Арбитражная практика

О возложении обязанности по разработке зон санитарной охраны источников водоснабжения.. Решение от 17 января 2012 года № . Архангельская область.

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Чесноковой *.*. , при секретаре Рыжковой *.*. , с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной *.*. , представителя ответчика - муниципального унитарного предприятия МУП ... Честнейшиной *.*. , представителя третьего лица - Территориального отделения Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Коробовой *.*. , представителя 3го лица администрации МО ...- Воловой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию ... о возложении обязанности по разработке зон санитарной охраны источников водоснабжения,

Установил:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию ... (далее МУП ...) об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о снитарно-эпидемиологическом благополучии населения, мотивируя свои требования тем, что в соответствии нормами закона на территории МО ... водоснабжение населения питьевой водой осуществляется МУП ... без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, что создает угрозу загрязнения и засорения водных объектов, создает угрозу доступа посторонних лиц на территорию водозабора, может повлечь угрозу жизни и здоровью жителей, создает опасность причинения вреда окружающей среде, приводит к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района поддержала заявленные исковые требования, приведя аналогичные доводы.

Представитель ответчика - МУП ... Честнейшина *.*. исковые требования признала частично, не согласившись с требованиями о разработке проекта ЗСО скважин .... Также ссылается на то, что для разработки проектов ЗСО МУП был заключен договор об оказании услуг природоохранного значения в 2010г. с НОУ ..., до настоящего времени работы, предусмотренные договором не были проведены.Ссылается также на значительные финансовые затраты для разработки проектов по всем водоисточникам.

Представитель третьего лица – Территориального отделения Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах – Коробова *.*. исковые требования прокурора поддержала по доводам, изложенным в отзыве. Кроме того, дополнила, что по результатам проверки еще в 2009 году за отсутствие проектов ЗСО водоисточников, расположенных на территории администрации МО ... должностное лицо директор МУП ... был привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ. Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах санитарно–эпидемиологическое заключение на водоисточники, проекты зон санитарной охраны водоисточников, расположенных на территории администрации МО ... выдавались.

Представитель 3го лица- администрации МО ... Волова *.*. с требованиями согласна, пояснила, что водоисточники, о разработке проектов которых заявлены требования, являются собственностью МО ..., которые переданы МУП на правах хозяйственного ведения. При разработке проектов могут возникнуть вопросы по отдельным скважинам, кроме того, указывает, что эти работы требуют значительных финансовых затрат.

Заслушав стороны, представителей третьих лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.



В судебном заседании установлено, что в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан, прокуратурой Устьянского района Архангельской области выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МУП ..., а именно отсутствует проект ЗСО водоисточников, расположенных на территории администрации МО .... Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, объяснениями третьих лиц, и сторонами не оспаривается. Выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства не устранены, в связи с чем, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Согласно п. 4 вышеуказанного закона для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Статьей 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Как следует из ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Из сообщения администрации МО ... от ...г. следует, что на территории МО ... находятся источники водоснабжения, скважины: ....

Согласно перечню объектов муниципальной собственности МО ..., передаваемых в собственность МО ... от ...г. ..., в собственность МО ... переданы: ....

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права, в собственности МО ... находится земельный участок для строительства водозаборной скважины и водопровода по адресу д. ....

Из п. 2.2Устава МУП «... следует, что одним из видов деятельности данного предприятия является сбор, очистка и распределение воды.

Как следует из договора передачи объектов муниципальной собственности от ...г., заключенного между МО ... и МУП ..., за МУП ... закрепляется муниципальное имущество, в том числе: ....

Из акта от ...г. к договору от ...г. следует, что в право хозяйственного ведения МУП ... передана артезианская скважина и водопровод в д. ....



В судебном заседании из представленных письменных доказательств, объяснений представителя ответчика установлено и не оспаривается ответчиком, что МУП ... осуществляет водоснабжение населения МО ... питьевой водой из скважин, и обязано руководствоваться соответствующими предписаниями СанПин, поскольку эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения.

В соответствии со ст. 55 ВК РФ, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.

В соответствии с пунктами 1.4, 1.5, 1.6 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источн целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов, в каждом из которых, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, куда включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнений источника; правила и режим хозяйственного использования территории трех поясов санитарной охраны.

Как следует из сообщения Управления Роспотребнадзора по Архангельской области № 6427/02-1 от 15 июля 2011 года, и не оспаривается ответчиком, согласованный проект ЗСО источников водоснабжения отсутствует.

Судом установлено, что МУП ... не исполняет требования природоохранного и санитарного законодательства, санитарных норм и правил в части разработки, согласования в контролирующих органах проектов организации зон санитарной охраны питьевых источников водоснабжения, и соответственно, не выполняет водоохранные мероприятия по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны. Как на момент проведения проверки, так и до настоящего времени у МУП ... отсутствуют согласованные и утвержденные в установленном порядке проекты организации зон санитарной охраны в отношении находящихся в хозяйственном ведении данного предприятия водонапорных скважин ..., ..., ..., ..., ..., ..., для водоснабжения населения МО ... питьевой водой, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, как основанные на законе.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено.

Прокурор Устьянского района просит установить срок исполнения решения суда: разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в ... в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 1 июля 2012 года.

Ответчик доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок, не предоставил. Суд находит указанный срок достаточным для исполнения решения суда.

Согласно ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты который был освобожден, истец взыскивается с ответчика в связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ответчика госпошлину в размере ... руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие ... разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения – скважин: ..., в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до 01 июля 2012.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий *.*. Чеснокова