Арбитражная практика

О понуждении к совершению действий. Решение от 22 декабря 2011 года № . Московская область.

22 декабря 2011 года Озерский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Масиновой И.С.,

с участием прокурора Золотаревой А.Н.,

при секретаре Маркеловой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску <адрес> городского прокурора к администрации городского поселения <адрес> муниципального района о признании бездействия администрации муниципального образования незаконным и обязании устранить нарушения,

Установил:

<адрес> городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> по факту обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования, и понуждении администрации к совершению действий, указывая на то, что эти нарушения выявлены в ходе прокурорской проверки в ДД.ММ.ГГГГ года реализации администрацией муниципального образования <адрес>» полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального образования <адрес>» было внесено представление об устранении нарушений. Однако до настоящего времени представление не исполнено.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 на удовлетворении иска настаивала, пояснила, что после проведения прокурорской проверки по ее результатам было внесено представление об устранении нарушений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах на территории поселения: <адрес> так как ответчиком на подведомственной территории не соблюдаются требования Правил пожарной безопасности: в населенных пунктах у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не устроены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, на которых четко должны быть нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников); к естественным и искусственным водоисточникам не обустроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; не установлены на территории населенных пунктов средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. После этого проверялось исполнение требований прокурора, было установлено, что никаких мер по устранению нарушений предпринято не было. В своих доводах прокурор ссылался на ст., ст. 2, 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.08.2003 № 313.

Представитель администрации муниципального образования <адрес> муниципального района по доверенности ФИО4 требования признал частично, не отрицал, что указанные в иске полномочия относятся к ним, согласился, что указанные нарушения имеют место, но осуществлять свои полномочия они могут только в пределах финансирования на эти цели, подтвердил, что в текущем году предусмотренные в бюджете средства на цели обеспечения пожарной безопасности освоены не в полном объеме.

Представители отдела надзорной деятельности по <адрес> УНД Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО5 и ФИО7.С. в судебном заседании иск поддержали, пояснили, что Администрацией <адрес>» не исполняются требования Правил пожарной безопасности, по результатам проверок им вносились предписания, но нарушения, указанные в иске прокурора, до сих пор не устранены.

Заслушав объяснения, изучив материалы дела, суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования <адрес> к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

В силу ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.08.2003 № 313, (далее – Правила), Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 90 Правил, у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно п. 94 Правил, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Согласно п. 114 Правил, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Наличие указанных в иске нарушений требований Правил подтверждаются представлением прокурора от 24.03.2011 № 10-76в-2011 в адрес главы муниципального образования <адрес> <адрес> (л.д. 29-31); письмом главы <адрес>» о результатах рассмотрения представления (л.д. 32); письмом государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору в адрес первого заместителя главы администрации <адрес> (л.д. 54).

Факт незаконного бездействия администрации <адрес>» подтверждается письмом начальника отдела коммунального хозяйства управления городским хозяйством администрации <адрес>, в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ год запланировано денежных средствах в сумме №. руб. на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, из которых было освоено №. руб..

Таким образом, судом установлено, что обязанности, указанные в иске прокурора, входят в полномочия ответчика в силу названных выше положений законодательства, наличие бездействия со стороны администрации городского поселения нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а поэтому иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Ссылку представителя ответчика на отсутствие финансирования суд не принимает во внимание, поскольку даже предусмотренные бюджетом денежные средства на эти цели ДД.ММ.ГГГГ г. потрачены не были (доказательств обратного суду не представлено), а предусмотренные в бюджете на текущий год денежные средства тоже не были освоены в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск <адрес> городского прокурора к администрации <адрес> муниципального района о признании бездействия администрации муниципального образования незаконным и обязании устранить нарушения удовлетворить

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов, расположенных в черте муниципального образования.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес>» устранить выявленные нарушения, а именно:

<адрес>:

у водоемов (водоисточников) – пруды (<адрес>), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых четко должны быть нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников;

к прудам (<адрес>) обустроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

установить на территории населенного пункта средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

<адрес>

у водоемов (водоисточников) - пруд, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых четко должны быть нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников;

к пруду обустроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

установить на территории населенного пункта средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

<адрес>

у водоемов (водоисточников) – 2 Карьера, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых четко должны быть нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников;

к 2 Карьерам обустроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

<адрес>

у водоемов (водоисточников) - пруд <адрес>»), <адрес>, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых четко должны быть нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников;

установить на территории населенного пункта средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через <адрес> городской суд в 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Масинова

Мотивированное Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.