендовала в целях недопущения фактов государственной регистрации прав собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят лесные участки, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Смоленской области указывать в качестве обременения в кадастровых паспортах сведения о наличии лесных участков (л.д. 81-90, том 3).

Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом деле относительно лесного участка площадью 399270000 кв.м. в границах Дорогобужского района Смоленской области, право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано 20.04.2001, указанный участок поставлен на кадастровый учет 19.05.2010, с присвоением ему кадастрового номера 67:06:0000000:206, в графе 15 формы КВ.1 кадастровых выписок от 18.05.2010, от 28.07.2010, от 20.08.2010, от 17.02.2011, от 31.03.2011, от 15.08.2011 указан вид права «Государственная собственность», в графе 16 – «В АИС ГКН отсутствуют данные для изготовления формы КВ.2. Площадь и местоположение границ земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании» (л.д. 1-23, том 4).

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что как на момент проведения государственной регистрации права собственности ООО «КСП «Струково» на спорный земельный участок, так и в настоящий момент в Едином государственном реестре прав отсутствуют какие-либо сведения об обременениях (ограничениях) оборотоспособности спорного земельного участка, в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палатой также до настоящего времени не внесены сведения о том, что на спорном земельном участке имеются участки лесного фонда. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из кадастрового паспорта от 15.10.2007, от 17.08.2009, от 10.09.2009, от 15.10.2009, от 24.08.2010 и от 03.02.2011.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ установлено, что категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в том числе в случае включения непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, площадью 18132917 кв. м, надлежащим образом сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается кадастровыми планами земельного участка (выписками из государственного земельного кадастра) от 15.10.2007, от 17.08.2009, от 10.09.2009, от 15.10.2009, от 24.08.2010, от 03.02.2011.

Доказательства перевода указанного земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда в материалах дела отсутствуют.

Доводы Прокуратуры и Департамента о том, что, если на земельном участке располагаются леса, он относится в любом случае к землям лесного фонда, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и землях иных категорий.

Из представленных истцом в материалы дела доказательств невозможно определить имеет ли спорный земельный участок наложение на земли лесного фонда или нет (если имеет, то в какой части), так как межевание земель лесного фонда, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации от 14.05.2008 серии 67–АБ № 288756, л.д. 40, том 1), на территории Дорогобужского района не проводилось, в связи с этим площадь и местоположение границ земельного участка являются ориентировочными. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимся в кадастровом деле лесного участка площадью 399270000 кв.м. в границах Дорогобужского района Смоленской области, кадастровый номер 67:06:0000000:206. Так в графе 16 формы КВ.1 кадастровых выписок от 18.05.2010, от 28.07.2010, от 20.08.2010, от 17.02.2011, от 31.03.2011, от 15.08.2011 указано «В АИС ГКН отсутствуют данные для изготовления формы КВ.2. Площадь и местоположение границ земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании» (л.д. 1-23, том 4). Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, площадью 18132917 кв. м, состоит из трех обособленных земельных участков, причем согласно кадастровому плану первый и третий земельные участки имеют изъятия из площади (л.д. 33-35, том 1). Доказательств того, что принадлежащий ООО «КСП «Струково» на праве собственности земельный участок находится в пределах границ лесного участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией Прокуратурой не представлено.

В настоящее время порядок и принципы ведения государственного кадастра недвижимости определяются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно части 1 статьи 16 названного Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета; при этом заявителю выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости) и кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости).

Статьями 24, 25 названного Федерального закона установлены особенности кадастрового учета отдельных объектов недвижимости; статьей 28 – определен порядок исправления органом кадастрового учета технических ошибок.

Как следует из материалов дела, органом кадастрового учета спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 25.10.2007 как земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра) от 15.10.2007, от 17.08.2009, от 10.09.2009, от 15.10.2009, от 24.08.2010, от 03.02.2011, никакие изменения в сведения государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не вносились; решения об исправлении технических ошибок не принимались. Действия органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка как участка земель сельскохозяйственного назначения не оспорены и не признаны недействительными. В связи с этим внесение органом кадастрового учета в графу 16 формы В.1 кадастрового плана сведений о том, что на земельном участке имеется 678 га земель, отнесенных распоряжением Администрации Смоленской области от 05.12.2007 № 1035-р к категории земель лесного фонда, не изменяет обстоятельства дела. Кроме того, распоряжение Администрации Смоленской области от 05.12.2007 № 1035-р в установленном порядке опубликовано не было. Более того, названным распоряжением именно Департаменту Смоленской области по лесному хозяйству и органам кадастрового учета предписывалось приведение лесоустроительной и земельно-учетной документации в соответствие с настоящим распоряжением, что указанными органами не исполнено.

