Арбитражная практика

Решение от 28 сентября 2011 года № 3-253/11. Решение от 28 сентября 2011 года № 3-253/11. Санкт-Петербург.

28 сентября 2011 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:

судьи Городского суда Гунько Т.А.,

с участием прокурора Травкиной О.Ю.,

при секретаре Ковалевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлен Ф.И.О. Маслова Д.Ю., Павлова Б.А. об оспаривании законности Закона Санкт-Петербурга от 29.10.2008г. № 681-118 « О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», суд

Установил:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 октября 2008 года принят и 14 ноября 2008 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 681-118 « О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга»(л.д. 116).

Закон официально опубликован в « Вестнике администрации Санкт-Петербурга» №44(595) от 17.11.2008г.(л.д. 191-192).

Заявители: Кружков О.А., Маслов Д.Ю., Павлов Б.А. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании указанного Закона Санкт-Петербурга недействующим в целом.

В обоснование своих требований заявители ссылаются на абзац 8 части 3 статьи 84 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и указывают, что согласно данной норме внутригородские муниципальные образования упраздняются с 01.01.2006 года, в связи с чем существование в Санкт-Петербурге внутригородских муниципальных образований противоречит федеральному законодательству, в связи с чем противоречит федеральному законодательству и Закон Санкт-Петербурга определяющий порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образоаний Санкт-Петербурга.

Заявители Кружков О.А., Маслов Д.Ю., поддержали заявленные требования в судебном заседании. Заявитель Павлов Б.А. не явился в судебное заседание, его интересы поддержал представитель по доверенности Алаханов А.Н.

Представитель заявителей по доверенности Бабийчук А.Ф. поддержал заявленные требования и при этом пояснил, что основанием к признанию оспариваемого Закона недействующим является то, что данный Закон предусматривает порядок подготовки и выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в то время как внутригородские муниципальные образования должны быть упразднены в Санкт-Петербурге в соответствие с требованиями абзаца 8 пункта 3 статьи 84 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой внутригородские муниципальные образования упраздняются с 01 января 2006 года. Заявитель указывает, что предусмотренный п.п.1.1 статьи 83 данного федерального закона переходный период действовал до 1 января 2009 года, однако органы власти Санкт-Петербурга до настоящего времени не привели в соответствие территориальное деление города федерального значения Санкт-Петербурга.

Заявители и их представитель полагают свои права нарушенными тем, что гарантированное Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами право на самостоятельное Решение вопросов местного значения посредством избрания депутатов того органа, который должен быть наделен статусом, установленным Федеральным законом « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может быть реализовано, т.к. в Санкт-Петербурге продолжают функционировать внутригородские муниципальные образования. Оспариваемый Закон Санкт-Петербурга устанавливает механизм реализации права граждан на участие в формировании не соответствующих Конституции РФ и Федеральному закону (внутригородских) органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Лыжова Н.А. и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Зацепа О.О. полагали требования необоснованными.

Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Травкиной О.Ю., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в совокупности, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.

Так, в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации город федерального значения Санкт-Петербург имеет статус субъекта Российской Федерации.



Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Абзацем седьмым части 1 статьи 2 ФЗ определено понятие внутригородской территории города федерального значения, как части территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и ( или ) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Статьей 79 Федерального закона установлены особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в которых местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях; установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

Понятие внутригородской территории города федерального значения дано в ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, определяющей основные термины и понятия: внутригородская территория города федерального значения - это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и ( или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации Москва и Санкт-Петербург обладают особым правовым статусом

В соответствии с п.2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009г. № 420-79 « Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», действующего с изменениями и дополнениями от 13.07.2011г. местное самоуправление в Санкт-Петербурге - форма осуществления жителями Санкт-Петербурга своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Санкт-Петербурга самостоятельное и под свою ответственность Решение населением Санкт-Петербурга непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения Санкт-Петербурга с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п.1 статьи 2 указанного закона внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга (далее муниципальное образование)- является часть территории города федерального значения Санкт-Петербурга( муниципальный округ, город, поселок), в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и ( или ) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, по смыслу данной нормы одно и тоже публично- правовое образование не может быть одновременно наделено статусом муниципального образования и субъекта Российской Федерации.

Перечень муниципальных образований и описание их границ установлены Законом Санкт-Петербурга от 25 июля 2005г. № 411-68 « О территориальном устройстве Санкт-Петербурга ».

Закон Санкт-Петербурга « О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» принят в целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и в соответствии с федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга определяет порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также устанавливает гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Заявителями ошибочно толкуются нормы федерального законодательства абзаца 8 пункта 3 статьи 84 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1 статьи 85 данного закона.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и применяемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации.

Данный Закон Санкт-Петербурга принят в соответствии с Законом Санкт-Петербурга « Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», в соответствии с Законом Санкт-Петербурга « О территориальном устройстве Санкт-Петербурга», в соответствии с Федеральным Законом « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,в соответствии с Федеральным Законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации » и в соответствии с основными положениями Конституции Российской Федерации и в пределах компетенции субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга.

На основании изложенного, суд полагает требования заявителей необоснованными и удовлетворению не подлежащими.



Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

заявление Кружкова О.А., Маслова Д.Ю., Павлова Б.А. об оспаривании законности Закона Санкт-Петербурга от 29.10.2008г. № 681-118 « О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

СУДЬЯ Т.А.ГУНЬКО