Арбитражная практика

Решение от 24 февраля 2012 года № А57-24219/2011. По делу А57-24219/2011. Саратовская область.

Решение г. Саратов Дело № А57-24219/2011

24.02.2012 год

Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2012года.

Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи *.*. Огнищевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания *.*. Нефедовой,

рассмотрев материалы дела по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области», р.п. Новые Бурасы

заинтересованные лица: Главный государственный инспектор Новобурасского района по пожарному надзору подполковник внутренней службы Малюков *.*. ,

Главное управление МЧС России по Саратовской области

об отмене постановления Главного государственного инспектора Новобурасского района по пожарному надзору подполковника внутренней службы Малюкова *.*. №90 от 26.09.2011г. о привлечении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы, Новобурасского района Саратовской области» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ,

при участии:



от заявителя – Казанкина *.*. выписка из приказа от 02.07.1992 г., Резник *.*. по доверенности,

от заинтересованных лиц: Главный государственный инспектор Новобураского района по пожарному надзору подполковник внутренней службы Малюков *.*. - Угольков *.*. по доверенности от 10.10.2011г.,

Главное управление МЧС России по Саратовской области - Угольков *.*. по доверенности от 10.10.2011г.,

Установил:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, измененным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным и об отмене постановления Главного государственного инспектора Новобурасского района по пожарному надзору подполковника внутренней службы Малюкова *.*. № 90 от 26.09.2011г. о привлечении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Заявитель в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Административный орган считает, что оснований для отмены постановления № 90 от 26.09.2011 г. по делу об административном правонарушении не имеется.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 10 часов 00 минут 19 сентября 2011г. по 08 часов 30 минут 23 сентября 2011г., главным государственным инспектором Новобурасского района по пожарному надзору Малюковым *.*. была проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещении территории МДОУ «Детский сад № 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области», расположенного по адресу: р.п. Новые Бурасы Новобурасского района, улица Муравьева, дом 2.

В ходе проведения проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами, а именно:

Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“;



правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ №313 от 18 июня 2003г., зарегистрированного в Минюсте РФ 27 июня 2003г. № 4838;

СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты и введены в действие Постановлением Министерством строительства Российской Федерации № 18-7 от 13.02.97г., СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утверждены Постановлением от 27 июля 1984 года №123.

Нарушение выражено в том, что:

не проведена проверка качества огнезащитной обработки чердачного помещения, в нарушение части 1 статьи 151 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ и п. 36 ППБ 01-03;

отсутствует наружное противопожарное водоснабжение объекта в нарушение ч. 1 ст. 151 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, СНиП 2.04.02-84 п. 2.11;

из помещения класса Ф1.1. с одновременным пребыванием более 10 человек (игровая младшей, средней и старшей групп, столовая, спальная младшей группы) отсутствуют вторые эвакуационные выходы, в нарушение части 1 статьи 151 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ и п. 3 ППБ 01-03; п. 6.12, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

ширина эвакуационных выходов из игровых, спален младшей группы, зала и столовой эвакуационных выходов из здания менее 1,2 м, в нарушение части 1 статьи 151 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008г. №123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ и п. 3 ППБ 01-03; п. 6.16, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

для отделки полов, стен на путях эвакуации используются материалы, не соответствующие нормативным показателям, в нарушение ст. 4, 53, 89, 151 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ и п. 53 ППБ 01-03; п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

в коридоре пути эвакуации заужены до 0,8 м. в нарушение ст. 151 ФЗ-123, п. 3 ППБ 01-0, п. 6.27 СНиП 21-01-97.

Таким образом, по мнению административного органа, учреждение совершило административное правонарушение, ответственность за которое, предусмотрена частью 1 и частью 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением по делу об административном правонарушении № 90 от 26 сентября 2011 года административный орган привлек к административной ответственности МДОУ «Детский сад № 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа на сумму 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Заявитель, не согласившись с вышеуказанным Постановлением о привлечении его к административной ответственности № 90 от 26 сентября 2011года, обратился в суд.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле арбитражный суд Саратовской области пришел к следующим выводам.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ “О пожарной безопасности“ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается, в т.ч. применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

Между тем судом установлено, что названная норма учреждением не соблюдена.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений“ (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7) (ред. от 19.07.2002)) в пункте 6.16. определено, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее:

1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.;

0,8 м - во всех остальных случаях.

Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В пункте 6.27. СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений“ (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7) (ред. от 19.07.2002)) определено, что высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:

1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.;

0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;

1,0 м - во всех остальных случаях.

В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В пункте 6.25*. СНиП 21-01-97* определено, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем с установленной данными нормами.

Между тем судом установлено, что названные нормы на момент проведения проверки учреждением соблюдены не были.

Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ определяет, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Часть 4 статьи 20.4. КоАП РФ определяет, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.

Факт наличия нарушений указанных требований Правил пожарной безопасности, подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении. Следовательно, материалами дела доказано событие вменяемого учреждению административного правонарушения.

Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судами не установлено.

В силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях МОУ «Детский сад № 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» признаков состава административного правонарушения, установленного частью 1, частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен в рамках сроков, предусмотренных статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом проверен порядок привлечения к ответственности и установлено, что процессуальных нарушений, не позволяющих привлечь учреждение к ответственности, не допущено.

Требования, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при возбуждении дела об административном правонарушении административным органом соблюдены.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исчисляемый со дня обнаружения правонарушения на момент вынесения решения судом не истек.

При рассмотрении материалов административного дела судом установлено, что при назначении административного наказания административным органом учтены положения статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

В данном случае, суд считает, что административным органом установлены обстоятельства, входящие в предмет доказывания и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ административным органом установлен, в связи с чем, суд находит оспоренное Постановление законным и обоснованным, факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ, доказанным, вину заявителя - установленной, порядок привлечения к административной ответственности - соблюденным.

Таким образом, суд считает, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалами дела подтвержден.

При таких обстоятельствах суд считает, что Постановление по делу об административном правонарушении № 90 от 26.09.2011г. законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.

Арбитражный суд Саратовской области, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

В удовлетворении заявления Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» - отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области *.*. Огнищева