Согласно положениям статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу статьи 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

В пункте 6 названной статьи установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“. Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорный земельный участок в пределах границ, установленных по результатам его межевания, относится к землям сельскохозяйственного назначения. Какие-либо сведения об ограничении оборота этого земельного участка как на момент совершения сделки купли-продажи земельного участка, так и в настоящий момент в материалах дела отсутствуют.

Как следует из материалов дела, в письме Областного государственного учреждения «Смоленское управление лесничествами» от 23.09.2010 № 202 указано, что в земельные участки, расположенные по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, Фрунзенское с/п, с кадастровыми номерами 67:06:0000000:191 (принадлежит ООО «КСП «Струково»), 67:06:0030102:41 (принадлежит Бельскому *.*. ), 67:06:0030102:62 (является государственной собственностью, никому не передан), вошли лесные земли Дорогобужского участкового лесничества группы хозяйства им. Фрунзе в границах квартала № 4, выделы 2-6, 8, кварталов № 5, № 12, квартала № 21, часть выдела 1, выделы 2-9, кварталов № 22, № 23, квартала № 30, выделы 1, 2, 3, часть выдела 4, общей площадью 693 га (л.д. 95-97, том 3). В судебном заседании представители Прокуратуры, Департамента и Кадастровой палаты поясняли суду, что они занимают примерно 1/3 часть площади спорного земельного участка.

Таким образом, исходя из изложенного, иск о признании полностью недействительной сделки купли-продажи может быть удовлетворен арбитражным судом либо при признании иска покупателем по этой сделке, либо при условии неделимости земельного участка, а, следовательно, невозможности совершения сделки купли-продажи земельного участка без включения недействительной ее части.

Как установлено судом, спорный земельный участок зарегистрирован на праве собственности за ООО КСП «Струково» и используется им для сельскохозяйственного производства. Указанный земельный участок является составным земельным участком, состоящим из трех самостоятельных земельных участков, что позволяет суду сделать вывод о его делимости. Общество согласно внести изменения в сведения кадастрового учета, исключив из общей площади земельного участка 18132917 кв. м с кадастровым номером 67:06:0000000:0191, площади, отнесенные к категории земель лесного фонда, после проведения работ по межеванию участков лесного фонда.

Напротив, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено суду доказательств того, что спорный земельный участок является неделимым земельным участком, а также доказательств невозможности совершения сделки купли-продажи этого земельного участка без включения в площадь земельного участка площадей участков лесного фонда.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Прокуратурой исковых требований, так как признание в данном случае договора купли-продажи от 11.07.2008 № 114/0 8ДЦ недействительным в отношении всего земельного участка приведет к лишению права собственности покупателя и на ту преобладающую часть земельного участка, которая является землями сельскохозяйственного назначения и используется ООО «КСП «Струково» в соответствии с целевым назначением земельного участка – для ведения сельскохозяйственного производства, а также нарушит существующий баланс интересов всех заинтересованных лиц.

Истцом суду не представлено доказательств использования Обществом спорного земельного не по целевому назначению, а также доказательств нарушения ООО «КСП «Струково» права Российской Федерации в отношении участков лесного фонда.

В связи с вышеизложенным суд также отмечает, что избранный истцом способ защиты нарушенного права явно превышает пределы такой защиты. Признать же недействительной сделку в части включения в площадь спорного земельного участка площадей участков лесного фонда, а, следовательно, удовлетворить требования Прокуратуры в этой части, суду не представляется возможным, так как в материалах дела отсутствуют документы, которые позволили бы суду определить площади участков лесного фонда, подлежащие исключению из площади спорного земельного участка, и индивидуализировать эти земельные участки.

Подобная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.09.2011 № 4275/11.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Прокуратуре Смоленской области отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее Решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию - Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья *.*. Яковенкова